Календарно-тематическое планирование по предмету Музыке 7класс Автор учебника: Е.Д Критская Г.П. Сергеева (УМК «Музыка»)


Пояснительная записка
Введение
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) «второго поколения» изменилась парадигма образования, главным девизом новой школы является – деятельный подход. Универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен учебный процесс на уроках музыки, дают именно тот инструментарий, который вырабатывает умение учиться – самостоятельно добывать знания, воспитывает нравственного и культурного человека, и развивает творческие и музыкальные способности учащихся.
Фундаментальное ядро ФГОС включает в себя: базовые национальные ценности (нравственные ориентиры, патриотизм, общекультурные и семейные традиции и т.д.). В музыке это: фольклор, религиозная музыка, шедевры композиторов-классиков, современная музыка. Основные элементы научного знания (термины (стили и направления), понятия, историзм).
В соответствии с требованиями ФГОС выработана определённая система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных, которая устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладение системой учебных действий (УУД).
УУД - на формирование которых направлен учебный процесс -
умение учиться и самосовершенствоваться, подразделяются на 5 категорий:
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Информационные
В связи с этим, возникла необходимость создать новую учебную программу по музыке для 7 класса - в свете требований ФГОС, на основе содержания общего образования, с учётом требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников. В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости.
1.2.Цели и задачи реализации программы.
Цель – формирование УУД для воплощения основной системы ведущих целевых установок образования через специфику предмета Музыка.
Для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Разработать рабочую программу, календарно-тематическое планирование согласно ФГОС;
Изучить и использовать УУД на уроках музыки для раскрытия творческих и музыкальных способностей учащихся через различные виды музыкально-практической деятельности;
Проанализировать и структурировать музыкальный материал, соотнести его с формирующими УУД;
Формировать навык самостоятельно ставить целевые установки для достижения планируемых результатов;
Разработать диагностические работы (анкеты, тесты, самостоятельные и контрольные работы);
Применять уровневый подход в системе оценивания – базовый и повышенный;
Поддержать в реализации личной и групповой инициативы учащихся во внеурочной деятельности;
Рабочая программа по музыке в 7 классе разработана на основе авторской программы «Музыка»: 5-7 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева – Москва: “Просвещение”, 2010г. В соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству.
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
2. Общая характеристика учебного предмета
Опора на нравственно-эстетическое, интонационно-образное и жанрово-стилевое постижение школьниками основных пластов музыкального наследия (золотой фонд классической музыки, фольклор, религиозная музыка, сочинения современных композиторов).
В 7 классе это - «Классика и современность». Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле и др. В центре данной учебной программы стоит воссоздание в искусстве образа человека – музыкальная драматургия, которая нацеливает уч-ся на образы в разных видах искусства. Широкое культурное пространство (зрительный и литературный ряд); Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.
Три содержательные линии:
«Музыка, как вид искусства»
«Музыкальный образ и музыкальная драматургия»
«Музыка в современном мире: традиции и инновации»
2.1 Структура и содержание программы.
Программа для этого класса имеет два раздела:
1. Особенности драматургии сценической музыки: Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад.
2.Особенности драматургии камерной и симфонической музыки: Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Исследовательские проекты.
Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы:
«Жизнь даёт для песни образы и звуки»;
«Музыкальная культура родного края»;
«Классика на мобильных телефонах»;
«Есть ли у симфонии будущее?»;
«Музыкальный театр: прошлое и настоящее»;
«Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»;
«Музыка народов мира: красота и гармония».
2.2.Формы организации и планирование образовательного процесса.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: «Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности»*, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:добавлен 1 час на изучение темы «Авторская песня» и «Джаз-искусство 20 века», так как эти темы имеют объемный материал для изучения и слушания музыкального материала, за счет темы «Мир музыкального театра»-2 часа вместо 3 часов.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
методэмоциональнойдраматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
методхудожественногоконтекста;
методсоздания «композиций»;
методперспективы и ретроспективы.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
3 Описание места учебного предмета в учебном плане.
В авторской программе «Музыка 7класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской на изучение курса «Музыка» отводится 1 час в неделю (35 ч в год). В учебном плане школы также отводится 1 час в неделю (35 ч в год).
4Личностные,метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса состоит установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития.
Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве
4.1Личностные результаты освоения предмета музыка.
Личностными результатами изучения музыки в 7 классе являются:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
4.2Метопредметные результаты освоения предмета музыка.
Метапредметными результатами изучения музыки в 7 классе являются:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
4.3Предметные результаты освоения предмета музыка.
