Доклад на тему: «Системно – деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС»



Доклад на тему:
«Системно – деятельностный подход к организации образовательного процесса
в условиях перехода на новые ФГОС»
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ Зайцевской СОШ Бахаровская Л.И.
Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний,составляющих основу наук.
Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий,обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических,межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности,когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности,жизненной ситуации.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат –знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод обучения
– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности
– заключается в том,что ученик, получая знания не в готовом виде, а,добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности
– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности
– предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса
– заключается в следующем:школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности
–предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности
– предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества
– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности(организационный момент)
– 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
– 4-5минут
Цель: повторение изученного материала,необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий диалоги;
мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.) III. Постановка учебной задачи
– 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
– 7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения),согласовывают тему урока, выбирают способ,строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление
– 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
– 4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -
7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
– 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
Особенность деятельностного метода –самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы –работу в парах. На этапе закрепления новой темы,например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме.Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания.Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного,то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику,выполняющему в данный момент функцию учителя,корректировать ошибки в момент их возникновения,оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то,что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать,исправлять ошибки других, тем самым обогащая,закрепляя и свои знания.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации,проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по л
Пример урока с использованием системно-деятельностного подхода.
Урок математики во 2-м классе.
Тема: “Деление с 0 и 1”.
Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.
I. Организационный момент:
добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
проверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний:
8 : 2 = … 6 : 2 = …4 : 2 = ...
Рассуждение по плану:
1). Надо найти число, при умножении которого на 2,получается …..(8, 6, 4);2). Это число ……;3). Значит __ : 2 = __
III. Постановка учебной задачи:
тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).
IV. Открытие нового знания:
работать будем в группах;
какие правила работы в группах надо помнить?
Задание №1.
1 гр. 2гр. 3гр.
0 : 2 = … 0 : 4 = … 0 : 6 = …
0 : 3 = … 0 : 5 = … 0 : 9 = …
0 :23 =… 0 : 17 =… 0 : 32 = …
Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =…
представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №2.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 2 =… 4 : 4 =… 8 : 8 = …
6 : 6 = … 5 : 5 =… 8 : 8 = …
3 : 3 =… 7: 7 =… 9 : 9 = …
Вывод: а : а =… Вывод: а : а =… Вывод: а : а =…
представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №3.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
3 : 1 =... 4 : 1 =… 2 : 1 =…
5 : 1 =… 6 : 1 =… 9 : 1 =…
7 : 1=… 8 : 1 =… 5 : 1 =…
Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =…
представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №4.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 0 =… 5 : 0 =… 7 : 0 =…
4 : 0 =… 6 : 0 =… 9 : 0 =…
Вывод: а : 0 Вывод: а : 0 Вывод: а : 0
представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
записываем выводы в тетрадь открытий.
Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей):
кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).
V. Первичное закрепление:
как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);
сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
стр. 95 №3 – выполнить письменно;
как будете работать самостоятельно?
VII. Повторение.
стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;
Фронтальная проверка.
VIII. Итог урока (рефлексия деятельности):
какое открытие вы сегодня сделали?
как вы это узнали?
где можно применить новое знание?
что для вас было трудным?
Д.з.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации,проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту