СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ
Толкачев Виктор Николаевич
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Методическая разработка
Ростов-на-Дону 2015
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc455171799 \h 31. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ PAGEREF _Toc455171800 \h 61.1 Истоки, целесообразность, условия, применения дистанционного обучения в профессиональном образовании PAGEREF _Toc455171801 \h 61.2 Учебно-методическое обеспечение ДО PAGEREF _Toc455171802 \h 121.3 Структура, содержание электронного образовательного ресурса и принципы его создания PAGEREF _Toc455171803 \h 162. ИНФОРМАЦИОННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА PAGEREF _Toc455171804 \h 252.1 Информационно-технологические ресурсы создания ЭОР: обзор предложений PAGEREF _Toc455171805 \h 252.2 Методические рекомендации по проектированию электронного образовательного ресурса PAGEREF _Toc455171806 \h 313. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ PAGEREF _Toc455171807 \h 464. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ PAGEREF _Toc455171808 \h 48ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc455171809 \h 50СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc455171810 \h 52
электронный образовательный дистанционный обучение
ВВЕДЕНИЕВ последние несколько лет прошли большие изменения образования в России. Все потому, что образование в нашей стране сильно отстает от образования за рубежом. Если в других странах давно и активно используется дистанционное обучение (ДО), то к нам такая форма образования пришла совсем недавно и не имеет такой популярности. Бим-Бад Б. М. отмечает: «являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования» [10].
Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание. Преподаватели возлагают на телекоммуникации и мировые ресурсы сети Интернет огромные надежды. Оправдаются ли они? Смогут ли педагоги использовать потенциал технических средств и средств новых информационных технологий? Станут ли курсы дистанционного обучения полноправным компонентом системы образования? [15]
В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным [23].
Сегодня дистанционное обучение используется не только в высшем, но и в среднем образовании.
Если рассматривать с материальной точки зрения, то несложные расчеты показывают, что затраты на проведение традиционных очных курсов (включающие расходы на содержание зданий, аудиторий, компьютерных классов) выше затрат на организацию дистанционных курсов (если у слушателей в учебных заведениях уже имеются компьютеры с выходом в Интернет) [23]. Ведь также необходимо преодолеть такую трудность, как не умение преподавателей использовать компьютерные технологии [9, стр.4]. Если молодые преподаватели пользуются компьютером на «продвинутом уровне», это не значит, что качество преподаваемого знания будет высоким. В свою очередь более опытные преподаватели не умеют использовать компьютерные достижения для более интерактивного обучения.
Так, что же является необходимым в развитии дистанционных форм обучения? По всему выше сказанному можно сказать, что одним из условий дальнейшего развития будет: наличие в учебных заведениях компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, а также хотя бы не большой начальный уровень подготовки преподавателей в области информационных технологий (владение основами компьютерной грамотности, умении создавать электронные образовательные ресурсы), ну и конечно же грамотно составленное учебно-методическое обеспечение [23].
Во многих учебных сегодня есть технические условия и специалисты, умеющие использовать компьютерные технологии. Но это не значит, что каждый из них сможет создать необходимое учебно-методическое обеспечение (УМО) ДО. Ведь для его создания используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), а ЭОР в свою очередь создаются с помощью программного обеспечения, которое не всегда грамотно используется из-за отсутствия методических рекомендаций, или сложности установки программы, или нехватки опыта. Учитывая вышесказанное, была сформулирована тема исследования настоящей выпускной квалификационной работы: «Создание электронного образовательного ресурса для дистанционного обучения студентов колледжа».
Объектная область исследования - дистанционное обучение.
Объект исследования - учебно-методическое обеспечение дистанционного образования.
Предмет исследования – электронный образовательный ресурс, как компонент учебно-методического обеспечения.
Цель исследования: обосновать структуру, содержание электронного образовательного ресурса для дистанционного образования, а также способы его разработки.
Гипотеза исследования: оптимальные способы создания электронных образовательных ресурсов помогут создать необходимое учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения.
В соответствии с целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:
Обосновать целесообразность применения дистанционного обучения в профессиональном образовании.
Исследовать учебно-методическое обеспечение дистанционного образования в колледже.
Рассмотреть структуру, содержание электронных образовательных ресурсов, принципы их формирования.
Спроектировать методические рекомендации по разработке электронного образовательного ресурса для студентов колледжа.
1. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ1.1 Истоки, целесообразность, условия, применения дистанционного обучения в профессиональном образованииЧто такое дистанционное образование? Дистанционное образование (ДО) – это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий, и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, или учебных средств, или образовательных ресурсов.
Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет. Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Университетом. Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Подобное положение дел привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой [1, стр.9].
В 70-е годы XIX века в Америке также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. Так, в 1873 году Анна Элиот Тикнор общество Тикнор (Ticknor’s Society), взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» («Society for the Encouragement of Home Study»). В 1874 году программу обучения по почте предложил Университет штата Иллинойс (Illinois State University)[14].
В России первооткрывателями спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее член Современная гуманитарная академия. Датой официального развития дистанционного обучения в нашей стране можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования 6, стр. 7.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого студента, где бы он ни находился 6, стр. 8.
ДО подходит для нескольких категорий обучающихся:
Дети школьного возраста, проживающие в отдаленных регионах, где сложно или невозможно обеспечить занятия в классах. Информационный портал «Дистанционное обучение» приводит такой пример: «В австралийских необжитых районах дети учатся по радиопрограммам, разработанным специальной школой» [13]. Такая же система используется в Индии.
Люди с ограниченными физическими возможностями, не имеющие возможности посещать обычные занятия. На портале ДО пишут, что для таких людей созданы extension services в Университете Айовы, США и в Калверт Скул, Балтимор, США), переселенцы (например, из Сомали или Судана), те люди, которые часто меняют место жительства (для таких студентов созданы Centre Nаtionаle d`Education par Correspondance a Distance, Франция, Extension Course Institute of the Air University, Монтгомери, Алабама США) [13].