Предметными результатами изучения музыки в 7 классе являются:
общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии
освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
В процессе изучения музыки на второй ступени общего образования у школьников будет сформирована динамическая система ценностных ориентаций и эстетического видения окружающей действительности. Школьники освоят музыкальное искусство во всём многообразии его видов, жанров и стилей, изучат музыкальный фольклор, произведения музыкальной отечественной и зарубежной классики и современности, выразительные средства и особенности музыкального языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, школы, города и т.д., заниматься музыкально-эстетическим самообразованием, высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.
5Содержания учебного курса.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса-
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству , нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; Сохранение культурной среды, социализация личности учащегося; Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной, творческой инициативы школьников.
Данная программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Календарно-тематическое планирование по предмету Музыке
7класс
Автор учебника: Е.Д Критская Г.П. Сергеева (УМК «Музыка»)
№ п/пПлановые сроки.
Скорректированные сроки. Тема урока
(страницы учебника, тетради) Деятельность учащихся Понятия Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС ООО)
Предмет-ныерезультаты Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) Личност-ныеИКТ-компетент-ностьОсновы учебно-исслед. и проект.
деятель-ностиОсновы смыслового чтения и работа с текстом
I раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч)
1 Сентябрь.

Классика и современность.
Пробудить интерес к выдающимся музыкальным произведениям. Осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки, как вида искусства. Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.
Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки. Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров.
Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
П – сопоставление терминов и понятий.
К – хоровое пение. Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия музыкальной культуры. Презентация "Классика»
Анализ муз.произведения, рассказы о музыке.
2 В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» Углубление знаний об оперном спектакле. Введение понятия музыкальная драматургия – законы искусства тождественны законам жизни. Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия.
Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив
Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов. Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей.
П – пение по нотной записи.
Р – выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка – конфликт – кульминация – развязка;
К – проект-постановка одной из сцен оперы. Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Опера. Практическое занятие" Проект-постановка одной из сцен оперы. Вокально-хоровая работа.
3 В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»
Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). Композитор А.П. Бородин. Русская эпическая опера. Ария. Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».
Л – Смысловое чтение и пение. Присвоение духовно-нравственных ценностей.
П
оценка прослушанных эпизодов оперы.
К
пение хором.
Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанно и ответственное отношение к собственным поступкам. Модуль ФЦИОР " Эпическая образность как характерная особенность русской классической музыки" Музыкальный анализ
Вокально-хоровая работа..
4 В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски).
Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
Плач, причет (причитания) . Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». .Л- Присвоение духовно-нравственных ценностей.
П – пение – выделение характеристик муз. образа.
Р - эссе на тему «Плач Ярославны»
К – работа в группах: проанализировать конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Видео:
Фильм-опера "Князь Игорь" (фрагменты) Подбор материала. Характеристика муз.
образов.
Вокально-хоровая работа..
5 Октябрь В музыкальном театре. Балет
Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета.

Формы драматургии балета. Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер. Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия. Л – свободное дирижирование, пластическая импровизация.
П - Формы драматургии балета (сюжеты).
Эстетические потребности, ценности и чувства. Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Балет". Анализ муз.произведения, рассказы о музыке.
6 В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета.
Хор в балете. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль. . Углубление знаний о жанре балета.
Л - развитие способности .критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П – Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.
Р–эссе на тему хора «Молитва».
К–пение хором.
Понимание чувств других людей и сопереживание им. Видеофрагмент:
балета «Ярославна» Подбор видеофрагментов. Написание
эссе на тему хора.
Вокально-хоровая работа..
7 Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Галерея героических образов.
Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. Л- Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.
П - Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.
Р-сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства.
К – исполнение песен патриотического характера Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Презентация "Галерея героических образов" Защита презентации. Сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства.
8 В музыкальном театре. «Мой народ – американцы» Проанализировать, как развитие джаза в сфере лёгкой музыки привело к рождению рок-музыки, а в сфере духовной музыки – к симфоджазу. Д. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Банджо. Хит. Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира; П- Закрепление понятий жанров джазовой музыки –блюз, спиричуэл, симфоджаз.
Р и К Л - Разделившись на группы составить музыкальную фонограмму хитов из популярных мюзиклов и рок-опер.
П - Подведение под понятие – хит. Уважительное отношение к истории и культуре других народов. Презентация "Мой народ - американцы..." Анализ муз.произведения, рассказы о музыке.
Работа с музыкальным словарём.
9 В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». Знакомство с первой оперой в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Симфоджаз Понятие лёгкой и серьёзной музыки Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов Л - Какие нравственные проблемы были подняты в опере «Порги и Бесс»?
П - Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом сочинении?
П - Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки. Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Видео:
Фильм-опера "Порги и Бесс" (фрагменты). Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки.
10 Ноябрь Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Оперный жанр драмы. Увертюра. Хабанера. Сегидилья. Знакомство с творчеством французского композитора Ж. Бизе. Л - осознание личностных смыслов.
Р– презентация на тему: «О чём может рассказать увертюра к опере».
П, К – работа по группам музыкальные характеристики персонажей.
Презрение к корысти в человеческих отношениях. Модуль ФЦИОР "Взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств. Кармен". Работа по группам музыкальные характеристики персонажей.
11
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и
Эскамильо.
Преобразование жанра комической оперы в новый тип музыкально-драматического представления.

Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой. Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П – сравнение разных исполнительских трактов.
Р - эссе на темы: Образ Кармен, Образы Хозе и Эскамильо. Презрение к корысти в человеческих отношениях. Видео:
Опера "Кармен" (фрагменты). Написание
эссе на темы: Образ Кармен, Образы Хозе и Эскамильо.
12 Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» Проанализировать вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина.
Сюита. Современная трактовка темы любви и свободы. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина
Интонация – ключ к раскрытию образа. Л – присвоение духовно-нравственных ценностей произведения.
П – анализ музыкальных образов - портретов.
Р - Сопоставление фрагментов оперы и балета.
Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Видео:
Балет "Кармен-сюита" (фрагменты).
Выбор темы. Анализ музыкальных образов - портретов.
13 Декабрь Сюжеты и образы духовной музыки. Нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе восприятия духовных ценностей, запечатлённых в произведениях музыкальной классики.

Сюита, фуга, месса. Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Полифония.
Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха. Л-Актуализация музыкального опыта, связанного с образами духовной музыки.
П – спеть и прослушать в записи фрагменты знакомых сочинений Баха.
Р – эссе: какие чувства вызывает у Вас эта музыка?
К – разработка и обсуждение мини-проекта «Музыка Баха в мобильных телефонах». Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; Подбор материала. Разработка и обсуждение мини-проекта.
14 Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.
Пробудить интерес к русской духовной музыке на примере музыки Рахманинова.
Понятие - Духовная музыка. Всенощная.
Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманиноа. Л - присвоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.
П – Открыть для себя «истинно русскую народную полифонию».
Р – сравнительный анализ «Всенощной» и «Высокой мессы».
К - вокализация хоров.
Чувство гордости за свою Родину, освоение основ культурного наследия России и человечества. Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты). Подбор музыкально-иллюстративного материала. Анализ муз.произведения, рассказы о музыке.
Работа с музыкальным словарём
15 Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок-оперы. Жанр рок-опера. Лирические и драматические образы оперы. Контраст главных образов рок-оперы, как основа драматургического развития.
Знакомство с рок-оперой – традиции и новаторство в жанре оперы. Л - Составить словарь направлений современной популярной музыки.
П – Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ).
Р – эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова».
К – пение хором отрывков из рок-оперы.
Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Видео:
Фильм-опера "Иисус-Христос - суперзвезда" (фрагменты Подбор видеофрагментов. Сопоставление музыкальных образов.
Вокально-хоровая работа..
16 «Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке.
Выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка». Сюита.
Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии. Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства;
П - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.
Р - провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе.
Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Видео:
"Ревизская сказка" - концертное исполнение (фрагменты). Провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе.
17 Январь Музыканты – извечные маги.
Обобщение представлений учащихся об особенностях музыкальной драматургии сценической музыки. Защита исследовательских проектов.
Произведения сценических жанров – опера, балет, рок. Значимость музыкального творчества в жизни человека Л- активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности.
Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проект-
исследовательской деятельности. Способность к саморазвитию и самообразованию. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности. презентации на выбранные темы. Защита презентаций на выбранные темы. Защита презентаций на выбранные темы(.Анализ.)
II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч) 18 Музыкальная драматургия – развитие музыки. Систематизировать представление учащихся о закономерностях развития музыки, о музыкальной драматургии на основе актуализации их жизненно-музыкального опыта. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Вариация, разработка, секвенция, имитация. Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, Л – пение – почувствовать и понять выразительное значение повторов.
П – слушание музыки - какую роль играет секвенция в развитии образа?
Р,К
пение.хором, в ансамбле. Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира. Модуль ФЦИОР "Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке" Анализ муз.произведения, рассказы о музыке
Вокально-хоровая работа.
19 Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного, осознание их социальных функций.
Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал.
Фуга. Соната, трио, квартет. Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. Л – формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение.
