Программа проведения летней лагерной смены
Программа «Летний экспресс»
оздоровительный центр «Салют» КЖД
Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Абакана,
на период летней смены старший воспитатель о/у «Салют»
Большакова А.В.
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. с. 3
Результаты программы. с. 5
Принципы построения программы. с. 5
Формы и методы работы. с. 6
Условия реализации программы. с. 6
Организация работы в лагере: с. 6
а) режим работы пришкольного лагеря. с. 6
7. Особенности организации всей лагерной смены. с. 7
8. План работы оздоровительного центра «Салют» I, II сезоны. с. 9
9. Приложение. с. 11
Не дело, конечно, просто так по улицам города слоняться
Летом охота играть, отдыхать, в озере тёплом купаться
Оздоровительным центром - «Салют» я дорожу-
С друзьями классно время провожу!!!
Дети, конкурс «Реклама нашего лагеря».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каникулы - период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Каникулы дают возможность востребовать самые разнообразные таланты всех детей, независимо от социально-экономического положения родителей и учебной успеваемости самого ребенка. Если для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых - это время работы, среди новых забот выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного центра.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение летней смены.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Цели и задачи программы
Основные идеи и стратегия жизни любого лагеря, направлены на создание условий для реализации возможностей и интересов детей и подростков.
Наряду с оздоровлением, физическим закаливанием детей и подростков, организацией их культурного отдыха ЦЕЛЬЮ данной программы является: организация содержательного досуга и занятости детей и подростков в каникулярное время способствующего полноценному отдыху, оздоровлению, самореализации, развитию творческих способностей.
Задачи программы:
организация активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного отдыха детей и подростков;
развитие гражданских качеств детей: личного достоинства, внутренней свободы, уважения и самоуважения;
воспитание у детей и подростков деятельного патриотизма по отношению к своей малой Родине и родному краю;
создание творческой атмосферы, позволяющей развить инициативу и самостоятельность участников программы;
создание условий для развития коммуникативных навыков и творческих способностей;
закрепление навыков безопасного и здорового образа жизни детей и подростков.
В оздоровительном центре «Салют» КЖД на протяжении многих лет отдыхают дети железнодорожников и всех желающих, сделать каникулы незабываемыми.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Программа включает в себя развитее таких потенциалов, как: нравственный, познавательный, коммуникативный, эстетический, физический.
Программа «Летний экспресс» предусматривает и эмоциональную, интеллектуальную, предметно-творческую, оздоровительную деятельность и «социальное закаливание» личности, на формирование чувства гражданственности и патриотизма.
Участники программы - дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет; педагогический коллектив школ и детских садов городов республики Хакасия, студенты ХГУ имени Катанова и колледжей города Абакана.
Механизм реализации программы
Главная идея летней лагерной смены в организации разнообразной досуговой деятельности и в свободе выбора деятельности, как необходимого условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.
Главные принципы смены:
игра и романтика;
добровольность;
само ценность каждого ребенка;
детская самодеятельность;
атмосфера сотрудничества, содружества и сотворчества;
полноценное и активное общение с природой.
Содержание смены предполагает использование различных форм деятельности, которые осуществляются на 3 уровнях.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Функции программы:
воспитывающая;
коммуникативная;
культурно-досуговая;
обучающая;
оздоровительная;
развивающая;
социализирующая.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Главным результатом реализации положений программы должно стать накопление положительных эмоций, дающих возможность полноценного отдыха детей.
В результате реализации положений программы и предусмотренных ею мероприятий, возможно, прогнозировать следующие результаты:
Физическое и психологическое оздоровление участников смен.
Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
Организация полноценного и эффективного отдыха детей.
Выявление и удовлетворение интересов каждого ребёнка, вовлечение его в социально значимую деятельность в коллективе.
Создание условий для разнообразной деятельности детей, реализация их возможностей и способностей и социальной активности.
Создание дружного детского коллектива. Воспитание у детей и подростков деятельного патриотизма.
Обеспечение непрерывности образования и воспитания в летний период.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Принципы построения программы основаны на реальных потребностях, интересах и возможностях воспитанников; есть детально разработанные проекты, способствующие развитию познавательного интереса воспитанников к экологии, туризму и спорту, также есть возможность для импровизации.
