Урок по теме Заболевания сердечно-сосудистой системы
Департамент образования Вологодской области
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Вологодский институт развития образования»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»
Шишкина Е.Г.
Учитель биологии
БОУ Заречная о. о.школа.
Кичм-Городецкий р-он.
Вологодская область.
2013
Технологическая карта урока
Предмет _______________биология________________________
Класс _______________8_
Базовый учебник __Биология Д.В.Колесов.______________
Тема урока _______болезни сердца и сосудов_______
Цель урока «Формирование знаний о заболеваниях сердечно-сосудистой
системы, причинах, гигиене, предупреждений и лечении ».
Задачи урока:
1.Показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья.
2.Раскрыть вредное влияние алкоголя и никотина на сердечно –сосудистую систему.
3.Выяснить что такое стенокардия, гиподинамия и гипертонический криз.
4.Составить список рекомендаций на тему «Если хочешь быть здоров…».
Тип урока _изучение нового материала___
Необходимое оборудование учебник, компьютер, экран, видеопроекто,
листы- контур урока, секундомер.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный момент Организует деятельность при подготовке урока. Готовит рабочее место. Личностные ууд: нравственно-этического оценивания
Коммуникативные ууд: умение слушать.
2 Актуализация знаний
Вызов. Организует индивидуальную работу с «контуром урока» Работают с контуром урока, отвечая на вопрос, осуществляют самопроверку Познавательные ууд: анализируют, делают обобщения.
Регулятивные ууд: проводят самооценку, коррекцию.
3 Целеполага-ние. Организует проведение и обсуждение результатов, создает условие для формулировки темы и цели урока Выдвигают гипотезы, формулируют цель и тему урока Познавательные ууд: проявляют познавательную инициативу, осознают цель предстоящей деятельности
Регулятивные ууд: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
4 Осмысление содержания. Организует работу с текстом учебника, работу в группах, исследовательскую работу, корректирует ответы Работают с текстом, выделяют главное, отрабатывают действиясоответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения, осуществляют работу в малых группах
проводят исследовательскую работу. Познавательные ууд: формирование основ теоретического мышления, способности определять содержание и последовательность действий
для решения поставленной задачи.
Коммуникативные ууд:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, оказывать и принимать помощь.
Регулятивные ууд: самоорганизация ученика.
5 Закрепление полученных знаний Предлагает задания для закрепления новых знаний
Проведение опытов, выдвижение гипотез их обсуждение, формулирование выводов и их коррекция. Познавательные ууд:
Умение обобщать,формулировать выводы.
Личностные ууд:
Построение логической цепи рассуждений.
6
7 Рефлексия
Дом. Задание. Организует обсуждение результатов по
достижению цели урока
Объявляет
домашнее задание Слушают сообщения одноклассников, отмечают наиболее трудные и понравившиеся части урока, определяют степень соответствия результатов деятельности целям урока.
Восприятие, осознание, запись. Личностные ууд:
Развитие мыслительных способностей, умение правильно формулировать свои мысли
Коммуникативные ууд:
Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные ууд:
Организация учебной деятельности.
Тема урока…(«Болезни сердца и сосудов»).
(эпиграф) Болезнь легче предупредить, чем ее лечить.
Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Сердечно – сосудистая система».
Обратим внимание на эпиграф.
Вопрос: Назовите тему урока? О чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ответ: 1. Любые варианты (выбираем подходящий).
2. « Болезни сердца и сосудов ».
Ребята, попробуйте сформулировать цель урока.
Ответы:1. Любые варианты (выбираем подходящий).
2. «Знать основные заболевания сердечно - сосудистой
системы, причины, предупреждение и лечение».
Так как, ребята, речь пойдет о конкретных заболеваниях, то задачи будут таковы:
Показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья.
Раскрыть вредное влияние алкоголя и никотина на сердечно –сосудистую систему.
Выяснить что такое стенокардия, гиподинамия и гипертонический криз.
Составить список рекомендаций на тему «Если хочешь быть здоров…».
