Технологическая карта интегрированного урока по теме: Русская народная сказка Петушок и бобовое зёрнышко

Технологическая карта урока.
ФИО Соболева Марина Николаевна
Место работы МОУ «Начальная школа – детский сад №24 «Солнышко»
Должность учитель начальных классов
Предмет литературное чтение (интегрированный урок)
Класс 1
Тема урока Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Базовый учебник Литературное чтение. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / О.В.Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Цель урока: Продолжить знакомство с новым видом устного народного творчества – сказками. Научить оценивать каждый этап урока, используя самооценку.

Задачи урока:
- совершенствовать уровень развития речи, навыков чтения и общения со
сверстниками;
- знакомство с картинным планом;
- обучение пересказу по картинному плану;
- закреплять формирование понятий: зачин, основная часть, концовка;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения
друг к другу при работе на уроке.

Планируемый результат:
Личностные:
- обучение ориентировке в мире нравственных ценностей;
- совершенствование эмоциональной сферы;
- формирование готовности к сотрудничеству.
Метапредметные:
- обучение навыкам ориентировки в книжном пространстве;
- формирование умения учиться и способности к самооценке;
- выработка коммуникативных умений при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные:
- формирование положительной мотивации к чтению;
- обучение основам анализа художественного произведения, составлению картинного плана, пересказу по плану.

Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы обучающихся: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки с заданием, учебник, цветные карандаши, ручка, «веер оценивания», «солнечные лучики» для рефлексии.

Структура и ход урока
Этап урока
Время
Содержание урока
Деятельность учителя
Планируемая деятельность учащихся
Использование технологий формирующего оценивания

1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель мотивирует детей к деятельности
2 мин.
На доске картина с изображением весенней лесной поляны.
- На улице весна. Распускаются листья, расцветают первые цветы. На доске вы видите плакат с изображением весны - это волшебная поляна. Прикрепите ваши бумажные весенние цветы там, где вам понравится.
-Посмотрите, как преобразилась картина, потому что зацвели цветы.
- Я вам желаю на уроке удачи, ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

Организует деятельность учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Ученики приветствуют учителя, гостей.


Приклеивают свои цветы на плакат.
У детей на партах «Веер оценивания»

2. Актуализация знаний.
8 мин
Мы с вами приступаем к изучению нового раздела. Для того, чтобы узнать название изучаемого раздела, необходимо выполнить следующие подсчёты.
4 + 3 7 Т
6 + 4 10 А
12 + 1 13 М
16 – 1 15 Ч
20 + 10 30 У
40 + 5 45 Д
49 + 1 50 Е
60 – 1 59 С
72 + 3 75 А
Расставьте числа в порядке возрастания. Оцените свою работу на «Веере оценивания». Если вам было легко выполнять это задание, то закрасьте надпись СЧИТАЮ жёлтым цветом. Если возникли небольшие трудности, то закрасьте надпись оранжевым карандашом. Если же задание выполнили с трудом, то закрасьте красным цветом.
Я переворачиваю числа.
-Прочитайте, что здесь написано (Там чудеса). Это название раздела.
- Сколько слов в этом предложении. Запишите его правильно. Оцените свою запись.
- Где могут проявляться чудеса?
Опора на имеющиеся знания у детей.





Выполняют задание.























Выполняют задание.






















Оценивание счёта на «веере оценивания».






Оценивание письма на «веере оценивания».

3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

3 мин.
Учитель читает стихотворение – загадку.
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
- О каком жанре идет речь? ( О сказке)
Вот сегодня мы и окунемся в волшебный мир сказок.

-О ком будет эта сказка вы узнаете, отгадав загадку.
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух)

На доске рисунок с изображением петуха.
- Кто изображён на рисунке?
- А что это за животное? (домашнее), (птица)
- А по каким признакам вы догадались, что это птица?
- Какие сказки вы знаете, где встречается петушок?

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».
А ещё узнаете, что такое план, каким он бывает, для чего он нужен, научитесь его составлять. Я надеюсь, вы будите внимательными слушателями и активными участниками, но сначала надо подготовиться.





















Поиск выхода из проблемной ситуации. Ответы учащихся






































4. Речевая разминка.
2 мин.
а) Работа по учебнику С.124 «Читай слова слитно»
б) «Читай целыми словами»
в)Чистоговорка (записана на доске)
Об-об-об - лежит на блюдце боб.
Бы-бы-бы - любят курочки бобы.
Но-но-но - вкусно бобовое зерно.
Организует фронтальную работу детей.


Оценивание чтения на «веере оценивания».


5. Работа на новой темой.

7 мин





















2 мин.













17 мин









Учитель читает сказку.
Вопросы к классу:
А) Словарная работа.
-Объясните значение слова «кузнец». (Кузнец-мастер, который занимается обработкой металла.)

В) Беседа по выявлению эмоционального восприятия.
-Какие чувства вы испытываете? (В начале сказки- тревога, в конце – радость)
-Понравилась ли вам сказка?

Г) Беседа по содержанию сказки.
- Почему так называется эта сказка?
-Кто действующие лица в этой сказке? (перечисляют)
-Что случилось с петушком? ( он подавился бобовым зернышком)
-Почему это случилось?(он торопился)
-Кто заметил? (курочка)
-К кому она обращалась за помощью?
-Чем закончилась сказка?

