Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса (общеобразовательная программа основного общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья IV вида)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе разработана на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку. 5–11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова) / Сост. Г.М. Вялкова. – М.: Глобус, 2009.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с ограниченными возможностями здоровья IV вида).
Учебная работа в классе охраны зрения строится на следующих принципах:
а) формы работы, требующие постоянного участия зрения (чтение, письмо) не должны продолжаться более 15–20 мин.;
б) виды деятельности, сопровождаемые непрерывным зрительным контролем, должны чередоваться с устными формами работы;
в) в процессе выполнения заданий детьми с нарушением зрения должна учитываться замедленность их деятельности по сравнению с нормально видящими;
г) необходимость усиления внимания к каждому ребенку.
Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с нарушениями зрения является: усиление роли практической направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка, соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности, введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.Коррекционная направленность урока:
Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
Способы развития монологической речи (обязательно).
Развитие диалогической речи и культура общения.
Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
Охрана психического, физического здоровья учащихся.
Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
Организация восприятия с опорой на анализаторы.
Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
Использование эффективных инновационных технологий.
Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
Для учащихся:
Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2010.
Для учителя:
Рабочие программы по русскому языку. 5–11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова) / Сост. Г.М. Вялкова. – М.: Глобус, 2009.
Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Учебно-тематический план
№
п/пНаименование разделов
и тем Количество часов
Всего Контроль
1. Введение (1ч.)
Функции русского языка в современном мире. 1 2. Повторение изученного в 5-7 классах (8 ч.)
Повторение изученного в 5-7 классах. 1 3. Повторение изученного. Фонетика 1 4. Повторение изученного Морфемика словообразование. 1 5. Повторение изученного. Лексика и фразеология. 1 6. Повторение изученного. Морфология. 1 7. Повторение изученного. Строение текста. Стили речи. 1 8. Рр. Подготовка к сочинению по картине 1 9. Рр. Устное сочинение. 1
10. Синтаксис и пунктуация (88 ч.).
Словосочетание (2 ч.).
Строение и грамматическое значение словосочетаний. 1 11. Связь слов в словосочетании. 1 12. Предложение (2ч.)
Строение и грамматическое значение предложений. 1 13. Интонация предложения. 1 14. Простое предложение (2ч.)
Порядок слов в предложении. Логическое ударение. 1 15. Рр. Описание памятника архитектуры. 1
16. Двусоставное предложение (9ч.)
Подлежащее. 1 17. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. 1 18. Составные сказуемые
Составное глагольное сказуемое. 1 19. Составное именное сказуемое. 1 20. Выражение именной части составного сказуемого. 1 21. Тире между подлежащими и сказуемыми. 1 22. Закрепление темы «Сказуемое». 1 23. Контрольный диктант с грамматическими заданием по теме «Сказуемое». 1
24. Работа над ошибками контрольного диктанта. 1 25. Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения (11ч.).
Дополнение 1 26. Трудные случаи выражения дополнений. 1 27. Определение 1 28-29. Рр. Изложение. 2
30. Приложение. 1 31. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. 1 32. Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. 1 33-34. Урок развития речи. 2 35. Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения». 1
36. Односоставные предложения.
Односоставные предложения
с главным членом-сказуемым (11ч.).
Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо – личные. 1 37-38. Предложения неопределённо – личные. 2 39-40. Безличные предложения. 2 41. Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. 1 42-43. Описание картины. 2
44. Односоставные предложения
с главным членом – подлежащим.
Назывные предложения. 1 45. Обобщение по теме «Односоставные предложения». 1 46. Рр Изложение 1
47. Неполные предложения (2ч.)
Понятие о неполных предложениях 1 48. Контрольная работа 1
49. Предложения с однородными членами (10ч.)
Понятие об однородных членах 1 50. Однородные и неоднородные определения 1 51-52. Однородные члены, связанные сочинительными союзами. 2 53-54. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. 2 55. Рр Рассуждение 1 56. Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» 1
57-58. Рр Описание картины 2
59-60. Предложения с обособленными членами (20ч.) Обособленные определения и приложения. 2 61. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. 1 62-63. Особенности обособления предложений. 2 64. Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения». 1
65-67. Обособленные обстоятельства. 3 68. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. 1 69-70. Рр Изложение. 2
71. Предложения с уточняющими обособленными членами.
Понятие об обособленности уточняющих членов предложения 1 72-73. Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. 2 74. Контрольный урок. 1
75-76. Рр Применение публицистического стиля на практике. Диспут. 2 77-78. Рр Изложение. 2
79-80. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9ч.)
Обращение и знаки препинания при нём. 2 81. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. 1 82. Вводные слова и вводные предложения. предложения с междометиями. 1 83-84. Вставные конструкции. 2 85. Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». 1 86. Контрольный урок по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». 1
87. Работа над ошибками диктанта. 1 88. Способы передачи чужого речи. Прямая и косвенная речь (10ч.)
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. 1 89. Диалог 1 90-91. Предложения с косвенной речью. 2 92. Цитаты и знаки препинания при них. 1 93. Способы передачи чужой речи в художественном произведении. 1 94. Закрепление темы «Способы передачи чужого речи». 1 95. Рр. Изложение 1
96-97. Рр. Сравнительная характеристика героев 2
98. Повторение и систематизация изученного в 8-ом классе (5ч.)
Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения». 1 99. Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими обособленными членами». 1 100. Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «способы передачи чужой речи». 1 101-102. Контрольный диктант. Подведение итогов года. 1 1
Содержание программы
Введение (1 ч)
Функции русского языка в современном мире.
Повторение изученного в 5-7 классах (8 ч)
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (88 ч)
Словосочетание (2 ч)
Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое приложение (4ч)
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (9 ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Простые двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения (11 ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (11 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2 ч)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения(10 ч)
Повторение изученного материала об однородных членах-предложения. |Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (26 ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Обращения, вводные слова междометия (9 ч)
Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (19 ч)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 ч)
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учебно-методические средства обучения
Список литературы
Алентикова С.А. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс: к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: 10–11 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2011 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Махонина М.Н., Девятова Н.М. Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык. 10–11 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2009.
Рабочие программы по русскому языку. 5–11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова) / Сост. Г.М. Вялкова. – М.: Глобус, 2009.
Русский язык: ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / Т.Н. Роговик. – М.; СПб.: Просвещение, 2011.
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса
Наглядные пособия: плакаты, таблицы, схемы, памятки.
Дидактический материал: карточки, схемы, тесты, перфокарты, памятки.
ТСО: мультимедийный комплекс.