Методики дистанционного образования используются для обучения как молодых людей школьного и университетского возраста, которые не имели возможности получить начальное образование, так и взрослых людей, которые по социально-экономическим причинам не получили образование, но желают получить новую специальность или самосовершенствоваться[12, стр.3]. А самое главное, что ДО открывает новые возможности для людей с ограниченными возможностями. Ведь на данный момент существует огромное количество разнообразных форм и методик обучения. Доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО Евгения Семеновна Полат выделяет следующие формы ДО:
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников [6, стр. 34].
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия студентов и педагогов [6, стр. 34].
Телеконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner)[6, стр. 35].
Телеприсутствие подразумевает дистанционное присутствие, которое осуществляется, например, с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России [6, стр.35].
Что касается методик обучения, они бывают нескольких типов: методика синхронного дистанционного обучения, методика асинхронного дистанционного обучения и смешанная методика дистанционного обучения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Методика синхронного до предусматривает общение студента и преподавателя в режиме on-line (Например: Skype).
Методика асинхронного ДО применяется, когда невозможно общение между студентом и преподавателем off-line (Например: почта, различные форумы).
Смешанная методика ДО включает в себя компоненты и той и другой методики.
Так же рассмотрим средства дистанционного обучения. Я выделил, на мой взгляд, чаще всего используемые средства ДО. К ним относятся:
Электронные варианты учебников, справочников и т.д.
Мультимедиа приложения.
Видео, аудио учебные материалы.
Презентации по учебному материалу.
Картинки с анимацией.
Господарик Ю.П отмечает: «методики обучения в рамках дистанционных курсов оказывает влияние на формирование более высокого уровня мотивированности учащихся, имеет опору на самостоятельную работу учащихся и содержит средства обучения ей, предполагает и способствует максимальному использованию групповых методов деятельности учащихся. Дистанционные курсы обучения способны существенно углубить содержание изучаемого материала, а интегрированные в курсы методики обучения оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся» [12].
С помощью средств дистанционного обучения можно сделать урок более интересным и полным. Не удивительно, что сейчас ДО пользуется большой популярностью. Не на каждом уроке в профессиональном образовании задействовано столько электронных образовательных ресурсов. Но не только это является положительным фактором для востребованности ДО. Что бы выяснить какие причины послужили поводом для такой популярности ДО, необходимо рассмотреть плюсы и минусы такого обучения.
Таблица 1 – Достоинства и недостатки ДО
Достоинства Недостатки
1 2
Обучение проходит индивидуально, что позволит улучшить качество усвоения знаний у учащегося. Для ДО необходима высокая самодисциплина, а результат зависит от самостоятельной работы ученика.
Гибкость в обучении. Учащийся может самостоятельно выбрать курсы и удобное время для их проведения. Необходим постоянный доступ к интернету и неполадки на линии у провайдеров могут «дорого» обойтись учащемуся.
Окончание таблицы - 1
1 2
Доступность обучения. Все школьники используют интернет, почти в каждом доме есть компьютер, следовательно каждый ребенок может обучатся в режиме ДО. Не все преподаватели являются активными пользователями ПК. Не умеют использовать ЦОР и составлять ЭОР.
Активная связь учителя и ученика. Учащийся в любое время сможет связаться с преподавателем и задать интересующий вопрос. Обучающие ЭОР и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия.
Использование интернет ресурсов позволяет быть всегда в курсе новых открытий в любом направлении. Равное обучение. Любой ребенок сможет получить образование, не зависимо от места проживания или от физического здоровья или материального положения. Учащийся выбирает то, что интересно и важно для него. Повышается познавательная мотивация. Учащийся может самовыражаться и развивать свои творческие навыки. Например при создании проекта. Используя преимущества, ДО позволяет решить следующие задачи:
Обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту;
Расширить круг общения у людей с ограниченными возможностями (например: форумы, чаты, видеоконференции.);
Дать возможность закончить учебу экстерном;
Обеспечить обучение на дому людей из отдаленных регионов.
Обеспечить углубленное изучение темы, раздела учебной программы;
Обеспечить устранение пробелов в знаниях;
Внедрение дистанционного образования — сложно так как надо:
Морально подготовить преподавательский состав к внедрению новых технологий [21].
Обучить преподавателей, не владеющим компьютерной грамотностью новым информационным технологиям (MS Word, PP, Excel, IE) [21].
Разработать базу нормативно-правовых и регламентирующих внедрение и проведение ДО [19].
Приобрести систему дистанционного обучения и решить задачу приобретения или разработки электронных курсов, по которым будет проходить обучение. [19].
Провести курсы по формированию электронных образовательных ресурсов.
Все это поможет дальнейшему развитию ДО.
1.2 Учебно-методическое обеспечение ДОВиртуальное обучение, как и реальное требует учебно-методическое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение, представляет собой совокупность учебно-методических материалов на различных видах носителей, содержащих учебные материалы для каждой дисциплины в соответствии с профессиональной образовательной программой.
Процесс обучения в обязательном порядке подкрепляется учебно-методическими комплексами.
Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана [17].
Каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий [2, стр.16]. Мультимедиа курсы являются основой дистанционного образования и составляют основу учебно-методических комплектов.
Учебно- методический комплект разберем на примере Российской Правовой Академии Министерства Юстиции Российской Федерации. Электронный учебно-методический комплекс или ЭУМК в системе дистанционного обучения Академии имеет следующую структуру:
Методический раздел:
информация об авторе;
учебно-методические рекомендации и указания студенту, включающие целевую установку и требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля;
содержание учебной дисциплины или программа курса;
примерная тематика курсовых, контрольных (по учебному плану) и дипломных работ;
библиографический список;
правовые акты;
вопросы к промежуточной аттестации;
учебно-тематический план дисциплины.