Физкультминутка «Петушок»
Ох, ох что за гром? Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком)
Молоток: тук-тук (хлопки руками)
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны)

Д) Вторичное чтение по смысловым частям. Аналитическая беседа, составление плана сказки.
(чтение сказки по частям)
1часть «Жили-были..»
-С каких слов начинается сказка? Начало сказки называется « ЗАЧИН». От слов-начало, начинать. (повесить табличку)
-Каким был петушок? (торопливым)
-Какой была курочка? ( заботливая) Она понимала, что торопиться опасно. Значит рассудительная, спокойная.
-Как можно озаглавить эту часть и рисунок
1часть «Жили-были..»
-С каких слов начинается сказка? Начало сказки называется « ЗАЧИН». От слов-начало, начинать. (повесить табличку)
-Каким был петушок? (торопливым)
-Какой была курочка? ( заботливая) Она понимала, что торопиться опасно. Значит рассудительная, спокойная.
-Как можно озаглавить эту часть и рисунок который к ней относится? «С Петушком приключилась беда»-записывается учителем на доске.
2часть «Клевал как - то петушок бобовые зернышки не слышит».
-Почему с петушком случилась беда? (он торопился)
-Сочувствуете ли вы петушку?
-Какие слова заставляют нас пожалеть его? («словно мертвый лежит»)
-Что могло помочь петушку? (маслице)
-Кто мог помочь петушку? (курочка)
-Что сделала курочка? (она побежала за маслицем к хозяйке)
-Для чего оно ей нужно?
-Дала маслица хозяйка?
- А как вы думаете могли события по -другому происходить?( предположения детей)
-Рассмотрите рисунок и соотнесите его с текстом.
-Как озаглавите эту часть? «Петушок подавился»
В сказках эта часть называется «ОСНОВНАЯ» (появляется табличка). В ней рассказывается о многих событиях .Она состоит из нескольких эпизодов.
3 часть «Испугалась курочка..»
-К кому обращалась курочка? (к хозяйке, корове, хозяину, кузнецу)
-Почему курочка сразу не получила помощь?
-С какими словами она обращалась ко всем?- найдите в тексте.
- Как можно озаглавить эту часть? «Курочка ищет помощь».
-Где переломный момент в сказке и курочка получает помощь?
4часть «Смазала курочка петушку горлышко»
-Какое настроение вызвала у вас эта часть?
-За кого вы радовались?
-Как озаглавим последнюю часть? «Петушок спасен».
Это «КОНЦОВКА»- карточка выставляется на доску
Учитель обобщает: мы прочитали эту сказку по частям и каждую часть озаглавили - это и есть план сказки.
-А как вы думаете для чего нужно составлять план к тексту? (Чтобы легче вспомнить о чем этот текст)
Е) Работа в парах
-Планы бывают словесные, в виде схемы, а еще бывают – картинные)
-Составьте, пожалуйста, картинный план (Работа в паре).
Оцените свою работу.

Попробуйте пересказать сказку, пользуясь картинным планом.
Постановка вопросов.





Создаёт условия для психоэмоцио
нальной разгрузки учащихся









































Корректирует ответы учащихся.






































Организует работу в паре











Высказывают свое мнение.











Дети дают ответы на вопросы.












































































Работают в паре























Оценивание внимательного прослушивания сказки на «веере оценивания».






























































Оценивание ответов на вопросы на «веере оценивания».



Оценивание составления картинного плана (работы в паре) на «веере оценивания».


Оценивание пересказа на «веере оценивания».

6. Обобщение полученных знаний
2 мин.
-Вам понравился урок?
-Какой эпизод в сказке тебя заставил волноваться?
-Вы помните выражение «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
_-Какой же урок дает нам эта сказка?
-Какие выводы мы могли бы сделать после знакомства со сказкой? (высказывания детей)
-Верно ли утверждение «Петушка спасла курочка?» (нет. В его спасении участвовали многие.)
Чему учит сказка?
(Не торопиться, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.



Анализируют свою
деятельность





7. Итог урока. Рефлексия.

2 мин.
Наш урок приближается к своему завершению.
Оцените в целом свою работу на уроке. Для этого вернёмся к плакату с весенней поляной. Добавим лучики к нашему солнышку.
По ходу выполнения заданий вы закрашивали на «веере оценивания» правильность ответов и выполнения заданий. Посмотрите, какого цвета больше на вашем веере.
Если вам было легко выполнять задания, то прикрепите жёлтые лучики. Если вам было комфортно, но испытывали небольшие трудности, то прикрепите оранжевые лучики. Если же на уроке вам было трудно, то красные лучики.
-Посмотрите, какая интересная полянка получилась! Наша картина просто ожила, стала ещё ярче!.
Весна в полном разгаре. И мы с вами ещё долго будем любоваться ею, слушать её звуки, путешествовать по весенней природе, радоваться солнышку, прилёту птиц, первым весенним цветам.
Урок окончен. Всем спасибо за интересную совместную работу на уроке.
Подводит итог урока.












Оценивают свою
деятельность


























Оценивание в целом своей работы на уроке, используя «лучики солнца».



Приложение.





З%0Цьыьььыъщ;'!#,b·ръъьыыыТЃ:"&2i№пъыыыыьЭ”F$ *6nЅсъъыыыыдЎQ'",:sїхъщъыыый«Y(".>wВфщщщъщыні`*#1B|Жхчщщщъщсєf-%4G‚ЙхчщщщщщтЅk1(7M€МцччщъщщфБn3*:QЊОцшчщщщъцГp/+:RЏРчшшчччъчЕq.):S‘ТчшъъъъъшЗq.(9S’УчшшшчщщщИq+*7PЏУщъъъщъъъКs)&3I‡ОччъъщщщъОy& +:Zцдъъъъыъъыk
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·о
·
·
·ЙLnЊАЬрыюю
·
·
·
·
·
·