Программа дополнительного образования Тет-а-тет с книгой
Пояснительная записка
Примерно три четверти запросов детей, которые приходят сегодня в библиотеку, связаны с учебной деятельностью. Поменялись задачи, которые дети перед собой ставят, обращаясь к книге. Они, в первую очередь, стремятся получить информацию, и мы видим, как уходит буквально на глазах стремление получить наслаждение от чтения. Сейчас практически все стараются даже из художественного произведения «снять» информацию. Дети не «включают» эмоции при чтении, они не умеют сопереживать герою. Поэтому мы можем увидеть детей, которые очень хорошо знают литературу и хорошо читают, но которые совершенно не видят в этом смысла.
Уходит литературо-центричная модель нашего общества, которое было нацелено на то, что читать престижно, а не читать – стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. Дети в основном заняты учебой, а значит, к книге они обращаются в основном с деловыми запросами. И, к сожалению, литература, которую мы рекомендуем школьникам и рекомендует школа, не соответствует «эмоциональному возрасту» ребенка. Мы относимся к детям как к маленьким взрослым и, соответственно, даем им такие же задания. И они читают заданные произведения, но считывают из них в основном сюжетную линию. В фондах библиотек крайне мало художественной литературы, посвященной жизни современных подростков. Всю литературу, которую мы привыкли таковой считать, сами дети такой сейчас уже не считают. Они очень четко различают: это в жизни, а вот это в произведении. Мы опять возвращаемся к тому, что художественная литература перестала быть учебником жизни, когда себя ассоциируют с любимым героем. Так называемый переходный возраст начинается, примерно с 11-12лет. Это особенный период в жизни ребенка. Заканчивается детство, вместе с ним уходят любимые, незатейливые сказки с волшебством, превращениями, неизменным happy end-ом. Смешными кажутся герои. И кажется, вместе с куклами и машинками, как с неизменными атрибутами детства, навсегда заброшены, рассказы о животных, сказки народов мира.
Но, как, в таком случае, объяснить феномен Гарри Потера?
Действительно, пора отрочества, это время взросления, физического и эмоционального. Подросток в этот период своей жизни нуждается в особенном отношении. Это время острых эмоций, ярких, порой неадекватных реакций. Меняется не только внешний вид, но и внутреннее психическое состояние ребенка. Молодой человек начинает активно искать «свою нишу» в семье, обществе. Именно в этот момент необходимо чуткое, осторожное и деликатное воздействие на душу подростка. В этот период юный читатель остро нуждается не столько в откровенно навязанных книжных жизненных примерах, сколько в возможности эмоционального излияния. Но именно первично воздействуя на эмоциональную сферу, можно обратить внимание читателя на поступок, нравственный выбор литературного героя, который, вдруг становится ровесником читателя НО (!) на чувственной волне и без внешней современной экипировки. Не «всему свету», а ему, как единственному другу хочется рассказать о своих чувствах и переживаниях.
Поэтому, именно в этот момент мир литературных сверстников, переживающих те же сомнения, разочарования, романтические чувства, может стать для подростка той необходимой интимной, эмоциональной средой, которую мы называем чтением для души.
Программа рассчитана на возраст читателя 11-13 лет. Эксперимент по формированию читательского интереса и популяризации чтения продолжится в течение трех лет (2011-2014гг). Для эксперимента планируется взять один 5 класс (экспериментальный) и один 5 класс (контрольный). Классы гетерогенные, поэтому при реализации программы будут учтены психолого-возрастные особенности подростков разных полов. Так, помимо общей рекомендуемой и рекламируемой литературы для подростков, планируется работа по популяризации литературы отдельно для девочек и мальчиков.
Цель программы – формирование культуры чтения у подростков, как совокупности знаний, навыков, умений, современного мировоззрения, основанного на культурных традициях, необходимых для формирования современной, гармонично развитой личности.