Дидактический раздел:
лекционный материал по всем темам курса, вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию по каждой теме, тесты по всем темам;
глоссарий;
схемы, рисунки, таблицы, примеры решения задач;
задание для контрольной работы (по учебному плану)
Контрольно-измерительный раздел:
Тест промежуточной аттестации (зачет или экзамен по учебному плану)
Система консультаций и общения между преподавателем и студентом
Последовательность изучения лекционного курса и прохождения текущего контроля определяется учебно-тематическим планом [20].
В образовательных учреждениях России накоплен значительный опыт по созданию электронных средств учебного назначения, по разработке информативных и образовательных сайтов, по внедрению информационных технологий в учебный процесс. Однако эта деятельность носит разрозненный и фрагментарный характер и требует организации систематической работы по сбору, классификации и размещению в едином информационном пространстве информационных, учебно-методических и дополнительных материалов. Очевидна необходимость создания специализированных тематических и региональных порталов, открывающих перед населением ресурсы и потенциал российских образовательных учреждений, направленных на объединение российского образовательного сообщества, обеспечение оперативного доступа к образовательной информации, повышение уровня образования населения и оказание практической помощи участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий. Порталы должны не только концентрировать электронные ресурсы в различных предметных областях и на различных уровнях образования, но также содержать систему информационного и административного сопровождения образовательной деятельности в системе открытого образования [2,стр.18]. Приведу несколько примеров таких порталов:
«Единая коллекция ЦОР» (сайт http://school-collection.edu.ru/)
"Класс!ная физика" входит в каталог «Образовательные ресурсы сети-интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования» (сайт http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm)
Официальный информационный портал ТУСУР (сайт http://www.tusur.ru/)
Эти порталы адресованы всем субъектам образовательного процесса - дошкольникам, учащимся, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям средних школ, гимназий и лицеев, преподавателям вузов, родителям, администраторам образования. Материалы, размещенные на портале, реально предоставляют возможность обмениваться идеями и знаниями, включенными в широкий круг образовательной проблематики [2, стр.18].
Создание образовательных порталов - один из эффективных способов построения единого образовательного информационного пространства, доставки электронного контента в удаленные регионы. А доступность интернет технологий, технологий видео- и радиовещания позволяет расширить спектр образовательных услуг и качественно изменить характер учебно-методического обеспечения. Вещательный режим также дает возможность обеспечить максимально широкий охват аудитории [2, стр.19].
Использование интернет технологий предъявляет новые требования к учебно-методическому обеспечению образовательных программ (прежде всего, программ повышения квалификации учителей). Как проектировать образовательные программы, как провести урок с применением интернет технологий и вопрос, который в данной работе имеет первостепенное значение, как самостоятельно создать ЭОР. Именно ЭОР дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий и решают одновременно как задачи учебно-методического обеспечения образовательных программ, так и повышения квалификации преподавателей для работы на основе новых информационных технологий [3, стр.11].
1.3 Структура, содержание электронного образовательного ресурса и принципы его созданияРассмотрев учебно–методический комплекс на примере образовательного учреждения возникает вопрос: Как создать ЭОР и что он из себя представляет? ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СD-плеера [5, стр.18]. Наиболее современные и эффективные, для образования ЭОР, воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо познакомится со структурой, содержанием, требованиями и принципами работы ЭОР.
По форме содержания лекционного материала, ЭОР можно разделить на несколько типов:
Электронный учебник – программный комплекс с учебными материалами и тестами по определенном предмету (И.Г.Захарова). Например: электронная копия печатного издания без использования мультимедийных средств и гиперссылок (И.М.Ибрагимов) или учебник, внесенный в компьютер, но организованный по принципу гипертекста (Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров).
Интернет - учебник – мультимедийный гипертекстовый электронный учебник, используемый в сети Интернет в качестве постоянно развивающейся и справочной системы (И.М.Ибрагимов). Например словарь Ожегова С.И. в электронном варианте.
Мультимедийный электронный учебник – гипертекстовое и мультимедийное переложение печатного учебника на компьютер, в сравнении с печатными материалами в такой учебник могут оперативно вноситься необходимые изменения; он имеет большую графическую наглядность и удобный пользовательский интерфейс (И.М.Ибрагимов).
Программа обучающая - совокупность элементарных порций учебного материала по данной дисциплине, предъявляемых обучаемому на экране компьютера в интерактивном режиме в зависимости от его действий с автоматизированной обучающей системой (И.В.Роберт).
Автоматизированная обучающая система – система программного обеспечения ПК, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения (Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров).
Компьютерная обучающая система - программное средство, в которой отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности (И.В.Роберт).
Именно от типа ЭОР будет завесить его содержание. Первая часть электронного образовательного ресурса должна включать:
титульный лист;
аннотацию к ЭОР;
программу ЭОР;
перечень сокращений;
перечень иллюстраций;
сведения об авторе;
тексты тем (глав) № 1, 2, 3 и т.д.;
список рекомендуемой литературы по темам;
список цитированной литературы;
приложения (перечень разнообразных нормативных актов, указов, постановлений).
Вторая часть предполагает наличие:
перечня вопросов и заданий для самопроверки изученного материала по каждому разделу и по всему ресурсу и заданий для компьютерного тренинга в среде мультимедиа;
перечня вопросов и заданий для контроля уровня знаний к каждой теме, главе, разделу и ко всему ресурсу;
предполагаемых тем курсовых работ и/или рефератов;
примерного перечня экзаменационных вопросов и/или вопросов к зачету;
различных указателей (хронологического, предметного, указателя имен);
словаря терминов;
методических указаний (или рекомендаций) [19].
Схожая структура выделяется разными авторами, например, В.Б. Ясинский представил содержание ЭОР в таблице (Рис. 1) [8], что очень удобно и наглядно.