П – слушание музыки – какую роль выполняет имитация в развитии музыкальных образов?
Р, К – разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ.
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Презентация "Духовная и светская музыка"
Подбор материала по теме урока. Анализ муз.произведения, рассказы о музыке
20 Февраль Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист.
Формировать у учащихся представление о существенных чертах эпохи романтизма на основе осмысления особенностей развития музыки в камерных жанрах. Создать на уроке атмосферу светского (салонного) музицирования. Камерная музыка. Концертный этюд.
Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде.
Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена. Л – слушание музыки – какие чувства вызвали эти пьесы?
П – анализ прослушанных произведений – средства музыкальной выразительности. Р – «Обозреватель музыкального журнала» – отзыв на концерт.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
Видео:Кинофильм "Шопен. Желание любви" (фрагмент).
Анализ муз.произведения, рассказы о музыке
Работа с музыкальным словарём.
21 Транскрипция.
Актуализировать музыкальный опыт семиклассников и вспомнить классические произведения в новой интерпретации для выявления отличий транскрипций от оригинала. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Роль Ф. Бузони в развитии пианистического искусства. Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха.
Л – постижение музыки композиторов романтиков через пение.
П – слушание музыки – анализ произведений.
Р, К – подбор современных трактовок Баха – дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?»
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Презентация "Этюд" Анализ муз.произведения, рассказы о музыке
Вокально-хоровая работа.
22 Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.
Углубление знакомства с циклическими формами музыки - инструментальным концертом. Осмысление роли музыки прошлого в формировании музыкальной культуры современного слушателя. Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо. Л- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.
П – сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы».
Р – эссе на тему «Настоящее и прошлое» Расширенные представления о единстве мира и человеческой культуры. Видео:
А.Шнитке "Кончерто гроссо" - концертная запись (фрагмент). Написание эссе на тему «Настоящее и прошлое»
23 «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.
Углубление знакомства с циклическими формами музыки - и сюитой. Освоение характерных черт стиля современных композиторов. Особенности формы сюиты.
Музыкальная драматургия сюиты. Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки. Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений).
П – слушание музыки – анализ музыкальных образов.
Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл" Анализ музыкальных образов.
24 Март Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена.
Выявление содержания и идеи произведения, выраженных в сонатной форме, и понимание особенностей развития музыки в сонатной форме, как отражение жизненных противоречий. Форма сонатного allegro. Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната. Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П – слушание музыки – анализ муз. формы.
Р – эссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке».
К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Видео:
"Сказка о сонатной форме" ("AD LIBITUM или в свободном полёте" (цикл бесед о музыке М. Казиника)). Анализ муз. формы.
Написаниеэссе на тему – «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке».
25 Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. Расширение знаний о сонате – возможность нетрадиционной трактовки сонатного цикла. Закрепления понятия сонатная форма. Тема. Вариация. Менуэт. Финал.
Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта. Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения.
П – слушание музыки и анализ муз. формы.
Р – эссе – «Традиция и новаторство в сонатной форме» Эстетические потребности, ценности и чувства.
Видео:
"Рондо в турецком стиле" - Венский оркестр Моцарта.
Анализ муз. формы. Эссе «Традиция и новаторство в сонатной форме»
26 . Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. Осмысление принципа симфонизма, как категории музыкального мышления. Четыре части симфонии - воплощающие стороны жизни человека. Симфония. Симфония в творчестве венских классиков. Строение симфонического произведения. Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
П – слушание музыки и размышление о ней.
Р,К– разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна и 40 симфонии Моцарта. Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл. Практика". Слушание музыки и размышление о ней.
Работа с музыкальным словарём.
27 Симфонии
С. Прокофьева, Л. Бетховена. С. Прокофьев - традиции и новаторство. Л. Бетховен – тема судьбы. Продолжение знакомства с симфоническим творчеством. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов. Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П – слушание музыки и размышление о ней.
Р – эссе «Судьба властвует над человеком или человек над судьбой?»
Понимание чувств других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Видео:
Кинофильм "Переписывая Бетховена" (фрагмент)
Слушание музыки и размышление о ней.
Работа с музыкальным словарём
28 Апрель Симфонии Ф. Шуберта, В. КалинниковаОсобенности развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках в музыке композиторов-романтиков. Симфония в эпоху романтизма. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова.
Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П – слушание музыки и размышление о ней.
Р , К – разделившись на группы обсуждение темы "Лирический герой" Целостный, взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народа. Модуль ФЦИОР "Симфонические музыкальные жанры. Симфония" Слушание музыки и размышление о ней.