Особенность программы заключается в том, что она построена на таких принципах как:
Свобода самореализации и успешности воспитанников;
Сотрудничество детей и взрослых;
Связь общения-обучения с практикой профессиональной деятельности;
Положительный эмоциональный фон общения - обучения;
Активизация процесса организации коллективных творческих дел методом соревнования.
Дидактические принципы программы:
Профессиональная целесообразность;
Принцип проблемности содержания общения - обучения;
Систематичность и последовательность;
Наглядность и развитие теоретического мышления;
Сознательность и творческая активность воспитанников лагерной смены;
Оптимальное сочетание общих, групповых, индивидуальных и личностно-ориентированных форм общения-обучения.
Программа разработана так, что есть возможность по ходу реализации изменять, перестраивать, усложнять или упрощать педагогические ситуации и содержание.
Динамичность и гибкость программы обеспечивает разностороннее, свободное и творческое развитие воспитанников.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Для формирования системы знаний, совершенствования умений и навыков программой предусматривается использование традиционных технологий.
Объяснительно-иллюстративный метод (беседа, демонстрация трудовых операций, походы, экологические акции).
Репродуктивный метод (работа с настольными играми, минутки взаимного обучения, викторины).
Для разностороннего, свободного и творческого развития воспитанников программа предусматривает использование и современных педагогических технологий.
Проблемное общение-обучение, частично-поисковая деятельность (диспут-дискуссия «Найди согласие с собой»; кинолектории, творческие проекты; эвристическая беседа «Что говорит наскальный рисунок?»; личные творческие планы; конкурсы; коллективная работа в творческой мастерской; шахматные турниры «Игра разума» и др.).
Игровые технологии - активизируют процесс развития ребёнка.
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для организации и осуществления педагогического процесса по данной программе необходима определенная материально-техническая база.
Помещения для занятий отвечают требованиям безопасности труда, производственной санитарии, а инвентарь - современным эстетическим представлениям. Важное место занимает оформление игровых комнат и мастерских, их оснащение способствует воспитанию художественного вкуса и творческого начала воспитанников.
Для успешной работы необходимо использовать:
наглядный материал (таблицы о правильном питании, санитарно-гигиенических правилах, с изображениями растений и животных, логические схемы к задачам и т.д.)
раздаточный материал (настольные игры, раскраски, карандаши...).
информационно-методический материал (периодическая литература по экологии, спортивным играм, здоровому питанию).
видеоматериал (фотографии; видеозаписи познавательных фильмов о природе, развлекательные мультипликационные и художественные фильмы).
Во время общения возможно применение звукового фона. Негромкая классическая или эстрадная музыка создает воспитанникам микроклимат психологической разгрузки.
6.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ЛАГЕРЕ
До начала лагерной смены проводится педагогический совет работников лагеря и отдельно сбор отрядных вожатых, где окончательно корректируется и утверждается план работы, определяется количество и состав детей в отрядах, в каждый отряд назначаются воспитатели и вожатые, определяется место расположения каждого отряда.
Лагерная смена длится двадцать один день. Дети находятся в лагере весь период лагерной смены. Режим дня составлен с учетом возрастных и физиологических особенностей детей согласован с медицинским персоналом оздоровительного центра.
Режим работы оздоровительного центра «Салют»:
Подъём. Водные гигиенические процедуры.
8:30 - 8:55
Зарядка.
9:00 – 9:15
Завтрак.
9:30 – 9:50
Групповые мероприятия, занятия в кружках по интересам, трудовой десант, тренинги
10:00 – 11:30
Игры на свежем воздухе
11:30 – 13:30
Обед
13:45 – 14:15
Тихий час
14:30 – 16:00
Полдник
16:15 – 16:30
Игры на свежем воздухе, групповые мероприятия, репетиции, занятия в кружках по интересам, походы
16:30 – 18:00
Ужин
18:15 – 18:30
Подготовка к выступлениям, игры
18:30 – 19:00
КТД (коллективное творческое дело)
19:00 – 21:00
Паужин
21:00 – 21:15
Дискотека, игры на спортплощадке
21:15 – 22:00(младшие отряды)
21:15 – 22:30 (старшие отряды)
Подготовка ко сну
22:00 – 22:15// 22:30 – 22:45
Сон
примерно 22:30 – 8:30
ОСОБЕНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕЙ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Ежедневно проводятся обще лагерные линейки и планерки воспитателей. В конце каждого дня заполняется экран настроения, данные которого являются одним из показателей успешности (или наоборот) работы отряда и лагеря в целом. Ведется летопись оздоровительного центра.
