Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции


Технология продуктивного чтения на уроках английского языка
как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции
«Чтение… заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью»
Чтение - вид речевой деятельности, ориентированный на решение коммуникативных задач.
Технология продуктивного чтения была разработана профессором Н. Н. Светловской. Данная технология применима на уроках английского языка на разных этапах обучения.
Целью технологии продуктивного чтения является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Следует отметить, что данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, являющихся приоритетными на уроках английского языка, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, правильно понимая при этом собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты. Ко всему прочему, технология продуктивного чтения нацелена на формирование познавательных универсальных учебных действий, а именно умения извлекать информацию из текста.
Чтение является важным аспектом ещё и потому, что обеспечивает процесс коммуникации между учителем и учеником, между учеником и учеником.
Процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. Овладение техникой чтения на английском языке на начальном этапе является самостоятельной проблемой. Именно поэтому мы обращаем особое внимание на формирование данного навыка в процессе обучения чтению. Проведенное исследование еще раз выявило проблемы, с которыми может столкнуться учитель в начальной школе в процессе обучения их чтению.
Ориентация образования имеет главную цель — развитие личности ученика на основе освоения различных способов действий, формирование у него умений ориентироваться в больших объемах информации, совершенствовать умения правильного, эффективного чтения.
Актуальность данной технологии обусловлена:
необходимость в квалифицированном читателе;
необходимость в расширении кругозора;
погружение в иноязычную культуру через чтение различных текстов;
чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации - умение просмотреть текст;
выбор информации, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
В результате работы над данной темой были выделены следующие проблемы:
неумение осуществлять работу с текстом;
неумение определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров;
непонимание необходимости изучения английского языка;
неумение использовать полученные навыки в практике.
Таким образом, можно:
1.сформировать приемы понимания и анализа текста;
2. развивать интерес к чтению;
3. развивать устную и письменную речи;
4. развивать творческие способности детей.
Обучение чтению предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса…
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку:
В познавательной сфере:
• владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения в зависимости от коммуникативной задачи (читать текст с разной глубиной понимания);
В эстетической сфере:
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка.
Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе обучения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Коммуникативная компетенция, как одна из обязательных к формированию определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Этапы работы с текстом
1) ПРЕДТЕКСТОВЫЙ:
- пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом;
- актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других
образовательных областей школьных
предметов;
- прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д.
2. ТЕКСТОВЫЙ
-понимание основной информации:
определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.;
- поиск главной информации;
- установление логико-смысловых связей;
- поиск дополнительной, уточняющей информации
3. ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ
использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи
Виды упражнений
Предтекстовый этап
Прочтите заглавие и скажите, о чѐм (ком) будет идти речь в данном тексте.
Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.
Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.
Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.
Текстовый этап
Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
Скажите, какие из приведѐнных утверждений соответствуют содержанию текста.
Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
Послетекстовый этап
Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
Выразите своѐ отношение к прочитанному.
Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной.
Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
Выразите своѐ отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.
Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
В чтении выделяется содержательный план, то есть о чем текст, и процессуальный план, то есть как текст прочитать, озвучить. В организации обучения чтению на начальном этапе необходимо, помимо навыков чтения, отрабатывать артикуляцию, которая определяет качество чтения. Фонетическая отработка текста сочетается с работой в аспекте осознанности чтения: пониманием значения (переводом) незнакомых слов, объяснением грамматических явлений, переводом сложных синтаксических структур текста.
Для освоения графемно-фонемных соответствий на сознательной основе на начальном этапе обучения чтению можно выполнять следующие упражнения:
ученик пытается прочитать слово самостоятельно;
учитель дает образцовое чтение;
класс читает хором после учителя;
ученик читает вслух;
далее следует проконтролировать чтение слабых учащихся.
Обучение чтению слов может осуществляться:
на основе ряда слов с одним и тем же звуком, читаемых по правилам. Слова, не соответствующие этому правилу, но с тем же звуком, тоже включаются в ряд этих слов, например duck, run, jump, son, mother;
с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук, например [u:]: too, school, fruit, ruler, blue, two, do;
с использованием полной транскрипции слов;
по аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать новое слово light. (Для правила мало слов, а установить ассоциацию нужно). Или brought — thought, ring — bring, drink — think.
Во всех случаях желательно, чтобы первыми читали дети, чтобы учащиеся читали осознанно. В случае чтения за учителем или диктором слов овладение чтением происходит на основе имитации.
Случается, что в используемых учебниках для начального этапа обучения недостаточно заданий для закрепления правил чтения. В таком случае на уроках я использую дополнительные упражнения, которые помогут школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).
В заключение нужно отметить, что соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности. Целенаправленное использование нами текстов, отобранных в соответствии с познавательными интересами ребят, на уроке английского языка и во внеклассной работе по предмету позволяет судить о возросшем интересе учащихся к предмету, о совершенствовании техники чтения и более глубоком понимании иноязычных текстов.