Общие задачи программы:
формировать эмоциональный, культурологический тезаурус, необходимый для нравственных, моральных основ личности (сопереживание, доброта, милосердие, чувственная восприимчивость);
прививать навыки и умения современного чтения, необходимые для духовного развития и самообразования;
воспитать любовь к книге, как к традиционному эстетическому источнику информации.
Программа состоит из 3 основных этапов:
Подготовительный этап (ноябрь-декабрь 2011г.)
Задачи подготовительного этапа
- выбор экспериментального и контрольного классов;
- мониторинг читательской активности экспериментального и контрольного классов;
- дифференциация читателей по гомогенному принципу;
- составление общего списка литературы для домашнего чтения;
2. Реализация (2012-2014гг.)
Задачи этапа реализации
- составление планов чтения, мероприятий по популяризации чтения для девочек / мальчиков экспериментального класса;
- апробация, корректировка программы;
3. Контрольный этап (январь 2014г)
- сравнительный анализ основных статистических показателей (читаемость, посещаемость) экспериментального и контрольного классов.
Учебно-тематический план
Первый год (5 класс)
№п/п
Раздел
Название занятия
Количество часов
Всего Теория Практика
1.
«Мой ласковый и нежный зверь»
Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
1
1
Т. Уильямс Хвосттрубой или приключения молодого кота
1
1
А. Чехов «Каштанка»
1
1
Сборник рассказов разных авторов
Стрижонок Скрип
1
1
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
1
1
2.
«Моя семья»
А. Лингрен «Пеппи Длинныйчулок»
1
1
А. Лингрен «Расмус-бродяга»
1
1
Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой»
1
1
Х. Ли. «Убить пересмешника»
1
1
Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
1
1
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
1
1
3.
«Школьная переменка»
В. Драгунский Рассказы
1
1
Ю.Сотник «Архимед Вовки Грушина» и др. рассказы
1
1
В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»
1
1
Г. Белых, Л. Пантелеев Республика ШКИД
1
·
1
Л. Кассиль Кондуит и Швамбрания
1
1
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
1
1
№п/п
Раздел
Название занятия
Количество часов
Всего Теория Практика
1.
«Одиссея»
Ф. Купер «Следопыт»
1
1
Д.Дэфо «Робинзон Крузо»
1
1
Ю.Коваль «Самая легкая лодка в мире»
1
1
Ю. Давыдов «Капитаны ищут путь»
1
1
А. Беляев «Остров погибших кораблей»
1
1
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
1
1
«Детский детектив»
Ф. Диксон «Тайна спирального моста»
1
1
А. Рыбаков «Кортик. Бронзовая птица»
1
1
А.Стругацкий, Б. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу
1
1
А. Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе»
1
1
Э. Портер «Поллианна»
1
1
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Есть место подвигу»
В.Катаев «Сын полка»
1
1
С.Алексеев «Рассказы о войне»
1
1
Л. Кассиль «Улица младшего сына»
1
1
С. Алексеев «От Москвы до Берлина»
1
1
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
1
1
Второй год (6 класс)
Третий год (7 класс)
№п/п
Раздел
Название занятия
Количество часов
Всего Теория Практика
«И чувства нежные»
1.
Г. Полонский «Ключ без права передачи»
1
1
2.
В. Железников «Чучело»
1
1
3.
В. Железников «Чучело -2»
1
1
4.
К. Хагерюп «Маркус и девочки»
1
1
5.
В. Алексеев «Прекрасная второгодница»
1
1
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
1
1
«Трудный возраст»
1.
С.Иванов «Зимняя девочка»
1
1
2.
В. Крапивин «Взрыв генерального штаба»
1
1
3.
В. Крапивин «Кораблики»
1
1
4.
Е. Гуинов «Человек бегущий»
1
1
5.
А. Трапезников «Мне ли бояться!»
1
1
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
1
1
«Параллельный мир»
1.