Работа в лагере строится с учетом логики развития лагерной смены, которая заключается в следующем: весь сезон делится, на три основных промежутка времени, три периода.
Периоды связаны с психологическим настроем детей на определенные взаимоотношения и определенные виды деятельности.
Организационный период
Первые три дня очень напряженные и важные. Они задают настрой и определенный ритм жизни лагеря на весь сезон.
Основная цель организационного периода - заложить основы для формирования временного детского коллектива.
Задачи (организационные, методические, воспитательные)
Организационные:
выявить уровень организаторских навыков и умений детей;
определить интересы каждого ребенка;
выявить лидеров в детском коллективе;
разделить отряд на микрогруппы, определить перспективы деятельности каждой из них;
определить перспективы деятельности всего детского коллектива (планирование);
организационно оформить первичный коллектив.
Методические:
научить выполнению всех требований режима лагеря и санитарно-гигиенических норм;
научить соблюдению традиций и правил лагеря;
научить работе в микрогруппе, в первичном коллективе;
научить каждого ребенка анализировать свое состояние и настроение (через игровые формы).
Воспитательные:
начать формирование взаимоотношений между следующими группами субъектов:
ребенок - ребенок (девочки - мальчики, мальчики - мальчики, девочки - девочки, лидеры: формальные - неформальные и т. д.);
ребенок - коллектив;
ребенок - взрослый.
Для решения вышеизложенных целей и задач могут быть использованы коллективно-творческие дела (КТД).
В первый день смены ребятам предлагается анкета:
С каким настроением ты приехал (а) в лагерь?
Сколько раз был (а) в лагере? А сколько в нашем «Салюте»?
Чем любишь заниматься в свободное время?
Что ты ждёшь от лагерной смены?
Нарисуй своё настроение.
Основной период лагерной смены
Цели:
формирование временного детского коллектив;
стабилизация жизни детского коллектива (через работу органов самоуправления, КТД и т.д.).
Желательно в основной период ежедневно проводить обще лагерное тематическое мероприятие. Например: «Минута славы у нас в гостях», «Зарница», «Калейдоскоп шуток и розыгрышей» и так далее Каждый из этих дней призван решать определенные задачи.
В конце дня совет дела подводит итог и «зажигает звёзды САЛЮТА», на экране соревнований обязательно отмечаются самые активные отряды. Во время отрядных огоньков (перед сном) подводится итог дня и в личных кардах достижений отдыхающих прикрепляются звёзды (МОЙ ФЕЙЕРВЕК ДОСТИЖЕНИЙ)
В первой половине дня целесообразно дать детям возможность, «остыть» и настроиться на мероприятия с другой тематикой, обсудить прошедшее мероприятие и участие в нем индивидуальное и отрядное. Параллельно проводятся отрядные КТД, не требующие длительной и сложной подготовки, например, «Винегрет», «Ромашка», тренинги на сплочение коллектива. Можно предложить детям сходить в лес, провести спортивные эстафеты, разучить новые игры, просто почитать и обсудить книгу.
Итоговый период лагерной смены
Цель: подведение итогов всей лагерной смены.
Задачи:
подведение «ЗВЁЗДНЫХ» итогов смены (награждение самых активных отрядов и отдыхающих);
эмоционально завершить лагерную смену (оформление странички АЛЬБОМА).
Традиционно в отрядах проводятся огоньки. Важно суметь выбрать правильный тон в разговоре, создать доброжелательную атмосферу. При этом можно использовать какой-то «талисман» отряда, собраться у «заветного» дерева, всем вместе исполнить любимую песню, для разговора необходимо найти объединяющее начало. Нужно, чтобы на сборе больше говорили дети, а взрослые лишь направляли разговор в нужное русло.
Как обще лагерные мероприятия проводятся линейка закрытия лагерной смены и общий сбор, на котором вручаются награды отрядам и детям, наиболее ярко себя проявившим в течение лагерной смены.
