Организация внеурочной работы с учащимися по здоровьесбережению через проектно-исследовательскую деятельность..


Секция №4.
Организация внеурочной работы с учащимися по здоровьесбережению через проектно-исследовательскую деятельность..Автор: Шкорупинская Ольга Владимировна, учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №25 г. о. Балашиха, oshkorupinskaya@mail.ruСтремительный переход общества от индустриальной формации к информационной привёл к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни. В современном обществе основой любой деятельности служит работа с большими объёмами разнообразной информации.
Отсюда генеральным направлением реформирования школы стало формирование человека, способного добывать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий.
Это ставит перед школой принципиально новую задачу ─ создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.
Девизом проектной деятельности могут стать слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»
Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.
Наиболее важными считаю:
-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
Так сложилось, что большинство проектов было направлено на уточнение понятия здорового образа жизни человека, формирование ценностного отношения к здоровью, пропаганде ЗОЖ.
Одним из проектов ЗОЖ стал экологический мониторинг. Мы большую часть дня проводим в школе. «Влияют ли на наше здоровье уровень освещения классной комнаты, шум, температурный режим?».
Эти проблемные вопросы заинтересовали учеников, т.е. были личностно значимыми. Как ответить на них? Ведь такие измерения не сделаешь на глаз.
Как только ребенок сталкивается с проблемой, его мозг начинает конструировать способы ее решения – выдвигать гипотезы. Поскольку исследования младших школьников направлены не столько на открытие нового знания, сколько на развитие их творческих способностей, важно предложить им генерировать гипотезы по принципу: чем больше, тем лучше. При этом ценность детских предположений, даже самых нелепых, в том, что они позволяют учащимся выйти за рамки обыденных представлений. Однако необходимо заострять внимание учащихся на том, что гипотезы должны вытекать из фактов, которые надежно проверены. Поэтому необходимо дать учащимся возможность провести опыты или измерения, позволяющие проверить выдвигаемые ими гипотезы.
В работе над проектом, как разные факторы влияют на наше здоровье, использовалась цифровая лаборатория, с которой ребята познакомились на уроках окружающего мира. Вопросы, на которые ребята отвечали, были самыми разными, но все интересными для детей (почему страницы в книгах белые, а буквы черные, а не наоборот; почему форточки расположены вверху, а батареи отопления внизу и какова оптимальная температура воздуха в помещении; всегда ли достаточно естественного освещения и почему свет должен падать слева и т.д.) Одним их вопросов, на который ребята получили ответ, работая над проектом, стал вопрос: «Почему так часто нужно проветривать класс?»
Задача: на основе исследования температурного режима класса показать зависимость изменения климата в классе в течение учебного дня.
Цель: добиться снижения уровня утомляемости учащихся и повышение эффективности учебного процесса через соблюдение режима проветривания класса.
Вывод: необходимость частого проветривания обусловлена быстрым подъёмом температуры воздуха в замкнутом помещении, в котором находится много людей; комфортность и работоспособность класса зависят от температуры окружающей среды; проветривание помещения является здоровьесберегающим фактором.
Еще одним вопросом, на который ребята получили ответ в ходе экологического мониторинга, стал вопрос освещенности класса. Мы выяснили, какие факторы влияют на освещенность класса: солнечный свет, искусственное освещение, жалюзи, а также удаленность от окна, поэтому мониторинг проводили по рядам.
Меняя условия эксперимента, с помощью регистраторов уровня освещенности производили замеры и заносили их таблицы.
В итоге получилась сводная таблица, на основании которой и были сделаны выводы:
1.уровень освещенности класса не одинаковый и зависит от разных факторов, которые необходимо учитывать для создания оптимального освещения в классе;
2.освещеннность класса влияет на зрение учащихся и является здоровьесберегающим фактором.
Практическая работа на уроке и во внеурочное время с цифровой лабораторией способствует формированию универсальных учебных действий.
В первую очередь - это познавательные УУД – ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов замеров.
Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли и развивать лингвистические компетенции.
Регулятивные УУД – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы.
Самый большой плюс от работы с лабораторией заключается в том, что при высокой степени самостоятельности в работе ученики получают возможность получать более глубокие знания. Формируется интерес к исследовательской деятельности. Процесс обучения становится увлекательным. Благодаря работе над проектом, представление детей о ЗОЖ расширилось. Дети поняли, что здоровье – это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для поддержания здоровья необходимо вести здоровый образ жизни.
В процессе работы над проектом ребята учатся правильно формулировать тему, определять цель и задачи проекта, выдвигать гипотезы, учатся выделять этапы работы, вести наблюдения, подбирать информацию, оформлять свои мысли устно и письменно, учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Активная мыслительная деятельность расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что является важным и актуальным в настоящее время.
Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.
Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.