Конспект урока Роль воспитателя в системе коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: Роль воспитателя в системе коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Предмет: «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»
Раздел V: Общее недоразвитие речи
Преподаватель: Морозова О.М
Группа: 31
Челябинск 2013 г
Тема: Роль воспитателя в системе коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста
Раздел V. Общее недоразвитие речи
Практическое занятие №3
Тип занятия: комбинированный
Задачи:
1) Закрепить знание этиологии, классификации и возрастных особенностей детей с ОНР. Продолжать учить осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Учить планировать, организовывать и проводить индивидуальную работу с детьми с ОНР в течение дня; вести документацию, обеспечивающую взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.
2) Развивать способность анализировать процесс и результаты организации индивидуальной коррекционной работы с детьми с ОНР; способность оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Формировать профессиональную речь, позволяющую свободно использовать терминологию логопедии в практической.
3) Воспитывать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Средства обучения: ТСО (компьютер, проектор, видеомагнитофон, магнитола, ноутбуки); дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, аудиокассеты, видеофильмы, презентация в программе Power Point, рабочие тетради, учебники, сборники игр и упражнений для развития речи и др.).
План урока:
№ п/п Этап урока Содержание, методы, приемы Вр.
1. Мотивационная часть - Какую специальность вы приобретаете?
- Почему возникла необходимость подготовки воспитателей в области коррекционно-педагогического воздействия?
Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50% от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста, тогда как, наконец, 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17% . А ведь речь, по мнению многих ученых и практиков – это важное условие развития и активности ребенка.Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.
Успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от условий организации логопедической помощи в детском саду. Квалифицированный в коррекционно-педагогической работе воспитатель – это одно из таких условий.
2 мин
2. Этап контроля и актуализации знаний
- Для определения темы занятия. Предлагаю вам выполнить задание, в котором потребуется применить не только знания из области логопедии, но и операции анализа и синтеза с целью группировки данных понятий по тем общим признакам, которые вы определите. Время на выполнение задания 3 минуты.
- Какой речевой дефект из представленных может объединить в себе нарушение всех компонентов речи?
- Таким образом, мы с вами будем сегодня говорить о роли воспитателя в системе коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
-Для того чтобы определить достаточность теоретических знаний для изучения практической темы, необходимо выполнить входной в данную тему тест. Тест состоит из 10 вопросов. На каждый вопрос по 10 секунд.
- Сверьте свои ответы с ключом. 5 мин
3 мин
= 10 мин
3. Этап подготовки к усвоению нового материала -Чтобы раскрыть данную проблему, необходимо ответить на вопрос: «Что необходимо воспитателю для компетентного ее решения?»
-Таким образом, мы определили задачи занятия.
-Которые легко трансформируются в план работы.
2 мин
4. Этап усвоения новых знаний -Обратимся снова к теме занятия для цельного и осознанного ее восприятия.
-Назовите ключевые компоненты темы.
-Основным в теме является ОНР, которое и будет определять и систему коррекционного воздействия и роль воспитателя в данной работе.
-Кто ввел в теорию и практику логопедии понятие «ОНР»? Сколько уровней речевого недоразвития Роза Евгеньевна определила? Сколько уровней выделяется в современной логопедии и почему?
-В каких учреждениях России могут воспитываться и обучаться дети с ОНР?
–Группы компенсирующего вида для детей с ОНР, среди всего указанного вами, будет являться наиболее эффективным условием для устранения данного дефекта. А кто является организатором КПР в «логопедических» группах?
-Посмотрите определения ОНР, представленные в разных источниках. Что в них общего?
-Да. Нарушение всех компонентов речи. Вы сказали, что руководящая роль принадлежит учителю-логопеду. А какая роль у воспитателя логгруппы? Ответьте
на данный вопрос изучив стр. .-
Как вы считает, должен ли воспитатель слышать, определять симптомы речевых дефектов у детей?
- Прослушайте стихотворение «Мимозы» в исполнении воспитанника старшей логопедической группы и определите, какой компонент речи нарушен.