В последний день смены ребятам предлагается анкета:
С каким настроением ты уезжаешь из лагеря?
Что тебе понравилось больше всего в лагере?
У тебя появились друзья?
Ты хотел бы приехать ещё?
Нарисуй своё настроение.
Кружки, спортивные секции:
«Волшебная ниточка»
«Сувениродром»
«Пресс-центр»
«DG клуб»
«До-Ми-Соль-ка»
«Фиеста» (танцы)
План работы оздоровительного центра «Салют»
«Летний экспресс» I сезон, 2012 год
19.06.12 вторник
20.06.12 среда
21.06.12 четверг
Заезд, знакомство, создание отрядных уголков, оформление помещений в соответствии с названием отряда и девизом. Отрядная фотосессия. Заполнение анкет => создание «Карты желаний» (что хотим от лагерной смены). Игра «Секреты Салюта» (знакомство с лагерем, кружками) создание отрядного флага, завязывание отрядных галстуков, создание правил поведения на территории лагеря, знакомство с персоналом. Проверка врачами центра медицинских показателей отдыхающих. Дискотека.
Открытие сезона. Торжественная линейка, посвящённая открытию сезона, знакомство с программой сезона. Выдача на линейке ЛИСТКОВ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (на которых к концу сезона должен появиться «Фейерверк моих достижений») Подготовка и проведение открытия сезона, костра, посвящённого открытию смены.
Разучивание военных песен, подготовка к военно-патриотическим играм.
Учебная пожарная эвакуация.
Игры на сплочение коллектива.
22.06.12 пятница
23.06.12 суббота
24.06.12 воскресение
Зарница.
Торжественная линейка, посвященная Дню Памяти героев ВОВ 1941 -1945гг.
Праздник песни и строя.
Костер «Песни военных лет».
Подведение итогов военно-патриотических игр.
«День Рыжих»
(подготовка и проведение).
Дискотека.
Подготовка и проведение конкурса «Минута славы».
Дискотека.
Игры на сплочение коллектива
25.06.12 понедельник СМЕНА БЕЛЬЯ
26.06.12 вторник
27.06.12 среда
Открытие Спартакиады.
Дискотека.
Поощрение ОТЛИЧИВШИХСЯ ОТРЯДОВ. (поход к озеру, просмотр фильма, фотосессия)
Дискотека
Спортивные соревнования (волейбол, баскетбол, футбол)
Дискотека
Спортивные соревнования (волейбол баскетбол, футбол)
Дискотека
28.06.12 четверг
29.06.12 пятница
30.06.12 суббота
День ПРАЗДНИКОВ
Спортивные соревнования (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон, шахматы, шашки)
Дискотека
Подготовка концерта для родителей
Спортивные соревнования (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон, шахматы, шашки)
Дискотека
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ
Концерт для родителей
Весёлые старты для детей и родителей.
01.07.12 воскресение
02.07.12 понедельник СМЕНА БЕЛЬЯ
03.07.12 вторник
ПЕНТБОЛ
Закрытие спартакиады
Бой – гёл - шоу
Подготовка к экономической игре
Дискотека
ПЕНТБОЛ
Экономическая игра
Дискотека
Поощрение ОТЛИЧИВШИХСЯ ОТРЯДОВ. (поход к озеру, просмотр фильма, фотосессия)
Игра – путешествие «Как прекрасен этот мир».
(экскурсия по странам мира)
Дискотека
04.07.12 среда
05.07.12 четверг
06.07.12 пятница
Игра «Пираты XXI века»
Дискотека
День юных изобретателей (конкурс изобретений, поезд будущего)
Дискотека
Подготовка к закрытию сезона,
поделок - подарок Нептуну
Дискотека
07.07.12 суббота
08.07.12 ШОУ ? воскресение
09.07.12 понедельник
Праздник «В царстве Нептуна»
Закрытие сезона.
Прощальный костёр.
Торжественная линейка (награждение активных отдыхающих, отрядов).
Концерт «А помнишь, как всё начиналось»
Оформление страницы альбома ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Отрядные прощальные огоньки, письмо 2-ой смене.
