Развитие образовательной среды в современной образовательной организации. Внеурочная деятельность -неотъемлемая часть деятельности по здоровьесбережению
«Я здоровье сберегу –
сам себе я помогу»
В последние годы заметно увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов:
– неправильного отношения взрослого населения к своему здоровью и здоровью своих детей,– отрицательного влияния окружающей среды.– наследственных факторов,– нарушения правил здорового образа жизни.
Все понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом. Как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на “потом”, обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится трудно начинать.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если кружиться голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребёнку: “Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!
Но практически очень мало родители в семьях говорят детям: “Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении! Главными пороками в XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. А занятия физической культуры в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребёнку полюбить себя, своё тело, своё здоровье, себя самого и оценить объективно проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Необходимо проведение уроков здоровья, на которых следует закладывать гигиенические навыки, негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.
Вот такой замечательной работой занимаемся мы в своей нашей школе с учениками. А проводим мы следующее: беседы, экскурсии, соревнование, различные игры и это всё входит во внеурочную работу занятий «Гармония».
Программа спортивно- оздоровительного направления, интегрированного курса ОБЖ, физической культуры и окружающего мира составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы курса «Основ безопасности жизнедеятельности», под редакцией А.Т.Смирнова, комплексной программы физического воспитания, автор А.П.Матвеев. При составлении программы в качестве методической основы использованы модели обучения, взятые из авторской программы О.С. Гладышева «Уроки здоровья».
Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю и рекомендуется для начальной ступени образования.
Данная программа позволяет заниматься профилактикой безопасного поведения школьников, знакомить их с основами здорового образа жизни, формировать устойчивые модели соответствующего поведения в природной и социальной среде. Необходимость такой программы очевидна и подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.
Структура программы ориентирована на интегративные мироощущения школьников начального периода обучения. Главная идея базируется на так называемых «основных свойствах живого», позволяющих выстроить принципы и правила здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения в природной и социальной среде.
Интеграция в одном курсе основных направлений трех предметов (окружающего мира, ОБЖ и физической культуры) позволяет сформировать у учащихся начальных классов представления не только о единой картине окружающего мира, но и о своем месте в нем, единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни, о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и физической подготовки их предков.
Цель – формирование у обучающихся понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним: природной и социальной средой.
Задачи:
научить учащихся принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни;
изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения;
способствовать возрождению традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
содействовать укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
прививать интерес и потребность к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом.
Содержание программы включает в себя четыре раздела:
Русские народные подвижные игры.
Уроки здоровья.
Правила дорожного движения.
Безопасность и защита человека в ЧС.
Программа по внеурочной деятельности «Гармония» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «безопасность»;
использовать знания при планировании и соблюдении режима дня,
выполнении физических упражнений и во время подвижных игр;
применять правила безопасного поведения в окружающем мире,
основные правила профилактики травм в повседневной жизни (дома, на улице, в школе и при занятиях спортом);
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;
планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, безопасности.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни, безопасность;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
использование практических знаний для сохранения и укрепления
физического, эмоционального и духовного здоровья;
применение правильных решений в ситуации, связанной с риском для здоровья,
а нередко и для самой жизни;
выполнение правил личной гигиены.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителями;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений,
заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий вносить необходимые дополнения и изменения при проведении русских народных игр;
вносить необходимые дополнения и изменения при проведении русских народных игр.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении занятий;
передавать знания о здоровье другим детям в виде совета или практической помощи;
согласовывать свои действия с другими детьми;
создавать благоприятный психологический климат.
15