-Верно, нарушено звукопроизношение. Какие виды нарушений звукопроизношения вы услышали? Какие вы еще знаете дефекты звукопроизношения?
-Воспитатель является одним из основных участников коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения. Вспомните этапы работы при коррекции звукопроизношения. Таким образом, от чего зависит планирование
работы по звукопроизношению?
-Чтобы ответить на вопрос от чего еще зависит планирование работы, откройте задание №1 и выполните его, работая в группе. Время 2 мин
-Да, для планирования КПР имеет значение уровень речевого развития и индивидуальные особенности детей, а также задания логопеда, которые воспитатель анализирует в тетради называемой «Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателя и логопеда» и в индивидуальных тетрадях детей.
-«Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателя и логопеда» необходима для того, чтобы оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка. В тетради допустимы следующие обозначения.
КПР осуществляется фронтально, по подгруппам, но особенно индивидуально.
-Мы ответили на ряд вопросов:
Кто является организатором КПР в логопедической группе?
Что, кроме общепедагогических обязанностей входит в обязанности воспитателя логопедической группы?
В каких режимных процессах воспитатель может осуществлять КПР?
-Основными участниками КП процесса в логопедической группе по отношению к логопатам являются логопед и воспитатель. Кто еще является субъектами данного процесса?
-Сейчас я предлагаю вам в группах разработать модель взаимодействия воспитателя со всеми субъектами КП процесса. Я не ограничиваю вас не в виде модели, не в активности, но ограничиваю вас во времени – 10 минут. После чего, в течение минуты, каждая группа должна представить свою модель. Приступайте. 2 мин
4 мин
3 мин
= 21 мин
2 мин
= 23 мин
3 мин
2 мин
= 30 мин
15 мин
= 45 мин
5. Этап закрепления новых знаний -Таким образом, мы можем сделать вывод, что воспитатель осуществляет мобильную координацию деятельности всех субъектов КП процесса. Рассмотрим функции воспитателя по отношению к функциям логопеда.
-Я предлагаю вам посмотреть фрагмент ИКЗ воспитателя и определить, какие задачи поставил перед ним учитель-логопед.
3 мин
10 мин
= 13 мин
6. Этап практической работы -Рассмотрим дифференциацию функций воспитателя и логопеда в рамках лексической темы «Овощи», с которой вы столкнетесь в первом периоде обучения учебного года, который определен в программе какими временными сроками?..
-А сейчас я вам предлагаю оказаться в роли воспитателей, а я останусь в своей роли – учителя-логопеда. Каждой группе приготовлены задания №2 логопеда. Подберите из кейса методических материалов (игр и упражнений) то, что будет отвечать поставленной задаче. Сформулируйте КП цель, методы и приемы работы с ребенком. Обыграйте упражнение в подгруппе в режиме «студент-воспитатель» и «студент-ребенок». Представьте выполнение задания «коллегам» и учителю-логопеду. Время на каждый этап практической работы указано в задании №2.
-Представленные вами упражнения в совокупности могут быть включены в план целого ИКЗ
5 мин
= 18 мин
15 мин
=35 мин
1 мин
7. Этап обобщения и систематизации и контроля усвоения новых знаний -Подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог. Для этого обратимся к задачам, которые мы определили в начале нашей работы.
-Сейчас я предлагаю выполнить итоговый по теме тест, оценка за который определит уровень усвоения новых знаний. Тест состоит из 10 вопросов. На каждый вопрос по 10 секунд.
- Сверьте свои ответы с ключом.
2 мин
3 мин
8. Этап информации о домашнем задании -Составить план ИКЗ, взаимообмениваясь разработанными заданиями, тем самым проявив навыки делового сотрудничества 1 мин
= 42 мин
Список литературы:
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство «Библиополис». СПб., 1994. 208 с.
Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1989.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1971.
Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. _ СПб.: Дельта, 1997. – 336 с.
Миронова С.А. Развитие речи школьников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под. Ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
Основы теории и практики логопедии. Под. Ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
Практикум по дошкольной логопедии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» / В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Т.Н.Воронцова, Ю.Г.Гаубих; Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. -222 с.
Подпись преподавателя _____________ /О.М.Морозова/