Поощрение ОТЛИЧИВШИХСЯ ОТРЯДОВ. (поход к озеру, просмотр фильма, фотосессия)
Отъезд домой
План работы оздоровительного центра «Салют»
«Летний экспресс» I I сезон, 2012 год
12.07.12
13.07.12
14.07.12 ??? ШОУ
f° Заезд, знакомство, создание отрядных уголков, оформление помещений в соответствии с названием отряда и девизом. Отрядная фотосессия. Заполнение анкет => создание «Карты желаний» (что хотим от лагерной смены). Игра «Секреты Салюта» (знакомство с лагерем) создание отрядного флага, завязывание отрядных галстуков, создание правил поведения на территории лагеря, знакомство с персоналом. Проверка врачами центра медицинских показателей отдыхающих. Дискотека.
Открытие сезона. Торжественная линейка, посвящённая открытию сезона, знакомство с программой сезона. Выдача на линейке ЛИСКОВ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (на которых к концу сезона должен появиться «Фейерверк моих достижений») Подготовка и проведение открытия сезона, костра, посвящённого открытию смены.
Экологическая игра «В гостях у Берендея»
Учебная пожарная эвакуация.
Игры на сплочение коллектива.
15.07.12
16.07.12
17.07.12
КТД (спортивно – развлекательная программа) День воздушного шара
Игры на сплочение коллектива
Дискотека
Подготовка и проведение конкурса «Минута славы».
Дискотека.
Игры на сплочение коллектива
Открытие Спартакиады.
Дискотека.
18.07.12
19.07.12
20.07.12
Спортивные соревнования (волейбол, баскетбол, футбол)
Поощрение ОТЛИЧИВШИХСЯ ОТРЯДОВ. (поход к озеру, просмотр фильма, фотосессия)
Дискотека.
ПЕНТБОЛ
Спортивные соревнования (волейбол, баскетбол, футбол)
Подготовка концерта для родителей
Дискотека
ПЕНТБОЛ
Спортивные соревнования (волейбол баскетбол, футбол)
Подготовка концерта для родителей
Дискотека
21.07.12
22.07.12
23.07.12
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ
Концерт для родителей
Весёлые старты для детей и родителей.
Дискотека
Спортивные соревнования (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон, шахматы, шашки)
Дискотека
Закрытие спартакиады
Конкурс «В гостях у сказки»
Дискотека
24.07.12
25.07.12
26.07.12
Бой – гёл - шоу
Подготовка к экономической игре
Дискотека
Экономическая игра
Дискотека
Поощрение ОТЛИЧИВШИХСЯ ОТРЯДОВ. (поход к озеру, просмотр фильма, фотосессия)
Этот необыкновенный мир СИНЕМА
Дискотека
27.07.12
28.07.12
29.07.12
Игра «Пираты XXI века»
Дискотека
День юных изобретателей (конкурс изобретений, поезд будущего)
Дискотека
Подготовка к закрытию сезона (разучивание песен)
Дискотека
30.07.12
31.07.12
01.08.12
Закрытие сезона.
Прощальный костёр.
Торжественная линейка (награждение активных отдыхающих, отрядов).
Концерт «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Оформление страницы альбома ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Отрядные прощальные огоньки.
Отъезд домой
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для друзей:
«Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда:
Наш отряд – это________ и ________ ребята. Они собрались для того, чтобы_________ и ________, провести время и научиться _________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что_________ и ________. Наш отряд объединяет________ мальчишек и _________ девчонок, а также_________ вожатых, которые________ здесь в оздоровительном центре «Салют». Наши вожатые помогают нам в _______ и нам вместе с ними _________ и _________.
Игры на сплочение коллектива, выявление лидерских способностей
Методика «Радости и огорчения»
Цели: выявление ценностных ориентаций подростков и определение роли детского объединения в жизни подростка
Работа с данной методикой может быть организована несколькими способами:
а) каждому подростку предлагается дописать два предложения:
Больше всего меня радует
Больше всего меня огорчает
б) работу организуется по микрогруппам. Лист ватмана в зависимости от количества членов микрогруппы делится на сектора. Каждый подросток в своем секторе с помощью рисунков или словосочетаний выражает свои радости и огорчения.
