Система обучения дошкольников государственным языкам РТ с использованием УМК в соответствии с ФГОС дошкольного образования


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Чистопольско- Высельский детский сад" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на родительском собрании
Система обучения дошкольников государственным языкам РТ
с использованием УМК в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Подготовила:
воспитатель Валиуллина Н.Н.
Региональный компонент
В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. Региональный компонент (далее РК) составлен с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан, который предусматривает следующие направления деятельности ДОУ:
Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан
Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РТ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
УМК
В ДОУ реализуется Региональная программа дошкольного образования.
В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» творческой группой , созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты (далее УМК) по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий, которые используются в ДОУ.
Основная цель УМК “Татарча сөйләшәбез” - формирование правильной устной татарской речи русскоязычных детей дошкольного возраста. УМК “Татарча сөйләшәбез” разработаны для: средней группы, старшей группы, подготовительной к школе группе.
Проект УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку состоит из трех частей: «Минем өем» (для средней группы), «Уйный-уйный үсәбез» (для старшей группы), «Без инде зурлар, мәктәпкә илтә юллар» (подготовительной к школе группы).
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
Целевые ориентиры
на этапе завершения дошкольного образования по обучению детей
татарскому языку
ребёнок проявляет уважение к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
ребёнок понимает речь на татарском языке, в пределах, изученных тем, задаёт вопросы на татарском языке;
у ребёнка формируется мотивация к дальнейшему обучению татарского языка на этапе школьного обучения.
УМК:
В возрасте 4 – 5 лет объём словарного запаса: 62 слова татарского языка.
В возрасте 5 – 6 лет объём словарного запаса: 45 слова татарского языка.
В возрасте 6 – 7 лет объём словарного запаса: 60 слова татарского языка.
Перед выходом в школу объём словарного запаса составляет 167 татарских слов
Содержание УМК «Говорим по-татарски»
(авторы Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р.С.)
Основные задачи:
- формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме,
- формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие;
- способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка.
Проект состоит из трех частей:
- «Минем өем» (для средней группы),
- «Уйный-уйный үсәбез» (для старшей группы),
- «Мәктәпкә илтә юллар» (для подготовительной к школе группы).
Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК «Говорим по-татарски», предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»
в соответствии с региональным компонентом
(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова)
Использование регионального компонента в направлении, речевого развития ребенка включает:
- обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах.
- развитие всех компонентов устной речи.
- практическое овладение воспитанниками нормами речи родного языка.
- развитие свободного общения с взрослыми на родном языке.
- формирование у детей интереса к изучению родного и второго государственного языка через создание национального культурного пространства в ДОУ. Побуждение детей к общению, используя информационно-коммуникативные технологии, игры - ситуации, наглядность.
Задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
в соответствии с региональным компонентом
(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова)
Использование регионального компонента в направлении, социально-коммуникативного развития ребенка включает:
- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РТ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых; детей другой национальностей народов Поволжья, родной природы, общественной жизни.
- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города.
- расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи города Набережные Челны.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие»
в соответствии с региональным компонентом
(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова)
Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом регионального компонента являются:
- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Татарстан и городе Чистополь.
- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям татарского, русского и других народов, проживающих в РТ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности широко использовать возможности народной и музейной педагогики.
Задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
в соответствии с региональным компонентом
(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова)
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами татарского, русского, башкирского, чувашского, марийского, мордовского и удмуртского музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:
-создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике Татарстан, родного города.
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями татарских, русских и других народов.
Задачи образовательной области «Физическое развитие»
в соответствии с региональным компонентом
(Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова)
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ городаЧистополя;
- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.