С. Лем «Звездные дневники Ийона Тихого»
1
1
2.
К. Булычев «Доктор Пальш»
1
1
3.
К. Булычев «Убежище»
1
1
4.
А. Беляев «Человек-амфибия»
1
1
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
1
1
1
Содержание программы
В рамках этапа реализации предусмотрены разделы:
Первый год (5 класс)
- «Мой ласковый и нежный зверь»
Данный раздел программы содержит книги о природе родного края, диких и домашних животных. Это литература познавательно-воспитательного характера, воспитывающая в юном читателе любовь к природе, животному миру, милосердие. Это могут быть книги развлекательного характера о приключениях и путешествиях детей и их друзей – животных.
- «Моя семья»
Данный раздел программы содержит книги познавательно-воспитательного характера. Это могут быть рассказы, повести о знаменитых фамилиях (исторический материал), о современных семьях, их проблемах, взаимоотношениях между членами семьи. Это могут быть развлекательные юмористические произведения.
- «Школьная переменка»
Данный раздел программы содержит произведения развлекательного характера. Такие книги помогут ребенку снять напряжение учебного дня, посмотреть на трудности и проблемы учебы с юмористической точки зрения. Такие книги призваны дать разрядку психике ребенка, окунуться в школьный мир своих сверстников прошлых лет. Данная литература носит и познавательный характер, т.к. юный читатель сможет узнать о школьном сообществе, традициях, например, времени школярства своих родителей, что, в свою очередь, поможет возбудить живой интерес и укрепить семейные узы.
Второй год (6класс)
- «Одиссея»
Данный раздел программы содержит книги приключенческого характера. Они овеяны романтикой дальних странствий, таинственных загадок истории и природы. Такие книги призваны будить фантазию, подростка, формировать его интимный, воображаемый мир мечтаний, куда хочется возвращаться.
- «Детский детектив»
Данный раздел программы содержит литературу четко направленной жанровой окраски. Это детективы – литература, призванная формировать логическое мышление, будить фантазию, воображение. Детективы – прекрасная зарядка для ума и великолепное средство расслабиться.
- «Есть место подвигу»
Данный раздел программы содержит произведения, содержащие проблемы нравственного, морального выбора. Это примеры сильных поступков, сложных, проблемных ситуаций. Это могут быть книги о подвигах в мирное и в военное время. Данная литература призвана закалять волевые качества, формировать моральные принципы личности.
Третий год (7 класс)
- «И чувства нежные»
Данный раздел программы содержит произведения о первом романтическом чувстве, о дружбе, о взаимоотношениях подростков. Это может быть исторический роман, современная повесть, классические книги о любви, стихи.
- «Трудный возраст»
Данный раздел программы содержит книги острой нравственной направленности, отражающие проблемы современного подростка. Это литература, которая, возможно, поможет читателю спроецировать конкретную жизненную ситуацию на проблемы литературного героя, поможет найти выход из сложного положения, избежать ошибки.
- «Параллельный мир»
Данный раздел программы - фантастика различной направленности. Мир непознанного, мир фантазии, путешествий, героев, сильных духом и телом. Это территория сказки и науки, прошлого и будущего одновременно.
Ожидаемые воспитательные результаты
В результате освоения программы у подростков должна сформироваться культура чтения, т.е. учащимся привьется любовь к чтению и, как результат, сформируется потребность в постоянном получении новых, эмоционально окрашенных впечатлений, знаний, опыта. Учащиеся научаться наслаждаться чтением, что, в свою очередь, будет способствовать организации эстетического досуга. Повысится общая и в том числе информационная культура личности. Учащиеся получат опыт работы с различными источниками информации.
ХМАО-Югра,
Нижневартовский район, пгт. Излучинск,
МБОУ «Излучинская ОСШ 2»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тет-а-тет с книгой»
Автор программы:
Зав. ЦИШ Горелова Е.В.
2011г.
15