Из опыта работы: Организация работы с учащимися по здоровьесбережению через проектно-исследовательскую деятельность.


Организация работы с учащимися по здоровьесбережению через проектно-исследовательскую деятельность.
Стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной привёл к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни. Философы, изучающие интеллектуальное развитие социума, заговорили о новой революции в этой области ─ переходе от индустриального мышления к информационному, поскольку в современном обществе основой любой деятельности служит работа с большими объёмами разнообразной информации.
Отсюда генеральным направлением реформирования школы стало формирование человека, способного добывать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий. Это ставит перед школой принципиально новую задачу ─ создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
   
 Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Джон Дьюи, американский философ и педагог ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Кратко изобразим этапы работы над проектом или исследованием .Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
1 Этап: подготовка
Проведение вводной беседы с целью:
-формирования первичного представления об изучаемом объекте
-формирования интереса к данной теме
-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
2 Этап: организация проектной и исследовательской деятельности
Актуализация знаний
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.
2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п.для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.
Плановые работы
1.Определение источников информации.
2.Планирование способов сбора и анализа информации.
3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)
-фильм, макет, сборник и т.д.
-конференция, праздник и т.д.
4.Выработка критериев оценки результатов работы.
5.Распределение обязанностей среди членов команды. Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
-прочитать в книге
-понаблюдать
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-подумать самостоятельно
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Формулировка задач (для чего?) Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и тПроведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.
Результаты и выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. Анализ информации. Оформление результатов. Наблюдение, советы.
3 Этап: представление готового продукта (презентация).
Представление результата работы в разнообразных формах. Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.
4 Этап: оценка процессов и результатов работы.
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.
Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.
Можно выделить важные из них:-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками школьной и городской библиотек, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).
Существуют    разные  мнения, в  каком возрасте  начинать  проектную  деятельность?    Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников, однако начинать вовлекать их в проектную деятельность нужно обязательно, начиная с первого класса. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Однако полноценная проектная деятельность еще  трудна для младших школьников.
Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время, применение которых становится возможным с 1 класса.  
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Тема требуется необычная, интересная, оригинальная.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми": творческая  игра,  спектакль,  стенгазета.
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях, почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
 Начиная  с первого года обучения  мы с ребятами готовили коллективные классные проекты. Они носили и творческую, и социальную направленность. Мне хотелось показать детям, что создание проектов - это интересное и важное занятие.
Большинство проектов было направлено на уточнение понятия здорового образа жизни человека, формирование ценностного отношения к здоровью, пропаганде ЗОЖ.
Отправной точкой первого проекта (выбор темы) явился классный час «В здоровой семье – здоровые дети». Родители и дети рассказывали о своих спортивных достижениях и мероприятиях по укреплению здоровья. Огромный интерес у детей вызвало выступление чемпиона мира по боксу Бахтина А.А. Он рассказал ребятам о том, что добиться высоких результатов в спорте ему помогла строгая дисциплина и сила воли.
Фото с кл. часа и информация с сайта школы

Анализируя итоги проведённой работы, у меня сложилось мнение о том, что ребята соотносили ЗОЖ исключительно с занятиями спортом, даже многие рисунки, подготовленные к мероприятию, были подписаны «Здоровье-это спорт». Эту проблему я и озвучила детям: «Всё ли мы знаем о том, что такое здоровый образ жизни?»
Этот вопрос заинтересовал учеников.
Я рассказала о том, какую надо провести работу по сбору информации, где её можно добыть, как оформить, т.е . как подготовить проект. Решили организовать несколько групп, каждая выполняла своё задание: одни ученики решили задать вопросы по теме проекта ученикам, родителям, сотрудникам школы (учителям и работникам столовой). (См.видео).
Записанные видеосюжеты просматривали на внеурочных занятиях и обсуждали, делали выводы. Следующая группа ребят вместе с родителями подготовила рисунки и плакаты «Я выбираю здоровый образ жизни».
Родители организовали встречу детей с врачом – ортодонтом Гридневым И.О. Игорь Олегович (см. на сайте школы).
Ученики 5 класса провели праздник «Овощи и фрукты - полезные продукты», где в занимательной форме рассказали о пользе овощей и фруктов, а также предложили первоклассникам изготовить необычные бутерброды для героя сказки.
Ещё одна группа собирала информацию из книг и других печатных источников и готовила устный рассказ о проделанной работе.
Результаты своих исследований ребята представили на родительском собрании, где совместно с родителями подготовили отчёт в виде стенгазеты и фоторепортажа для школьного сайта.(см.сайт).

Благодаря работе над проектом, представление детей о ЗОЖ расширилось. Дети поняли, что здоровье – это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для поддержания здоровья необходимо вести здоровый образ жизни.
Ребята решили подробнее узнать о каждом аспекте, составляющем ЗОЖ.
Так родилась идея создания нового проекта и выбора его темы.
Начали с правильного питания.
Каши – очень полезны для питания, но дети их едят плохо. Как сделать кашу вкусной? Появилась новая проблема и тема проекта: «Из чего готовят каши. Как сделать кашу вкусной.» В работе над этим проектом большую помощь оказывали родители, так как часть работы была выполнена под их руководством. Взяв за основу отчёты детей по теме, а они представляли собой презентации, фото-отчёты, видео-сюжеты, удалось подготовить презентацию для представления её на этапе городского конкурса, проводимого в рамках реализации программы по правильному питанию «Разговор о правильном питании» .
(см.презентацию)

Немалая работа ведётся по пропаганде ЗОЖ.
Ребята с большим удовольствием участвуют в мини-проектах «Парад будущих чемпионов», проводимых совместно с другими классами. Детям предоставляется возможность продемонстрировать свои спортивные достижения.
В этом году мои ученики включили в свою программу не только показ упражнений, но и объяснения с научной точки зрения важности и ценности каратэ. Они рассказали о том, что каратэ – идеальный способ победить стресс, занятия этим видом спорта создают отличную атмосферу для улучшения успеваемости, так как очень дисциплинируют, помогают держать себя в тонусе, не допускают лениться.
Проект рассчитан на 2 урока. Подготовка представляет собой создание сценария выступлений, подбор музыкального сопровождения и репетицию. Продуктом деятельности является «Парад», а также хорошее настроение, возникшее в результате выступления.(См.САЙТ )
 
 10 апреля 2014 г. в 1 "В" (Говорунова С.С.) и 4 "А" ( Сафонова О.С.) классах прошёл "Парад будущих чемпионов".

Хотелось бы обратить внимание на ещё одну составляющую здоровья человека – это его душевное и духовное благополучие.
См. видео-ролик .Обсуждая эту составляющую ЗОЖ, ученикам было предложено поучаствовать в проекте: «Спешите делать добро». После непродолжительных обсуждений решили вырастить рассаду для озеленения пришкольного участка, а затем высадить её. Этот проект был длительным. В процессе работы ученики узнали о развитии растения из семени, видах растений, научились ухаживать за рассадой, учились вести научный дневник, приобрели элементарные навыки обработки почвы для посадки растений, читали научно-популярную литературу, а главное – получили удовлетворение от проделанной работы. Приятно было видеть счастливые лица детей и слышать их слова: «А наши цветы выросли и цветут. Как красиво!»
См фото.
В процессе работы над проектом ребята учатся правильно формулировать тему, определять цель и задачи проекта, выдвигать гипотезы, учатся выделять этапы работы, вести наблюдения, подбирать информацию, оформлять свои мысли устно и письменно, , учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Активная мыслительная деятельность расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что является важным и актуальным в настоящее время.
Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.
Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.
В заключение работы приведу слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.