Рисунок 1 - Содержание ЭОР
ЭОР может содержать:
Методический материал. Включает в себя текстовую форму изложения знаний. Например: электронный учебник, таблицы и т.д.
Дидактический материал. Представляет собой визуализацию. Например: фото, видео, презентации, игры. Дидактический материал является контентом для интерактивного обучения.
Контрольно-измерительный материал. Дает представление о усвоенных знаниях. Например: тесты, опросы и т.д.
Так же, при составлении ЭОР необходимо соблюдать дидактические требования, которые отражают необходимые условия и закономерности процесса обучения. Кратко рассмотрим традиционные дидактические требования к ЭОР.
Требование научности обучения означает необходимость учета последних научных достижений, а также обеспечения достаточной глубины, корректности и научной достоверности изложения содержания учебного материала, предоставляемого образовательными ресурсами[19].
Требование доступности обучения, осуществляемого посредством образовательных ресурсов, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, необходим учет специфики базового образования и комплексного характера изучаемых проблем[19].
Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Необходимо отметить, что уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью электронных образовательных ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий[19].
Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей, то есть личное наблюдение учащихся. В случае ЭОР данное дидактическое требование реализуется на более высоком уровне, обеспечивая полисенсорность обучения с включением в учебно-познавательный процесс практически всех каналов восприятия информации человеком[19].
Требование обеспечения сознательности обучения предполагает обеспечение средствами образовательного ресурса самостоятельных действий учащихся по извлечению информации при четком понимании конечных целей и задач учебно-познавательной деятельности.
Требование систематичности и последовательности обучения пользователями образовательного ресурса означает обеспечение последовательного усвоения определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения, навыки и компетенции формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в практической жизнедеятельности. При этом существенное значение имеет не только логика изучения дисциплины, но, в первую очередь, логика деятельности [13]. Для этого необходимо:
предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;
учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;
учитывать межпредметные связи изучаемого материала, соответствующие особенностям вида деятельности;
тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к ученику;
строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения, в свою очередь определяемой логикой будущей (текущей) профессиональной деятельности ученика;
обеспечивать связь информации, предъявляемой образовательным ресурсом, с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.
Требование прочности усвоения знаний: для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеет глубокое осмысление этого материала [19].
Требование адаптивности подразумевает приспособляемость ЭОР к индивидуальным возможностям учащихся, то есть адаптацию процесса обучения к уровню их знаний и умений, психологическим особенностям. Различают три уровня адаптации ЭОР:
Первым уровнем адаптации считается возможность выбора студентом наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала.
Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучающегося, на основании результатов которой предлагаются содержание и методика обучения.
Третий уровень адаптации базируется на подходе, который не предполагает классификации возможных пользователей и заключается в том, что авторы ЭОР стремятся разработать как можно больше вариантов использования для как можно более широкого контингента возможных обучающихся.
Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие обучающегося с ЭОР. Электронные образовательные ресурсы должны обеспечивать интерактивный диалог и суггестивную обратную связь. Важной составной частью организации диалога является реакция ЭОР на действия пользователя. Суггестивная обратная связь позволяет осуществлять контроль и корректировать действия учащегося, выдавать рекомендации по дальнейшей работе, осуществлять постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы суггестивная обратная связь выдает результаты анализа работы с рекомендациями по повышению уровня знаний[17].
Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой ЭОР. Требование предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (технические возможности средств отображения информации - компьютеров, мультимедиа проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной информации в электронных образовательных ресурсах [15].
Требование развития интеллектуального потенциала учащегося при работе с ЭОР предполагает формирование разнообразных стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, рефлексивного, теоретического), умения принимать рациональные или вариативные решения в сложных ситуациях, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.) [19].
Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения означает, что ЭОР должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического процесса в пределах одного сеанса работы с информационно-коммуникационными технологиями (что реализуется ЭОР, комплексно поддерживающими сразу несколько дидактических функций) [19].
Каждая программа нуждается в методических рекомендациях, которые не всегда указываются разработчиками. Самостоятельно разобраться иногда очень тяжело. Возникают такие вопросы: с чего начать? Что нужно сделать, чтобы это начало двигаться? Ведь с помощью ЭОР мы сможем составить качественный учебный материал для дистанционного образования школьников.
Для того, чтобы приступить к созданию электронного образовательного ресурса, необходимо придерживаться некоторым рекомендациям:
Тщательно продумайте ЭОР, для чего он будет требоваться и для чего служить.
Разбить трудную работу на более легкие этапы.
Лучше не пытаться беспорядочно реализовать всевозможные варианты решения, а сначала подумать и выбрать самый понятный и простой.
Переходить от простого к сложному, шаг за шагом приближаясь к решению проблемы.
Творческое оформление будет важную роль, его так же необходимо хорошо продумать.
К числу практических предпосылок решения проблемы по созданию ЭОР следует отнести рост числа преподавателей, использующих электронные ресурсы в своей образовательной деятельности. ЭОР не заменимо при дистанционном обучении, помогает создать условия для наилучшего взаимодействия студента и преподавателя, а также улучшает качество содержания образования. Это значит, что при правильном создании ЭОР, можно сформировать качественное учебно – методическое обеспечение ДО.
2. ИНФОРМАЦИОННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА2.1 Информационно-технологические ресурсы создания ЭОР: обзор предложенийДля того что бы реализовать дидактические требования учебно-методического обеспечения дистанционного образования необходимы соответствующие технические решения в области информационных технологий. Интернет предоставляет множество различных программных обеспечений. Для того, чтобы создать полноценный ЭОР необходимо от одного до нескольких программных обеспечений. Это в свою очередь создает некоторые затруднения, поэтому предпочтительно работать в одной программе. Выбор программного обеспечения для создания ЭОР в технологической среде задача не из легких.
На сегодняшний день рынок интернет – технологий предоставляет большой выбор программного обеспечения для создания ЭОР.