Наши советы:
При анализе можно выделить следующие группы ответов:
радости и огорчения, связанные с собственной жизнью;
радости и огорчения, связанные со своим коллективом, его деятельностью, взаимоотношениями, успехами и неудачами;
радости и огорчения, связанные с различными социально-политическими явлениями.
Сравнение группы ответов позволит сделать вывод, играет ли в жизни подростка коллектив какую-то заметную роль.
Если работа организована по микрогруппам, то дополнительно можно проанализировать взаимоотношения между подростками.
Двое с одним мелком
В этой игре партнеры не должны разговаривать друг с другом. Общение между ними может быть только невербальным. Для того чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры должна звучать музыка та, которая нравится детям.
Материалы: Каждой паре нужны один большой лист бумаги (формат A3) и один восковый мелок (фломастер); в качестве сопровождения должна звучать популярная или классическая музыка (в зависимости от музыкальных вкусов детей отряда).
Инструкция: разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз вы будете рисовать под красивую музыку. У вас три-четыре минуты времени. (Подберите музыкальную композицию на указанное время.) Как только закончится музыка, завершайте свою работу и вы.
По завершении игры попросите команды показать получившиеся у них изображения.
Анализ упражнения:
- Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?
- Сложно ли было вам рисовать молча?
Имя и движение
Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.
Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и воспитателя. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.
Инструкция: сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.)
Анализ упражнения:
- Чьи имена тебе было легко запомнить?
- Чьи имена ты забывал?
- Чьи движения тебе понравились больше других?
- Знаешь ли ты, что означает твое имя?
- О ком ты узнал что-нибудь новое?
Ковер мира
Игра «Ковер мира» предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в отряде с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров, или мягкий коврик такого же размера, или несколько листов ватмана, соединенных в прямоугольник указанного размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.
Инструкция: сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в лагере, отряде? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если сталкиваются различные мнения?
Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.
Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер мира»: «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в «ковер мира» нашего отряда. Я напишу на нем имена всех ребят нашего отряда, а вы должны мне помочь украсить его».
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «ковер мира» без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Ковер мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Анализ упражнения:
- Почему так важен для нас «ковер мира»?
- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- Почему недопустимо применение в споре насилия?
- Что ты понимаешь под справедливостью?
Корабль среди скал
Это очень интересная игра, в которую все дети с удовольствием включаются. Группа сама может установить подходящий для себя уровень сложности. Игра дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. Кроме того, эту игру можно с легкостью видоизменять применительно к любому возрасту.
Материалы: повязка на глаза.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Сейчас я объясню вам, правила игры, и что каждый из вас должен будет делать. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой капитаном корабля. «Кораблю» мы завяжем глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не налетел ни на один «утес». Любой из вас может сейчас сказать, что он хочет быть кораблем, и встать внутри круга на любое место, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал кораблем, должен попросить кого-нибудь из вас стать капитаном, который будет управлять кораблем в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем «кораблю» глаза.
Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится корабль в путешествие. Любой из ребят, образующих «берег», может сейчас сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и, устраивают на предполагаемом маршруте следования корабля такие скалы, через которые кораблю будет достаточно сложно добраться до гавани.
Помогите «скалам» создать в меру сложные препятствия такие, чтобы затруднить выполнение задания для «корабля» и «капитана», но не сделать его невыполнимым. Вы можете, конечно, регулировать количество «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей. Иногда имеет смысл дать возможность «кораблю» и «капитану» сообща определить, сколько «скал» они хотели бы преодолеть. Такая возможность управлять игрой отличный способ мотивации для детей.
«Скалы» остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их «корабль». Капитан же должен вести «корабль» очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Сделай еще один шаг вперед», «Стоп!», «Повернись направо Еще немного», «Сделай один шаг вперед», «Стоп!», «Сделай один шаг влево» и т.д. Когда «корабль» подойдет к конечной точке своего маршрута, «гавань» должна сказать «кораблю»: «Ты достиг цели», и радостно заключить «корабль» в объятия.
Дети очень любят эту игру. Но, несмотря на это, каждый раз стоит отправлять в плавание не больше двух-трех кораблей, иначе дети могут устать.
Анализ упражнения:
- Что ты чувствовал, когда был «кораблем»?
- Чувствовал ли ты себя достаточно безопасно со своим капитаном?
