Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6-7 лет) на тему: Старая сказка на новый лад.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6-7 лет).

Конспект составила: учитель-логопед Лефарова З.П.

Тема занятия: «Старая сказка на новый лад» .
Цели:

- уточнить представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, о зимних забавах;
- обогащать и уточнять словарь по теме: «Зима. Зимние забавы»;
- учить образовывать однокоренные слова от слова «снег»;
- закреплять умение образовывать существительные в форме родительного падежа, дательного падежа, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, в употреблении предлогов (в, на, под, за, из-за, из-под, около);
- учить составлять рассказ-описание о зиме по опорным картинкам;
- учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения, четко формулируя свои ответы;
- закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра, знание геометрических фигур;
- развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику, общую координацию движений;
- обобщить знания детей о творчестве К. И. Чуковского;
- воспитывать чувство взаимопомощи, добра, бережного отношения к окружающим.

Оборудование: опорные картинки по теме «Зима», д/и «Составь целое», д./и «Снежный ком», д\и «Кому что нужно?», д\и «Волшебные часы», д\и «Календарь», бусы «Круглый год» стенд К.И. Чуковского «Мир сказок», телефон, маски животных, костюмы лисы, кошки, доктора Айболита, картинки-символы, алгоритмы для составления рассказа, разноцветные фонарики, «волшебные палочки», мягкие игрушки.

Мультимедийная поддержка: слайды к произведению К.И. Чуковского «Доктор Айболит», презентация на тему: «Зима».

Музыкальные аудиозаписи: «Зверобика» муз. Б. Савельева, сл. А Хайта, А. Ливенбука.








Ход занятия.

Учитель-логопед: Дети, сегодня я предлагаю вам стать волшебниками и отправиться в сказку. Я дарю каждому из вас волшебную палочку. С ее помощью вы найдете свой фонарик того же цвета, что и палочка. И только тогда мы сможем оказаться в сказке.

Игра «Зажги фонарик»: дети находят в группе фонарики того же цвета, что и палочка в их руках, поднимают фонарик вверх «зажигают»,называя цвет.
Примеры ситуаций: Я зажгу красный фонарик под берёзой. Я зажгу жёлтый фонарик между елями.

Учитель-логопед: А теперь произнесем волшебные слова:
Мы фонарики возьмем,
Сразу в сказку попадем.
Раз, два, три, фонарик мой, гори!

На экран проецируется иллюстрация к сказке К.И.Чуковского «Доктор Айболит».

Основная часть (20 мин).

Ребенок: Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит,
Добрый доктор .(Айболит)

Айболит: Не могу лечить вас я.
Есть проблема у меня.
Долго в Африке я был
И часы не заводил.
Что же делать и как быть?
Как часы мне починить?
Учитель-логопед: Часы у Айболита не простые, они показывают время года, и даже месяц. Ребята, давайте поможем Айболиту. Если вы правильно совместите диски по цвету, то сможете назвать время года.

Игра «Волшебные часы»: вращая диски, дети совмещают их по цвету, читают слово «зима».
Учитель-логопед: Дети, сколько месяцев длится зима?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Давайте вспомним наиболее характерные признаки каждого зимнего месяца.
Игра «Календарь»: по карточкам-символам назвать признаки зимних месяцев. В декабре начинается снегопад. В декабре самая длинная ночь и самый короткий день. В январе метут метели, лежат глубокие сугробы. В феврале дуют сильные ветры. Мчится по земле позёмка.
Учитель-логопед: Хорошо запомнить времена года нам поможет игра « Круглый год»
Игра « Круглый год»: бусы четырёх цветов, символизирующие времена года:
белый цвет - зима, зелёный цвет – весна, красный цвет – лето, жёлтый цвет – осень.
Учитель-логопед задаёт каждому ребёнку вопрос: Какое время года тебе больше всего нравится?
В зависимости от того, какое время года назвал ребёнок, он начинает собирать бусы «Круглый год», затем отвечает: «За весной - лето, за летом - осень, за осенью – зима, за зимой – весна и т.п.»

Айболит: Спасибо вам, дети.

Учитель-логопед: А потом позвонили зайчата.

Зайчата: Нельзя ли прислать нам шубки и шапки?

Айболит: Ну, конечно, конечно, зайчата,
Нельзя зимой без шуб и шапок.
Зимой мороз и снег, и лед,
Без шубы заяц пропадет.

Игра «Составь целое»: из 5,6 частей составить целую картинку с изображениями шуб, шапок, варежек разного цвета.

Учитель-логопед: Дети, какого цвета шубка зимой у зайчат?

Ответы детей.

Учитель-логопед: В таких теплых белых шубках можно зайчатам можно играть со снегом. Раз, два, три, четыре, пять, будем снежный ком катать.

Игра « Снежный ком»: на снежинках изображены картинки с родственными словами. Ребёнок должен подобрать родственное слово и наклеить снежинку на большой белый шар. В конце игры образуется большой снежный ком.
Есть обычное слово снег.
Есть маленькое ласковое слово снежок.
Есть красивое слово-признак снежный.
Есть слово, которое обозначает сделанный из снега снеговик, снегурочка.
Есть слово, состоящее из двух слов снегопад.

Учитель-логопед: И пришла к Айболиту кошка.

Кошка: Ушиблась я немножко,
На катке споткнулась,
Лапка подвернулась,
А теперь она болит.
Помоги мне, Айболит.

Айболит: Уважаемая, кошка!
Запомни, чтобы не было беды,
На каток бери коньки.

Игра «Кому что нужно?»: подобрать парные картинки.
Лыжнику нужны лыжи, лыжные палки.
Фигуристу - коньки.
Хоккеисту - шайба, хоккейные клюшки.

Учитель-логопед: И пришла к Айболиту лиса.

Лиса: Ой, меня укусила оса!
Айболит имитирует движение удаления жала, обрабатывает рану.

Айболит: Подождите, лиса, не кричите!
Успокойтесь и помолчите.
Вашей беде помогу!
Жало осы извлеку.
Только впредь осторожнее будьте,
И про утреннюю гимнастику не забудьте!

Лиса: Что вы, доктор, как можно!
Ведь все звери Вашей Зверобикой просто заболели!...

«ЗВЕРОБИКА»
Сл. А. Хайта, А. Ливенбука
Муз. Б. Савельева

Учитель-логопед: Но позвольте, позвольте, Лиса!
Какая ж теперь оса?!
Ведь не лето давно
Лиса: Ах, это все равно!

Учитель-логопед: Ребята, давайте расскажем Лисе, какое сейчас время года и что происходит в природе.

Составление рассказа на тему «Зима» (используя презентацию « Зима» или опорные картинки)

Зима укутала белым снегом все вокруг. Уснула подо льдом река. Голые деревья стынут на морозе. Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки. На ветках деревьев птичьи кормушки ждут пернатых гостей: синиц, снегирей, воробьев. Дети рады зиме. Можно кататься на лыжах, на санках, на коньках, лепить снеговика, играть в снежки.


Итог занятия.

Учитель-логопед: Вот и подошла к концу наша сказка. Вы помогли всем героям и хорошо справились со всеми заданиями. Пора возвращаться в группу. А поможет нам снова волшебный фонарик.

Дети: Фонарик волшебный, гори!
В группу нас назад верни.









Список литературы:

Неретина Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие.- М.: 2004.
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.: 2007.
Шевченко С.Г. и др. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - Школьная пресса; 2004.
Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: 2007.
Чуковский К.И. Стихи и сказки М, Эксмо, 2013.