Например, корпорация Microsoft создала пакет приложений для операционных систем Microsoft Windows и Apple Mac OS X. В состав этого пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. Функции Microsoft Office могут использоваться другими приложениями. Так же Office поддерживает скрипты и макросы, написанные на VBA. Приблизительная стоимость такого программного обеспечения начинается от 9439.33 рублей [17].
В пакет Microsoft Office входят: Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel и т.д.
Программа Microsoft PowerPoint (рис.2). Это программа для создания и проведения презентаций. Презентация может включать в себя эффекты компьютерной анимации, графику, видео, музыку, которые могут дать нужный результат. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для лучшего восприятия информации, что очень удобно для реализации функций дидактического процесса. Плюсы этой программы: легко использовать, даже без подсказок (так же можно вызвать справку, в которой есть подробная инструкция к использованию); нет необходимости искать программу в сети; формат данной программы можно открыть на любом компьютере.
Рисунок 2 – Интерфейс программы PowerPoint
Microsoft Office Word (рис.3). В ней можно использовать изображения, таблицы, фигуры, диаграммы, текст.
Рисунок 3 - Интерфейс программы Word
Microsoft Office Excel (рис. 4) поддерживает все необходимые функции для создания таблиц любой сложности.
Рисунок 4 - Интерфейс программы Excel
Но Microsoft не единственные кто предоставляет программное обеспечение. "Институт регионального моделирования и анализа" г. Винница, Украина создал свою программу. Она называется «Система проверки знаний» (Рис.5). Предназначена для автоматизации процесса тестирования учащихся. Плюсов у этой программы множество: можно создавать любые темы тестирования; вопросы и ответы легко создаются и редактируются; можно накапливать и обрабатывать результаты тестирования; есть список тестируемых; огромным плюсом является то, что можно использовать изображения в заданиях.
Рисунок 5 – Интерфейс программы «Система проверки знаний»
Еще одной разработкой в области программного обеспечения, является пакет программ SunRav WEB Class. Информация от разработчика: SunRav - это комплексный программный пакет, предназначенный для организации дистанционного тестирования и предоставления доступа к он-лайн библиотеке. Установив пакет на свой или арендованный ВЕБ сервер, Вы предоставите доступ к администрированию, тестированию и просмотру электронных книг любому пользователю, подключенному к Интернет. При этом пользователю не нужно ничего устанавливать на своем компьютере - вся работа идет с помощью установленного в системе браузера. Используется в операционной системе Windows. Стоимость пакета начинается от 7880 рублей. Пакет состоит:
SunRav WEB Class.Test (рис. 6). Позволяет создавать тесты по любым учебным предметам, проводить онлайн тестирование с помощью любого браузера, таких как Mozilla Firefox, Opera, Яндекс, Google Chromе [16]. С помощью программы можно создавать и печатать разнообразные отчеты по результатам тестирования.
Рисунок 6 – Интерфейс программы SunRav WEB Class.Test
SunRav WEB Class.Book (рис.7). Позволяет создавать электронные книги и организовывать их в онлайн-библиотеки для просмотра с помощью любого браузера [16]. Область применения таких библиотек очень широка.
Рисунок 7 – Интерфейс программы SunRav WEB Class.Book
Так же у этой компании имеются и другие разработки. Перечислим некоторые из них.
SunRav BookReader (Рис.8) – это программа для просмотра книг и учебников бесплатная. Отличным плюсом считаю озвучивание голосом. Так же индексный и полнотекстовый поиск по всей книге поможет быстро найти нужный текст в книге.
Рисунок 8 – Интерфейс программы SunRav BookReader
TestOfficePro (Рис.9) тоже программа для создания тестов, отличается лишь тем, что тут можно вставить видео, аудио файлы и многие другие документы.
Рисунок 9 - Интерфейс программы TestOfficePro
Paint - программа имеющаяся на каждом компьютере (Рис.10). Используется для рисования, раскрашивания и редактирования изображений. Мы все знаем, что Paint можно использовать в качестве цифрового мольберта, чтобы создавать рисунки различной сложности и творческие проекты, а также добавлять текст и элементы оформления к другим изображениям, например цифровым фотографиям. Достоинствами этой программы являются: простота использования и возможность открыть рисунок любой программой (сохранение файла в формате PNG).
Рисунок 10 – Интерфейс программы Paint
Но больше всего меня заинтересовала программа «ЛогоМиры». Она легка в использовании и в ней можно создать методический, контрольно-измерительный и дидактический материал. Поэтому я хочу составить методические рекомендации по проектированию ЭОР именно для этой программы.
2.2 Методические рекомендации по проектированию электронного образовательного ресурса
Среда программирования ЛогоМиры отличается тем, что в ней есть объекты, которые могут совершать некоторые действия (перемещаться, поворачиваться). Также объекты могут менять свои свойства (например, форму, размеры, цвет). Под объектами будем иметь в виду черепашек, которым дают команды. С помощью этих созданий, и не только, можно создать собственный интерфейс для управления созданным микромиром. Учащимся будет интересно не только наблюдать за ним, но также поучаствовать в его создании.
Для того, чтобы создать методический материал, а именно текстовый ЭОР, необходимо после установки программы на компьютер, открыть ярлык, созданный на рабочем столе, и в меню программы нажать «Новый проект». (Рис. 11).
Рисунок 11 – Интерфейс программы ЛогоМиры
Появляется окно, приступаем к работе. Если возникнут затруднения всегда можно обратиться к справке (на панели инструментов) или к инструкции с левой стороны окна. (Рис. 12).
Рисунок 12 – Создание нового проекта в программе ЛогоМиры
Первым шагом для создания текстового ЭОР будет создание текстового окна. Для этого щелкнем в любом месте листа проекта инструментом «Тестовое окно» и задайте желаемый размер текстового окна (рис.13).
