Использование программы Г.М Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений чтения у младших школьников.
Использование программы Г.М Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений чтения у младших школьников.
С учетом проблем нарушения чтения и письма предлагаем применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в рамках основных разделов школьной программы по русскому языку, утвержденной Министерством образования РФ. В программе Зегебарт Г.М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма. Упражнения данной методики позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма.Методика представляет собой соединение основных разделов школьной программы по русскому языку с элементами игры и новейшими достижениями психологии. Она не вызывает у детей негативных эмоций и способствует развитию учебной мотивации и формированию устойчивых учебных навыков.Основная задача этого пособия — активизация природной грамотности ребёнка, улучшение качества и скорости чтения вслух, развитие внимания и способности обучаться самостоятельно практически по всем предметам.Большинство младших школьников на выполнение домашних заданий тратят необоснованно много времени и сил. В результате у них практически не остаётся свободного времени для игр, накапливается эмоциональная и физическая усталость и, как следствие, появляется негативное отношение к процессу обучения как таковому.Дефицит свободного времени — это итог, заранее предопределенный отсутствием у детей достаточной степени концентрации внимания, развитой моторики рук, серьёзных навыков чтения и самостоятельности действий. При этом любые дополнительные занятия по развитию перечисленных навыков, но не связанные напрямую со школьной программой, забирают у ребёнка остатки сил и эмоций.Игры данные в пособии позволяют в кратчайшие сроки научить ребёнка читать и устойчиво грамотно писать. Но не только это. Особая методика чтения, многократное повторение изучаемого материала в разнообразных формах и его идентификация, самостоятельная работа по проверке, мощная игровая и эмоциональная составляющая — всё это даёт возможность сформировать у ребёнка образ правильного слова, что позволит в дальнейшем не только увидеть, но и исправить допущенные ошибки. При этом увеличивается скорость чтения вслух, развивается способность к буквенному анализу слова, улучшается моторная и зрительная память.Главный итог используемых игр — быстрое и лёгкое формирование устойчивых навыков чтения, письма и счёта, так как подобные игры активизируют умственную деятельность в целом. В результате ребёнок постепенно учится учиться. Его практические успехи в школе становятся очевидны и окружающим, а это резко поднимает его самооценку.Методика реально помогает и не очень успешным на начальный момент обучения детям, и, что не менее важно, детям, готовым работать с опережением, но «зажатым» рамками школьной программы. Словарные слова неизбежно присутствуют в жизни школьников любого возраста, и можно использовать те же приемы работы со старшеклассниками, составив для них аналогичные упражнения. Информационные потоки, даже в рамках обычных школьных программ, весьма велики, а времени на их обработку, как правило, не хватает. Упражнения подобного рода активизируют природную грамотность школьников, резко повышают скорость и соответственно сокращают время усвоения любой информации. По аналогии со словарными словами можно работать с любыми трудными словами, в которых дети допускают типичные ошибки. Методика очень полезна для занятий иностранным языком. Работа по этой программе весьма эффективна не только для индивидуальных, но и для групповых занятий. А также Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.).