Методическую разработку урока по басням И.А. Крылова


Дата:__________ Класс:5 Предмет: русская словесность
Тема: И.А.Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом».
Цель: совершенствование знаний по теме «Басни И. А. Крылова».
Задачи: ознакомить с жизнью и творчеством писателя;
развивать внимание, память, интерес к творчеству И. А. Крылова;
воспитывать эстетические качества.
Оборудование: портрет И. А. Крылова; рисунки детей к басням,иллюстрации к басням; кроссворд;
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Метод урока: словесный,наглядныйХод урока
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы и целей урока
III. Изучение нового материала
Беседа о писателе
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Басни писали и до И. Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры. Каждый год мы встречаемся с баснями И. А. Крылова. А сегодня мы проводим урок-повторение по басням Крылова в форме викторины.
Игры по басням
Ученик,  первым  ответивший  на  вопрос,  получает  жетон,  в  конце урока  подсчитываются  жетоны  и  выявляется  лучший  знаток  басен Крылова.
а) В какой басне звучат эти слова?
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем.
                                                                            («Волк и Ягненок».)
б)  Кто так говорил?
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час
Так, что голову вскружило?
                                                                             («Стрекоза и Муравей».)
в) Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Мартышка, Осел, Козел да Мишка.)
г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)
д) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона.)
е) Персонажи  какой  басни  восхваляли  друг  друга,  «не  боясь  греха»? («Кукушка и Петух».)
ж) Куда попал ночью волк, «думая залезть в овчарню»? (На псарню.)
з) Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»? («Лисица и Виноград».)
Детям  раздаются  сетки  кроссворда  с  вопросами.

Вопросы:
1. Героиня басни «Квартет».
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?
6. Любимое блюдо Демьяна.
7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись»?
8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.
Ключевое слово: Стрекоза.
Конкурс «Угадай-ка». На карточках обозначены герои басен.
– И – И – А
О – Е
– О – Ь – А
– О – О– Е –
В – – –– У – А – Е –
– Т – Е – О – А
Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.
Первая игра – «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?
1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». (К дереву, с вороны.)
2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)
3) «Однажды  Лебедь,  Рак  да  Щука  везти  с  поклажей  воз  впряглись. (Взялись.)
4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)
5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)
6) «"Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит». (Шавка.)
Вторая игра – «Загадочные животные.
КВОЛ
ПУХЕТ
РАЙЕВУМ
ГУБОЛЬ
ЕСОЛ
ЛСОН
Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.
Ответы: волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.
– В каких баснях встречаются эти животные? (В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Слон и Моська».)
IV. Подведение итогов урока.
– Самым лучшим знатоком басен оказался…
V. Домашнее задание
Выучить одну басню и нарисовать рисунок