Научно-методическая статья Хоровое пение Охрана голоса учащихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа имени Ю.Н.Прокопьева»















Научно-методическая статья
Хоровое пение
Охрана голоса учащихся








Николаева Мария Дмитриевна
Педагог дополнительного образования



















Основой музыкальной работы с учащимися общеобразовательной школы является хоровое пение. Оно занимает особое место по-своему значению.
Хоровое пение- самая активная и наиболее массовая форма музыкального обучения и воспитания детей в школе. Оно является основным средством развития музыкальных способностей.
Пение будет тем совершеннее, чем выше будет общий музыкальный культурный уровень учащихся, их художественный вкус и музыкальность, а также чем выше будут развиты их слуховые навыки и чем лучше они овладеют музыкальной грамотой.
Задача учителя – обеспечить высокий уровень вокально-хоровой культуры учащихся, тем самым привить учащимся правильные певческие навыки, воспитывать музыкальный слух и вкус детей.
Разучивание песни – это основная форма занятий. Оно развивает внимание, обогащает память, делает слух более восприимчивым и тонким. Красивое и выразительное хоровое пение достигается в процессе систематических занятий.
Систематическая вокально-хоровая работа ведется с учетом возрастных особенностей детей.

Охрана голоса учащихся

Охрана и правильное воспитание детского голоса, систематическое обучение и создание благоприятных условий для дальнейшего развития голоса требует от руководителя специальных знаний в области анатомии голосообразующего аппарата в период формирования детского голоса.

За период школьной учебы детские голоса входят 3 стадии своего развития. Принимая во внимание возраст ребят, детские коллективы можно разделить на следующие группы:
младшая группа (подготовительная) – от 6 до 8 лет. В этом возрасте характер голоса чисто детский, прозрачный, легкий, еще не имеющий полноты и силы. Голосовые мышцы еще не развиты. Но певческий аппарат ребенка год от года растет и голос изменяется по тембру, высоте, громкости, силе, диапазону и продолжительности звучания.
средняя группа (концертная) – от 9 до 13 лет. Голос звучит легко и звонко. Этот период называется «расцвет голоса». У мальчиков в этом возрасте серебристый, звонкий голос, у девочек появляется индивидуальная тембровая окраска. К концу этого периода появляются звуки грудного регистра.
старшая группа (мутационная) – от 14 до 18 лет. Начинаются физиологические изменения. В этом периоде происходит переход детского голоса в голос взрослого человека. Голосовые связки ослаблены. При пении затруднено дыхание, появляются фальцеты, горло быстро устает.

Процесс мутации протекает индивидуально и не одновременно. У девочек мутационный период начинается намного раньше, чем у мальчиков. Вопрос обучения пению в этот период в каждом отдельном случае решается индивидуально. В этот период дети подвергаются опасности порчи и срыва голоса. Особенно для мальчиков голосовое напряжение опасно и не рекомендуется.

6-8 лет подготовительный возраст.
Основная работа:
Звукообразование, работа над развитием ритмических данныех интонирование, унисон.
9-13 лет концертный возраст.
Основная работа:
Многоголосие, чистота интонирования, диапазон.
14-18 лет мутационный.
Основная работа:
Спец.упражнения, легкий репертуар, теоретическая работа.

Всю вокальную работу с учащимися необходимо планировать и проводить с учетом всех возрастных особенностей детей.
Так, с учащимися подготовительного возраста работа акцентируется на звукообразование, развитию ритмических данных, пению в унисон.
Затем, в концертном возрасте, когда окрепнет голос, можно работать над расширением диапазона, чистотой интонирования и многоголосием.
В период мутации работа ведется с подбором специальных щадящих упражнений, больше времени можно уделить к теоретическим темам, музыкальная грамота.


II Вокально-хоровая работа.