- Что в следующий раз твоему капитану стоит делать по-другому?
- Что было самым трудным для тебя как капитана?
- Как часто твой «корабль» налетал на «скалы»?
- Были ли «скалы» честным препятствием?
- Что ты чувствовал, когда был «скалой», а «корабль» проходил совсем рядом с тобой?
Сердце отряда
Эта игра, благодаря используемой в ней символике, великолепно подходит ко дню Святого Валентина или празднику 8-го Марта. Но, конечно же, вы можете проводить ее и в другие дни. На большом картонном сердце пишется что-нибудь позитивное про каждого члена отряда, чтобы все ощущали себя уважаемыми и достойными любви и внимания.
Материалы: бумага, карандаши, фломастеры и большое сердце, вырезанное из красного картона.
Инструкция: Знаете ли вы, что у нашего отряда есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в таком случае вы можете поменять бумажку.
А теперь я расскажу вам, что вы сейчас будете делать. Я принесла с собой большое сердце, которое и станет сердцем нашего отряда. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги и запишите на нем то, что вы придумали. Может быть, вы напишете: «Мне нравится, что Петя такой веселый», «У Юли всегда очень интересные мысли», «Женя всегда готов прийти на помощь». Если составленная вами фраза придется вам по душе, возьмите фломастер и запишите ее на красном сердце отряда.
Положите красное сердце на стол так, чтобы дети могли подойти к нему со всех сторон. После того, как вы проведете анализ упражнения, сердце отряда может стать прекрасным декоративным украшением помещения.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Что тебе нравится в этом сердце?
- Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом ребенке?
- Нравится ли тебе то, что написано на сердце про тебя?
Танцующие руки
Если дети неспокойны или расстроены, эта игра дает им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Материалы: большие листы оберточной бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки или фломастеры. Игра сопровождается оживленной музыкой.
Разложите оберточную бумагу длинной полосой на полу. (Другой вариант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу и дать детям возможность рисовать стоя.)
Инструкция: Возьмите, пожалуйста, каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге.
Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что у вас получилось. (2-3 минуты.)
Хвасталки
Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Мы подобрали интересную методику, которая позволяет детям частично преодолеть свою застенчивость. Наряду с этим мы можем показать им, как это приятно радоваться успехам других.
Инструкция: сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.
Сейчас я расскажу, как будет проходить игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих.
Я подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Тот, кому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя». Потом я сяду на свое место, а мой собеседник подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?
Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе в целом, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
- Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?
- Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?
Названия отрядов и девизы:
отряд «Радуга»
девиз:
Мы как радуги цвета, неразлучны никогда.
отряд «Непоседы»
девиз:
Пустъ горы и кручи
У нас на пути. Отряд «Непоседы» Всегда впереди.
отряд «Дельфин»
девиз:
Дельфин всегда плывёт вперёд и никогда не отстаёт.
отряд «Улыбка»
девиз:
Жить без улыбки - просто ошибка,
Всюду улыбки - повсюду добро.
13PAGE 15
13PAGE 141615
ПРОГРАММА ЗАИНТЕРЕСУЕТ ВАС:
Если вы учитель - практик и в период каникул работаете в детском лагере и времени свободного нет
Если Вы хотите сделать отдых ребят полноценным, а жизнь в лагере интересной
Если хотите, чтобы Ваши воспитанники мчались в лагерь без оглядки,
БЫЛИ дружными,
воспитанными,
ЗДОРОВЫМИ!!!
И даже повзрослев,
с удовольствием вспоминали каждый сезон
Накоплен богатый опыт
по организации лагерных смен, с использованием положения оздоровительного центра в социуме
по проведению мероприятий
по сплочению детей
работе с родителями и лицами их заменяющими
Нравственный
коммуникативный
эстетический
физический
Познавательный
потенциалы развития личности
формы деятельности:
массовые (обще лагерные мероприятия, экскурсии, праздники, игры по станциям и т.д.)
групповые (огоньки, игры-эстафеты, командные, конкурсные программы, игровые программы, шоу-программы, тренинги и т.д.)
индивидуальные (игры, викторины, индивидуальные конкурсные программы и т.д.)
Заголовок 1Заголовок 4Заголовок 615