Рисунок 13 – Создание текстового окна в «ЛогоМиры»
Прежде чем изменить размер окна, выделим его. Щелкнем левой кнопкой мыши вне пределов окна и тащим область выделения на окно (рис. 14). Растягиваем выделенное окно за уголки (рис.14.1) [18].
Рисунок 14 – Изменение размеров окна
Рисунок 14.1 - Изменение размеров окна
Чтобы напечатать текст в текстовом окне, сначала щелкаем в нем мышкой. Устанавливаем необходимый цвет, стиль, размер шрифта. Для этого выделив текст, нажимаем в меню «Текст» и выбираем пункт «Шрифт» (рис. 15). Там же можно выбрать проверку правописания. Если программа найдет ошибки в тексте, появится диалоговое окно, в котором необходимо выбрать правильный вариант написания.
Рисунок 15 – Форматирование текста в «ЛогоМиры»
У каждого текстового окна есть окно свойства (рис. 16). Что бы его запустить щелкаем правой кнопкой мыши на текстовом окне и в меню выбираем пункт «Редактировать».
Рисунок 16 – Свойства текстового окна
Что бы удалить текстовое окно необходимо выделить текстовое окно и вырезать его (рис. 17).
Рисунок 17 – Удаление текстового окна
Таким образом, с помощью простых команд можно составить любой текстовый ЭОР. И даже сделать его частью дидактического материала.
Шагом номер два будет создание дидактического материала, а именно мультфильма. Создадим фон для уличной сценки. Для этого откроем «Палитру рисования» (Рис. 18, 18.1)
Рисунок 18 – Палитра рисования
Рисунок 18.1 – Палитра рисования
Выбираю цвет для того, чтобы нарисовать траву и инструмент «Прямоугольник» (Рис. 19).
Рисунок 19 – Инструмент «Прямоугольник»
Нарисуйте линию от одной границы листа до другой:
С помощью инструмента «Заливки», залейте небо синим цветом .
Если вы случайно залили не там, где хотели, вы можете все переделать:
Выберите пункт «Отменить» из меню Редактор (или нажмите клавиши Ctrl + Z).
Выберите цвет.
Убедитесь в том, что в контуре нет пропусков.
Попробуйте залить еще раз.
Теперь выберем оттенок и нарисуем траву. Мы так же можем воспользоваться формой из раздела «Шаблон» (Рис. 20). С помощью бегунка, изображенного ниже (Рис. 20), можно регулировать прозрачность цвета.
Рисунок 20 – Форма в разделе «Шаблон»
В итоге мы получили синее небо и зеленую траву (Рис. 21).
Рисунок 21 – Результат работы
Добавляем формы. Теперь нарисуем на поляне деревья. Для этого, откроем палитру «Рисование», нажмите на кнопку «Одиночные формы» (Рис. 22). Просмотрев коллекции форм и отдельные формы, выберем понравившееся дерево (Рис. 22) и щелкнем на листе проекта.
Рисунок 22 - Коллекция форм «Деревья»
После этого, перетащите форму, выделенную пунктиром. Когда ваше дерево будет поставлено на месте, отштампуйте его (Рис. 23). После этого дерево станет частью рисунка.
Рисунок 23 - Штамп
Текстовые окна мы уже научились создавать. Давайте теперь научимся вставлять эти окна в проекты. Для начала выберем в панели инструментов инструмент «Текстовое окно» (Рис.24). Дальше щелкаем в нужном месте на листе и в появившееся пустое окно вводим текст (Рис.24).
Рисунок 24 – Добавление текстового окна в проект
После окончательной редакции текста необходимо щелкнуть на текстовом окне правой кнопкой мыши, и в появившемся меню выбрать «Прозрачный» (Рис. 25).
Рисунок 25 – Форматирование текста
В результате получаем картинку с текстом (Рис. 26).
Рисунок 26 – Изображение с текстом
Анимация поможет сделать проект более динамичным и интересным. С выбираем инструмент «создать черепашку», и располагаем нашу черепашку на листе (Рис. 27).
Рисунок 27 – Добавление «Черепашки» в проект
Черепашка может надеть любую форму, например, форму мотоцикла. Но для этого нужно, чтоб она начала двигаться. Щелкаем на черепашке правой кнопкой мыши и во всплывающем меню выбираем команду «оживить» (Рис. 28).
Рисунок 28 – Добавление анимации к объекту «Черепашка»
Мы видим, что черепаха начала двигаться вертикально. Для проекта нужно, чтобы она начала двигаться горизонтально. Щелкните на черепашку еще раз, чтобы она остановилась. Теперь черепашка находится в исходной форме, щелкаем мышкой по ее голове и тащим в нужном направлении (Рис. 29) [18].
Рисунок 29 – Изменение направления движения объекта «Черепашка»
Щелкаем на черепашку еще раз и убеждаемся в том, что она ползет в нужном нам направлении. Для того, чтобы черепаха приняла нужный нам вид, мы открываем уже знакомую нам палитру «рисования» и выбираем вкладку «одиночное рисование» (Рис. 18). Выбираем любую форму. В этом проекте будем использовать форму лошади. Теперь щелкаем выбранной формой на черепашку, теперь она выглядит по-другому (Рис. 30).
Рисунок 30 – Измененный вид объекта
Если рисунок, который вы выбрали не подходит по размеру, на верхней панели инструментов воспользуйтесь инструментом «лупа». Я сделаю картину более оживленной и создам еще пару персонажей.
Следующим нашим шагом будет размещение объектов проекта на передний и задний план, ведь если наша лошадка, находясь дальше дерева, вдруг не забежит за него, а окажется на нем, это будет выглядеть не естественно. Чтобы этого избежать, создаем черепаху и надеваем на нее форму дерева, травки или цветочка. Нажимаем на рисунок правой кнопкой мыши и выбираем функцию «наверх» (Рис. 31).
Рисунок 31 – Перемещение объекта на передний план
Теперь с нашим рисунком все в порядке. Поэтому мы приступаем к следующему шагу: добавление музыки. В меню файл выбираем пункт «возьми» и далее пункт «музыку (MIDI)» (Рис. 32).