Вокальная мелодия, рассчитанная на исполнение одного высокого или низкого голоса, не всегда может быть помещена в родственных по тембру голосах, составляющих хоровые партии, из-за специфических особенностей (широкий диапазон, высокие и низкие регистры и др.). Поэтому, при подборе репертуара для хора необходимо учитывать все голосовые, возрастные данные учащихся.
В хоровом пении певец должен уметь чисто и правильно петь свою партию, прислушиваться к голосу товарищей и к сопровождению, сливать свой голос с общим звучанием, не выделяться и не отставать, вместе начинать и кончать.
Качество голоса, его звучность и ясность формируется гласными, находящихся в прямой зависимости от деятельности артикуляционных органов и дыхания, дикции.
При непрерывной работе артикуляционных органов получаются неопределенные гласные, лишенные той отчетливости, которое является одним из обязательных условий для художественного пения. При вялой артикуляции гласных весь характер звучания голоса в пении имеет однообразный, безжизненный характер.

Например:
Вялая дикция, при котором согласные произносятся нечетко, а гласные лишены свойственных им характерных звуковых очертаний.
Согласные звучат достаточно четко, а гласные произносятся «плоско» и «открыто», лишены той «вокальности», нужной степени «округлости», которая является непременным условием правильного певческого звука.
Поэтому, в работе над звуком можно выделить 3 основных момента:
- работа над дыханием;
- работа над формирование гласных. Звукообразование.
- произношение согласных, т.е. дикция.

Дыхание – это источник силы звука и всех его оттенков. Энергичное дыхание в сочетании с деятельностью артикуляционного аппарата дает компактный, собранный, оперный звук.
Петь на дыхании – это значит уметь делать спокойный, свободный, достаточно активный вдох, и, задержав его на мгновение, экономно распределять на всю фразу. Певческое дыхание состоит как бы из 3-х моментов: спокойного короткого вдоха в характере и темпе произведения, мгновенной задержки перед началом пения и постепенного, более продолжительного выдоха.
Правильное дыхание улучшает качество звучания голоса, содействует четкости произношения. Школьники должны научиться знать и предвидеть заранее, длинную или короткую фразу предстоит им спеть и какое для этого потребуется дыхание.
Задача учителя – научить детей сознательно, экономно расходовать выдыхаемый воздух, точно распределяя его на всю вокальную фразу.

Звукообразование. Напевность – основа правильного звукообразования. А пение легато (связное, плавное) – основа вокального искусства.
Специальные упражнения помогают выработать необходимые приемы звуковедения. Очень полезно пение на гласные и на слоги. Например: слоги ло, лу помогают формированию мягкого, округлого звучания; да, дэ, ди, до, ду освобождают челюсть от напряжения. Или песни короткие «На горе-то калина», «Ай-я, жу-жу».
Дикция – это ясность произношения. Надо следить, чтобы рот, губы, язык были активными.
Улучшить вокальную дикцию поможет исполнение маршевых песен. Также пение скороговорок «Андрей-воробей», «Барашенька», «Горошек»; чтение детьми текста песен. Медленное, вдумчивое чтение помогает учащимся лучше осознать смысл поэтического текста и выразительно исполнить его при пении. Необходимо следить логические ударения, ясность произношения.
Главной задачей при работе над гласными звуками является уничтожение присущей детям манеры пения открытым звуком.
Самые трудновоспринимаемые буквы – это «а» «э» и «к». «А» «э» обычно берутся открытым плоским звуком, а «К» носит произвольный визгливый характер. Выразительность хора зависит от качества звука.

Двухголосное пение.

Трудности перехода на двухголосное пение состоят в том, что ученик должен усвоить новый для них навык удержать в своем внимании 2 мелодические линии, из которых одна должна быть им пропета.
В целях сознательного отношения к пению на 2 голоса чрезвычайно важно, как можно чаще указать детям на зависимость голосов друг от друга.

Основой двухголосия является наличие гармонического слуха, развитие которого начинается с 1 класса.
Выработка навыка распределенного внимания. Певческие упражнения в 1 классе, 2 классе, «Тень-тень», «Петушок», и др.
Умение выполнить ритмический рисунок песни.
Определение на слух количество звуков, сыгранных учителем.

Основная задача в работе над двухголосием – заинтересовать детей красотой многоголосного звучания.

Вокально-хоровые упражнения помогают учащимся овладевать всем комплексом певческих навыков, способствуют правильному восприятию певческого голоса. В качестве распеваний можно использовать детские песенки, отрывки из песен.

Конечный итог в хоровой работе – это добиться от хора максимальной вокальности; точного звучного пиано; громкого, не кричащего, звонкого форте; легкого, подвижного стаккато, полнозвучного легато, безукоризненной дикции.






15