Работа с музыкальным словарём
29 Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. П. Чайковский – урок постижения симфонии №5. Д. Шостакович - симфоническая музыка, как документ эпохи. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Знакомство с симфоническим творчеством П. Чайковского, Д. Шостаковича. Л – пение - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П – слушание музыки и размышление о ней.
Р – сравнительный анализ, в форме эссе, симфонии №5 Чайковского и симфонии №5 Бетховена. Чувство гордости за свою Родину, компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Видео:
Кинофильм "Ленинградская симфония" (фрагменты). Слушание музыки и размышление о ней.
Работа с музыкальным словарём
Вокально-хоровая работа.
30 Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Закрепление представления об импрессионизме на основе сравнения музыкального языка «Празднеств» с другими знакомыми произведениями русских и зарубежных композиторов на тему праздника. Симфоническая картина. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн. Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра. Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта. Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П – слушание музыки и размышление о ней.
Р – подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов.
К – дискуссия по заданным вопросам.
Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Модуль ФЦИОР "Инструментальная музыка. Концерт. Симфония"
Слушание музыки и размышление о ней.
Дискуссия по заданным вопросам.
31 Май Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин Определение образного строя знакомых концертов (инструментальных и хоровых). Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Концерт. Рапсодия. Блюз.
Симфоджаз. Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина. Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П – слушание музыке и размышление о ней.
Р, К – создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Видео:
"Rhapsody in blue" (Летний гала-концерт в Графенеге)
Мультфильм "Фантазии Диснея" Создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края.
32 Музыка народов мира. Систематизация жизненно-музыкального опыта учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов. Наигрыш. Народные инструменты.
Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Л– формирование толерантности к музыкальной культуре разных народов.
П – пение и слушание народных песен.
Р – эссе моя любимая народная песня(танец, музыка).
К – хоровое пение. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Презентация: «Музыка народов мира» Эссе моя любимая народная песня(танец, музыка).
Вокально-хоровая работа.
33 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Расширение знаний о роли лёгкой и серьёзной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран мира. Закрепление понятий – «Мюзикл», «Рок-опера», «Хит». Актуализация слухового опыта школьников. Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. Л- активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества.
П – слушание музыки и размышление о ней.
Р,К– презентация на тему «Хит – парад: мои музыкальные предпочтения» Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера Видео:
Видеозаписи мюзиклов, рок-опер, концертов (фрагменты) Слушание музыки и размышление о ней.
Работа с музыкальным словарём
34 Исследовательский проект. Защита исследовательских проектов. Защита самостоятельных работ. Значимость музыкального творчества в жизни человека. Л- активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности.
Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности. Способность к саморазвитию и самообразованию; Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности; Презентации на выбранные темы. Защита исследовательских проектов. Защита исследовательских проектов.
(анализ работ)
35 «Пусть музыка звучит!» Итоговый урок. «Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей» Д.С. Лихачёв Музыкотерапия.
Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека. Л – осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П – слушание музыки и размышление о ней.
Эстетические потребности, ценности и чувства. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им. Видео:
"Сила музыки", "Музыка исцеляет", "Орфическая музыка", "Физика музыки" - фрагменты передачи "Абсолютный слух"
Слушание музыки и размышление о ней.
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Музыкальный материал
Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.
Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.
Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.
Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.
Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони.
Лесной царь. Ф. Шуберт. – Ф. Лист. «Кончерто гроссо». Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.
Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен. Соната № 2 С. Прокофьев. Соната № 11. В.-А. Моцарт.
Симфония № 103. Й. Гайдн. Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония № 1 {«Классическая»). С. Прокофьев. Симфония № 5. Л. Бетховен.
Симфония № 8 {«Неоконченная»). Ф. Шуберт. Симфония № 5. П. Чайковский. Симфония № 1. В. Калинников. Симфония № 7. Д. Шостакович.
Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны».
К. Дебюсси.
Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.
«Рапсодия в стиле блюз». Дж. Гершвин.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Россия, Россия'. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого. День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского. До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского. Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима. За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина. Следы. Слова и музыка В. Егорова. Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева. Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. ВихареваПеречень учебно-методических средств обучения
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2005г
фонохрестоматия для 7 класса (6 аудио кассет)
Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2006г.
«Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2006 г.
Список научно-методической литературы
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Песенные сборники.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
Оборудование и приборы
ФортепьянноМагнитофон
Музыкальные инструменты
Телевизор
Компьютер


«СОГЛАСОВАНО»
На заседании ШМО
Учителей иностранных языков
Протокол от 28.08.2014г. №1
Руководитель ШМО
---------------------- И.А. Прокопов
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УР
---------------------- Е.С.Мазалова
28.08.2014г.