Деятельность учителя. Деятельность ученика.
1.ВЫЗОВ.
1) Какие заболевания сердца
и сосудов вы знаете?
2.ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Зачитывает отрывок: « Почти 2500 лет назад лучшему войну- скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км. за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул «Мы победили».- и упал замертво. Произошла внезапная остановка сердца
Почему? Найдите ответ в тексте параграфа №24. 1 и2 пункт с.121 – 122.
Вывод? Версии
Как тренировать сердце?
2.Верно ли это утверждение?
Чем крупнее сердце, тем лучше.
Ответ спрятан в пункте «Размеры сердца и здоровье», страница 122, выделив главную мысль, получите ответ.
3. Даю перепутанную цепочку:
Недостаток кислорода – курение – сужение кровеносных сосудов – омертвление тканей – ампутация.
Вывод:
5.«Больной Габрахманов был госпитализирован в государственную клиническую больницу в экстренном порядке с жалобами на головную боль, сжимающую боль в области грудной клетки, слабость шум в ушах.
Диагноз: Стенокардии, на фоне гипертонического криза, как последствие гиподинамии.
Что это такое?
Если это случилось с вашими близкими – ваши действия?
( найти в тексте учебника с. 123 – 124).
Фрагменты фильма «Заболевания
сердечно- сосудистой системы.
Лабораторная работа «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку»
Предлагаю составить список рекомендаций «Если хочешь быть здоров…»
3.Рефлексия.
Подведение итогов урока.
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф №24, рабочая тетрадь 1) Называют известные им заболевания ( записывают в контур).
внимательно слушают, ищут ответ,
высказывают свои версии.
1 группа – самостоятельно.
2 группа – карточки- подсказки.
Карточки – подсказки.
А) Тренированный человек.
Увеличения количества крови в кровеносном русле за счет:
а) увеличения ударного объема в 2 раза.
б) за счет частоты сокращений в 3 раза.
в) работоспособность возрастает в 6 раз.
г) период отдыха сохраняется.
Б) Нетренированный человек.
Увеличение количества крови в кровеносном русле:
а) за счет ударного объема – нет.
б) за счет частоты сердечных сокращений в 3 раза.
в) работоспособность возрастает в 3 раза.
г) сокращается период отдыха сердца.
Вывод: Сердце это мышечный орган, для работы, как и всякой мышце, сердцу требуются питательные вещества и кислород, отдых. Попытка нетренированного человека приступить к большим нагрузкам приводит к утомлению и кислородному голоданию.
Версия: Воин – скороход был не готов к таким нагрузкам – переутомление мышцы – остановка сердца.
Вывод: мышцу надо тренировать.
(Как? Ищут в тексте).
- физические нагрузки постепенные
- правильно дозированные.
Ищут главную мысль:
- Пивной алкоголизм – мышечная ткань замещается соединительной, которая не способна сокращаться. Сердце большое, но слабое.
Распутывают цепочку:
Курение – сужение кровеносных сосудов – недостаток кислорода – омертвление тканей – ампутация.
Вывод: курение и алкоголизм причина серьезных заболеваний сердца и сосудов.
Ищут ответ в учебнике
1.Стенокардия – сужение коронарных сосудов и ослабление кровоснабжения некоторых участков сердца.
2.Гипертонический криз – резкое повышение давления.
3.Гиподинамия – недостаток двигательной активности.
1.а.- валидол, нитроглицерин.
2.а.- препараты, снижающие кровяное давление, горчичники на область шеи и затылка.
3.а. движение- это жизнь.
Смотрят, анализируют.
Проводят лаб.работу ,оценивают результаты.
Составляют список
1) Заниматься физической культурой.
2) Вести здоровый образ жизни.
3) Следить за состоянием своего организма.
4) Систематически проходить медицинское обследование.
5) Уметь оказать первую медицинскую помощь.
1.Что мы узнали нового на уроке?
2.Нужны ли эти знания для дальнейшей жизни?
3.Понравилось ли мне работать на уроке –почему?
Нет –почему?