Рисунок 32 – Добавление музыки
В появившемся диалоговом окне выбираем музыку и нажимаем «Открыть». На листе появится пиктограмма Музыки (Рис. 33). Для того, чтобы начать прослушивание мелодии, нажмите на пиктограмму. Повторное нажатие останавливает музыку.
Рисунок 33 – Пиктограмма Музыки
И так, остались последние штрихи. Последние приготовления перед демонстрацией проекта ученикам.
Прежде всего нужно отштамповать текстовое окно, с названием проекта (чтобы оно не сдвинулось во время демонстрации). После того как будет сделан штамп текстового окна, исходное текстовое окно будет уже не нужно, поэтому спокойно его удаляем.
Теперь посмотрим, как проект будет выглядеть в режиме презентации (Рис. 34). Щелкаем в разделе меню «Вид» пункт «Демонстрация».
Для того, чтобы запустить проект, щелкаем мышкой на черепашках или на пиктограмме мелодии, или запрограммируйте кнопку для того, чтобы она выполняла эти действия.
Рисунок 34 – Режим «Демонстрация проекта»
Чтобы выйти из режима презентации, щелкните мышкой вне окна или нажмите клавишу ESC. И в завершение сохраняем проект. Для этого в меню «Файл» выбираем пункт «Сохранить проект» или использовать горячие клавиши «Ctrl+S» (Рис. 35). Выбираем место для сохранения файла и нажимаем «Сохранить».
Рисунок 35 – Сохранение проекта
Эта программа, очень легкая в использовании, так же очень функциональна. Можно дать возможность нашим персонажем заговорить или запеть. Более подробно об этом написано в инструкции (Рис.36-37). В ней пошагово объясняется, как пользоваться программой на более продвинутом уровне.
Рисунок 36 – Дополнительные возможности программы «ЛогоМиры»
Рисунок 37 - Дополнительные возможности программы «ЛогоМиры»
Так же в среде ЛогоМиры можно создать другие виды дидактических материалов, а именно игры, просто изображения, изображения с анимацией и многое другое. Для того, чтобы сформировать представления о всех имеющихся возможностях программы при следующем запуске ЛогоМиров выбираем раздел «Примеры». В этом разделе можно увидеть уже готовые проекты. Вы можете изменить их и сделать более интересными и увлекательными.
3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТПрименение технологии проектного обучения позволяет проводить занятия с позиции здоровьесбережения, так как учитывают [21]:
1) Обстановку и гигиенические условия в аудитории, температуру и влажность воздуха, число видов учебной деятельности;
2) Необходимое число видов учебной деятельности: слушание, рассказ, рассматривание, обсуждение и т.д. (норма 4-7 видов за урок, т.к. слишком частые смены одной деятельности другой требует от студентов дополнительных адаптивных усилий);
3) Необходимое число видов преподавания: словесный, наглядный, аудио-визуальный, самостоятельная работа и т.д.(норма не менее 3-х);
4) Технология проектного обучения способствует активизации инициативы и творческого самовыражения студентов, т.к. здесь применяется метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.), активные методы (студент в роли докладчика, обучение действиям, обсуждение в группах, дискуссия, студент как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
5) Наличие у студента мотивации к учебной деятельности (интерес к знаниям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.)
Таким образом, создаются условия безопасного для здоровья обучения, предотвращения переутомления, гиподинамии, стресса. По окончании занятий, на которых проходит защита проектов, студент покидает аудиторию в хорошем настроении, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Необходимо учитывать, что результатом проектной деятельности студентов зачастую становится изготовленная установка, модель, выполненная презентация. Поэтому при использовании ТСО возможно воздействие следующих опасных и вредных факторов:
Электро- и пожаро-безопасность;
Зрительное напряжение;
Частая переадаптация зрения при использовании проекционной аппаратуры
Психологическое напряжение.
Поэтому студенты под роспись в журнале по технике безопасности знакомятся с Типовой инструкцией по охране труда при использовании технических средств обучения в образовательном учреждении, а также с Общими правилами безопасности при использовании компьютерной техники.
Аналогичные правила распространяются и на преподавателя, кроме того, каждому преподавателю нужно знать и соблюдать правила эксплуатации всевозможных электрических установок, но и уметь правильно оказывать первую помощь пострадавшему от электрошока.
Необходимо учитывать, что затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому помещение необходимо проветривать.
Длительность применения компьютеров для студентов 25-30 минут, причём применять его через 5-10 минут после начала урока.
Недопустимо частое включение и выключение освещения, что отрицательно влияет на зрение и психическое состояние студентов.
Целесообразно предусмотреть частичное затемнение окон, расположенных возле экрана, вместо затемнения всей аудитории.
За выполнением данных требований и рекомендаций неуклонно следят как преподаватели, так и администрация ССУЗа.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИПри применении технологии проектного обучения возможны:
Внутренние риски:
1) Требуется больше времени на организацию и контроль выполнения индивидуальных проектов. Для минимизации этого риска необходимо использовать эту технологию и во внеурочное время, руководя научным студенческим обществом и часть проектов выполняя в этом обществе.
2) Значительно возрастают нагрузки на преподавателя по причине отсутствия в учебно-методических комплексах заданий для проектов. Для минимизации этого риска необходимо создавать методические рекомендации и банк презентаций и рефератов по проектам.
3) Перегрузка урока информацией. Для снижения риска необходимо чётко дозировать количество проектов, предоставляемых для защиты.
4) Много времени уходит на сбор и обработку информации. Для снижения этого риска время подготовки проекта должно совпадать с протяжённостью учебного года.
5) Пугает ощущение неопределённости и неизвестности нового вида деятельности. Для снижения этого риска необходимо максимальное информирование студентов о целях и задачах проектирования, об этапах работы.
