Разработка открытого урока по географии в 6 классе на тему: Мировой океан и его части
Тема урока: Мировой океан и его части.
Цель урока: Проверка и применение знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях.
Задачи урока:
1. Закрепить знания о гидросфере, её свойствах и мировом круговороте воды.
2. Познакомить учащихся с Мировым океаном и его основными частями, новыми понятиями и терминами и новыми географическими объектами.
3. Продолжить формировать умение работать с атласом и контурной картой.
Межпредметные связи: природоведение 5 класс.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
- Наглядные: работа с учебником (текст, схема, иллюстрации), презентация.
- Практические: работа с атласом и контурной картой.
Формы работы учащихся:
- коллективная во время рассказа учителя;
- индивидуальная при работе: с картами атласа, при анализе схем и рисунков;
- групповая (микрогруппы) при проверке домашнего задания и изучении нового материала.
Оборудование: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, атлас и контурные карты для учащихся 6 класса, физическая карта мира, муляжи капель, компьютерная презентация.
Термины и понятия урока: океан, море, залив, пролив, материк, остров, полуостров.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Вступительное слово, приветствие (слайд 1)
Постановка целей и задач урока (слайд 2) На уроке мы должны изучить, что такое Мировой океан, океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, материки. Также наша задача – научиться описывать географическое положение морей. Мы будем также с вами наносить на контурную карту части Мирового океана. За каждый правильный ответ вы будете получать накопительные жетоны (в форме капли) и параллельно заполнять таблицу самооценивания (демонстрация)
Фамилия, Имя ученика
Капли за работу по таблице (д/зад)
Капли за устную работу и работу у карты
Итого заработано капель
По количеству жетонов-капель будет выставлена оценка.
II. Проверка ранее изученного материала.
1.Вопросы устно.
В каких агрегатных состояниях вода встречается в природе?
Твердое, жидкое, газообразное
Что такое испарение?
Каково значение воды?
Малый и большой круговорот воды в природе (объясните по схеме слайд 6)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
2. Найдите соответствие: (слайд 6)
Взаимопроверка (слайд 7) –выставление количества капель в таблицу самооценивания.
Мировой океан - гигантское вместилище воды на Земле. Вспомните, что водная поверхность Мирового океана занимает 361 млн.кв.км. – это большая часть поверхности Земли. (слайд № 9) III. Изучение нового материала
Тема урока: Мировой океан и его части. (слайд 10)
Информация о МОк (слайды 11-12)
Информация:
Термин «Мировой океан» был предложен российским океанологом Ю. М Шокальским в 1917 г.
Мировой океан представляет собой единое водное пространство, которое окружает материки, острова и полуострова и обладает общим солевым составом.
Части суши в океане: материки, острова, полуострова (слайд 13)
Общая площадь материков – 149 млн. км2
Скажите, какие материки вы знаете?
Покажите их на карте (пометить стикером)
Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Антарктида Австралия
Остров – это небольшая часть суши, со всех сторон окруженная водой (слайд 16-20) .
Гренландия
Мадагаскар
Исландия - пометить стикером другого цвета
Интересная информация о Гренландии (слайд 21)
Физкультминутка
Что-то шумно стало дети,Откуда же здесь взялся ветер?
А это – буря, шторм, беда!Плывем. И нас спасет вода! (все «плывут»)Облака закрыли путь.Нужно хорошо подуть! (дети дуют)
К солнышку потянем руки,И не будет больше скуки! (учащиеся поднимают руки вверх)
Вот капли успокоились,И на урок настроились!
Полуостров – часть суши, далеко вдающаяся в водное пространство (слайд 23-24)
Найдите на карте полуострова и пометьте стикером: Аппенинский, Лабрадор.
Материки и острова делят МОк на 4 части - четыре океана (слайд 25)
Информация: Океаны и их границы. Люди выделяют между материками четыре крупные части – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Все они сообщаются между собой. Иногда выделяют Южный океан вокруг Антарктиды.Тихий океан – самый большой и самый глубокий. Вы сразу найдёте его на карте – он занимает большую часть Западного полушария и почти половину площади Мирового океана. Он занимает даже большую площадь, чем вся суша. Атлантический океан по площади примерно вдвое меньше Тихого и сильно вытянут с севера на юг. На карте он выглядит сжатым побережьями материков. На западе – Северной и Южной Америки, на востоке – побережьями Евразии и Африки. Индийский очень удобно расположился между Африкой, Австралией и Евразией и почти целиком оказался в Южном полушарии. Северный Ледовитый океан – самый маленький и самый холодный из четырёх. Почти весь год он покрыт льдом. Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. (Учитель по карте показывает границы океанов.) Задание: Работая в парах с материалом учебника на странице ????заполнить схему «паучок» Заполнение схемы «Паучок»:слайд 26
Океаны, Название океана, Площадь океана, «самый», Самое глубокое место.
Укажите на контурной карте названия и площадь океанов. 3 мин. – проверка, оценивание.
Части Мирового океана: моря, заливы и проливы (слайд 27)
Море - часть Мирового океана, отделенная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами (слайд 28)
Моря – окраинные, внутренние, океанические (межостровные) – слайд 29 –все моря найти на карте и пометить стикером.
Дополнительная информация о Саргассовом море (слайд 30)
Саргассово море - удивительное место - в его почти стоячей, но чистой и теплой воде обитают саргассовые водоросли, поддерживаемые на плаву многочисленными воздушными пузырьками.
Около 6 млн кмІ Саргассового моря, которое почти все покрыто водорослями саргассум, относительно неподвижной воды в северной части Атлантического океана это самый большой участок спокойной воды. Занесено в книгу рекордов Гинесса!
Залив – небольшая часть океана или моря, глубоко вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся с основной частью водоема.
Гудзонов, Персидский и Мексиканский заливы – пометить на карте стикером (слайды 31,32,33).
Пролив - относительно узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
Пролив Дрейка - самый широкий (до 1120 км) и глубокий (до 5249 м) (Френсис Дрейк)
Мозамбикский пролив – самый длинный (1760 км) (слайды 34-37)
IV. Закрепление
Практическая работа. (слайд 38)На к/к найди и отметь: (на уроке найти под цифрами: 1, 4, 7, 9 и 11. Оставшиеся в повторении материала на следующем уроке.)
Полуострова: 1-Индостан, 2-Аравийский, 3-Индокитай.
Острова: 4-Гренландия, 5-Мадагаскар, 6-Великобритания.
Проливы: 7-Берингов, 8-Гибралтарский.
Заливы: 9-Гвинейский, 10-Мексиканский.
Моря: 11-Красное, 12-Средиземное, 13-Черное.
V. Подведение итогов работы: (оценочный лист) слайд 39
Капли за работу по таблице (д/з)
+ капли за устные ответы и за работу у карты
Итого заработано капель
«Золотая капля» определение учащегося набравшего больше всех капель.
Оценивание.
VI. Рефлексия (слайд 40)
Всем учащимся предложены стикеры трех цветов и нужно дать самооценку своей работе.
Дерево знаний – елка, так как урок проходит за несколько дней до нового года.
VII. Домашнее задание: слайд 41
Параграф 35. Вопросы.
Подписать на контурной карте океаны, моря, заливы, проливы, которые упоминаются в тексте 35 параграфа.
Заполнить условные обозначения (к/к стр 12)
15