ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ ПО УСТРАНЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
ПО УСТРАНЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ

Е.В. Куршева
учитель-логопед высшей кв. категории
МАДОУ «Д/С № 99 «Дулкын»
г. Набережные Челны


Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах.
Опыт работы показывает, что максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при комплексном подходе к ней. И взаимодействие ДОУ и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как невозможно создание единого пространства речевого развития, если усилия специалистов ДОУ и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
В ДОУ № 1 г. Набережные Челны в коррекционно-развивающий процесс вовлечены специалисты разных областей:
- учитель-логопед;
- специалисты поликлиник города (после первичного обследования уровня речевого дефекта ребёнок, в случае необходимости, направляется на обследование, консультирование и, возможно, лечение к ЛОР-врачу, к сурдологу, психоневрологу, к хирургу, к ортодонту);
- воспитатели;
- преподаватель ИЗО-деятельности;
- спорт-инструктор;
- музыкальный руководитель;
- психолог (по итогам диагностирования уровня психического развития детей с речевыми нарушениями, психолог разрабатывает и согласовывает с учителем-логопедом программу коррекционной работы по развитию познавательных процессов и речи, в частности);
- медицинский персонал ДОУ;
- родители (важно объяснить родителям, что их участие в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым).

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Первичное обследование уровня речевого развития ребёнка в присутствии родителей.
2. Индивидуальные беседы с родителями об особенностях развития их ребёнка.
3. Направление семей на консультацию к специалистам медицинской сферы.
4. Анкетирование.
5. Групповые консультации.
6. Родительские собрания.
7. Наглядная агитация родителей.
8. Совместные мероприятия.

Необходимость такого массового взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребёнка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами во взаимодействии с родителями, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер, а также всего развития в целом.
При построении коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи в нашем дошкольном образовательном учреждении опора делается на блочное планирование: каждая неделя учебного года посвящена определённой лексической теме («Овощи», «Животные леса» и т.д.).
Накануне изучения лексической темы логопедом даётся домашнее задание (в альбом вставляются карточки).
Варианты заданий: беседа по содержанию лексической темы, грамматика, связная речь, мелкая моторика.
То есть дети совместно с родителями заранее готовятся к предстоящей неделе. Одной лексической темой пронизаны все образовательные мероприятия недели:
- в понедельник воспитатели проводят занятие по ознакомлению с окружающим миром, на котором дети, подготовившись дома, выступают активными участниками занятия (одним из заданий на дом является составление рассказа, например, о животном жарких стран – дети составляют рассказы о разных животных, приводят разные факты, что делает занятие содержательным, обогащённым речевой активностью детей, страдающих речевыми нарушениями);
- этой же лексической темой обозначены занятия по ИЗО-деятельности (проводит специалист), аппликации, лепке;
- формирование фонетических представлений, лексико-грамматических категорий, связной речи на занятиях с логопедом также, в большей части, проходит в рамках изучаемой лексической темы.

Речь – это определённый ритм. В работе по формированию темпо-ритмического чувствования важная роль отводится спорт-инструктору и музыкальному руководителю. Данные преподаватели, помимо формирования общей моторики, координации и музыкальных представлений у детей, ведут работу по формированию правильного дыхания, важного в речевой деятельности, а также координируют речь с движением. Родителям дошкольников с речевыми нарушениями даются рекомендации по выбору дополнительных образовательных услуг в ДОУ, а также в учреждениях города (спортивных, музыкальных, хореографических), эффективно дополняющих комплекс мероприятий, направленных на коррекцию речевых нарушений.
Таким образом, все направления коррекционно-образовательной работы в МАДОУ «Д/С № 1 «Шатлык» являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи логопедической работы решаются комплексно.
Результаты коррекционно-развивающей работы систематически отслеживаются:

Мониторинг по звукопроизношению – 3 раза в год. Имеется экран звукопроизношения, позволяющий выявить этап логопедической работы с дошкольниками (проводит учитель-логопед).

Диагностирование уровня усвоения всего учебного материала детьми с речевыми нарушениями – 3 раза в год (в начале учебного года, в середине, в конце учебного года) (проводят воспитатели, учитель-логопед, узкие специалисты ДОУ).

Диагностирование уровня физического развития (проводят спорт. инструкторы).

Анализ уровня заболеваемости (проводит старшая мед. сестра ДОУ).

Анкетирование среди родителей.

По итогам всех диагностических мероприятий в ДОУ № 1 проводится психолого -медико-педагогический консилиум (3 раза в год): в начале учебного года по итогам первичного обследования совместно планируется система коррекционного воздействия; в середине учебного года подводятся промежуточные итоги работы, вносятся необходимые изменения; в конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы за год.
Итогом коррекции речевых нарушений у детей является исследование уровня речевого развития членами экспертной группы (имеются протоколы, приложения к протоколу комиссии по выпуску детей из логопедической группы), а также анкетирование родителей по вопросам результативности коррекционно-развивающего воздействия.



Литература:

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н.
Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи.- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»)

2. Гермашева О.А.
Совместная работа с семьёй по развитию речи дошкольников. - Журнал «Дошкольная педагогика»/ ноябрь/ 2010г. с.57

3. Гризик Т.
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. – Журнал «Дошкольное воспитание», № 6 – 2000, с.54

4. Давыдова М.С.
Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения. – Научно-методический журнал «Логопед», № 1 – 2008г., с.108

5. Семёнова И.С.
Современные подходы к созданию условий для коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. – Журнал «Логопед в детском саду», № 4 (19) – 2007г., с.54




15