6) Отсутствие мотивации обучающихся на получение образования. Для снижения этого риска необходимо формировать мотив обучения, применять разные технологии, в том числе технологию проектного обучения и в этом основная задача педагога.
Внешние риски:
Вероятность снижения качественного показателя по ЕГЭ в случае полного отсутствия заданий проблемно-эвристического характера в контрольно-измерительных материалах. [18]
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ первой главе настоящей ВКР нами были рассмотрены цели, формы, методики и дистанционного обучения. Так же были выявлены достоинства и недостатки дистанционного обучения. Приведены примеры использования ДО в различных странах. Отметили причины (психологических, материальных, физических) по которым для учащихся, и не только, удобней обучатся дистанционно, чем посещать различные учебные заведения, а приведенные примеры показывают на практике как стремительно развивается такой вид обучения. Но на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление и ДО пока не может вытеснить традиционное образование.
Далее нами было отмечена необходимость в повышение квалификации преподавателей просто необходима при использовании информационных технологий, что в свою очередь приведет к улучшению качества дистанционного обучения. Так же для того, чтобы ДО поднялось на новый уровень, необходимо правильно составленное учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя разнообразные ЭОР. А если электронные образовательные ресурсы являются важным компонентом учебно-методического обеспечения, то с помощью ЭОР мы сможем составить качественный учебный материал для дистанционного образования. Если ЭОР, созданный преподавателем, составлен правильно, то учащийся не только приобретает прочные знания, но и непринужденно овладевает универсальными учебными действиями, приобретает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Далее рассмотрев структуру, содержания и дидактические требования к ЭОР нами были составлены рекомендации по работе с ЭОР.
В начале второй главы мы предоставили обзор имеющихся на рынке информационных технологий программных обеспечения для создания ЭОР и столкнулись с проблемой: как выбрать подходящее программное обеспечение, которое бы удовлетворило все имеющие требования к дидактическим материалам. Рассмотрев программы имеющееся на рынке интернет–технологий, мы остановили свое внимание на среде программирования ЛогоМиры. Спроектировали методические рекомендации по составлению электронного образовательного ресурса в этой среде. Дали ответы на такие вопросы: с чего начать и что сделать.
В ЛогоМирах можно создать электронный образовательный ресурс с интересным сюжетом и разными задачами, которые в свою очередь разовьют у учащихся умения: читать и понимать задание, анализировать и т. д. Также можно использовать межпредметную связь любого предмета с информатикой. Учащиеся с помощью графических примеров легко усваивают новые понятия и задачи. С помощью ЭОР мы сможем составить качественный учебный материал для дистанционного образования. В общем программа оставила лишь положительные эмоции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВLetopisi.ru:Community Portal [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://letopisi.ru/index.php/История_дистанционного_обучения (Дата обращения: 25.03.2016)
Бим-Бад Б. М. Дистанционное образование как реальность и перспектива. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=150 (Дата обращения: 25.04.2016)
Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Изд-во "Информатик", 1995. -220 с.
Вымятнин В.М. Информационно-технологическое обеспечение ДО // Вестник Ассоциации "Открытый университет Западной Сибири". Выпуск 1. Барнаул, 1999. С. 16-29.
Господарик Ю.П. Дистанционное обучение истории и средняя школа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.e-joe.ru/sod/00/5_00/go.html (Дата обращения: 20.02.2016)
Демкин В.П., Можаева Г.В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // Открытое и дистанционное образование. - 2003. - N2 (10). - С. 5 – 8.
Информационный портал «Дистанционное образование» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/9E0B4BBEB1452328C3256F240042E996/doc.html (Дата обращения: 2.02.2016)
Можаева Г.В. Учебный процесс в системе дистанционного образования // Вестник Ассоциации "Открытый университет Западной Сибири". Выпуск 1. Барнаул, 1999. С. 40-49.
Московский институт открытого образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/part1/distant.htm (Дата обращения: 20.02.2016)
Образовательный портал ИНОО [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.keu.kg/portal/method.html (Дата обращения: 17.02.2016)
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992. 205с.
Основы ЛогоМиров. [Электронный ресурс] – Режим доступа: file://localhost/C:/Program%20Files/ИНТ/ЛогоМиры%203.0/Help/MWTopics/indextop.htm (Дата обращения: 19.02.2016)
Паршукова Г. Б., Андрюшкова О. В. Довузовское дистанционное образование – проблемы и перспективы развития – центр довузовского дистанционного образования НГТУ // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: материалы 8 междунар. науч.-практ. конф.-выставки, Томск, 17-19 сент. 2009 г. – Томск : Графика-Пресс, 2009. – С. 116-118.
Полат Е.С. «Педагогические технологии дистанционного обучения». М., «Академия», 2006, 400с.
Программы для образования и бизнеса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sunrav.ru/testofficepro.html (Дата обращения: 13.02.2016)
Российская Академия Естествознания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/136-4485 (Дата обращения: 25.04.2014)
Российская Правовая Академия Министерства Юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://distance.rpa-mu.ru/page20.php (Дата обращения: 25.04.2016)
Савинова Н.В. «Основные подходы к созданию электронных образовательных средств», М.:2013
Хуторской А.В. Особенности развития дистанционного обучения в российских школах // Электронный журнал «Исследовано в России», 2, 5-8, 2000 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/002.pdf (Дата обращения: 19.03.2016)
Центр «Ресурс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://центр-ресурс.рф/shkola-distantsionnogo-obrazovanija-shdo/ (Дата обращения: 20.02.2016)
Чернобай Е.В. Методическая система подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов. Автореферат дисс. к.п.н. 2008 г. – Москва. 23с.
ЧОУ ДПО «Инженерная Академия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.enad.ru/distantsionnoe_obuchenie (Дата обращения: 11.02.2016)
Энциклопедический фонд России [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.russika.ru (Дата обращения: 27.04.2016)
Размещено на Allbest.ru