Технологическая карта урока литературного чтения по сказке Петушок и бобовое зернышко


Технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения во 2 классе по сказке «Петушок и бобовое зернышко» (УМК «Школа России»).
Технологическая карта урока.
Тема урока: Сказка-цепочка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Тип урока: Комбинированный
Цель: Знакомство с новым видом сказок, сказкой-цепочкой (кумулятивной сказкой).
Задачи :Выделить важнейшие характеристики кумулятивной сказки, доступные для восприятия младших школьников;
Продолжить развитие общее и литературное образование обучающихся через чтение сказок;
Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза через построение схем сказок;
Продолжить развитие культуры речи;
Продолжить воспитание сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
Воспитывать уважение к семье, традициям своего народа;
Прививать любовь к Родине, ее культуре и литературе;
Учить характеризовать героев сказки.
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Познавательные:
1. Умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников;
2. Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
3. Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Регулятивные:
1. Умение ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику и того, что ещё неизвестно;
2. Умение составлять совместно с учителем план действий;
3. Умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные:
1. Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
2. Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнение других.
Предметные:
1.Актуализировать знания о сказках;
2.Формировать навык осознанного, вдумчивого и выразительного чтения;
3.Учить давать характеристику героям сказки;
4.Составлять план прочитанного и пересказывать на основе плана;
5.Формировать навык классификации и анализа художественных произведений.

Название этапа Цель этапа Предполагаемыйрезультат Деятельность учителя Формулировка
заданий для детей Деятельность
учащихся Форма
деятельности
учащихся Формируемые УУД:
Организационный момент Создание у учащихся положительного настроя на урок Позитивный настрой учащихся Учитель приглашает учащихся в страну сказок, напоминает правила работы на уроке в стихотворной форме (чтение стихотворения с пропусками) Приложение 1 Внимательно слушайте стихотворение и хором называйте пропущенные слова Хором вставляют в стихотворение пропущенные слова Фронтальная Личностные: проявление интереса к жанру сказки. Регулятивные: умение определять границы своего знания/незнания. Познавательные: умение прогнозировать содержание высказывания. Коммуникативные: умение работать в коллективе.
Актуализация знаний Актуализировать и систематизировать знания о русских народных сказках, дать определение жанру сказки Составлен/заполнен кластер Делит класс на группы, раздает задания и объясняет алгоритм действий. Группам нужно будет кластер составить на основе предложенных сказок (Приложение 2) Внимательно прочитайте задания на карточке и заполните/составьте кластер. Работа над созданием/заполнением кластера. Работа в группах Личностные: проявление интереса к жанру сказки. Регулятивные: умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: умение учиться систематизировать и структурировать информацию. Коммуникативные: умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, доказывать свою точку зрения.
Определение целей урока Формирование навыка целеполагания Учащиеся научатся выбирать подходящие цели из предложенныхУчитель сообщает, что на уроке учащиеся познакомятся с новым видом сказки. После предлагает выбрать из написанных на доске целей подходящие. Приложение № 2 Выберите из написанных на доске целей урока те, которые подойдут к сегодняшнему уроку. С места по цепочке выбирают цели. Индивидуальная Личностные: проявление интереса к УНТ русского народа; Регулятивные: умение прогнозировать содержание урока, выбирать подходящие цели из предложенных; Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения; Познавательные: самостоятельное выделение познавательной целиЗнакомство со сказками-цепочками Разобраться в особенностях данного вида сказок Учащиеся научатся узнавать кумулятивные сказки Учитель сообщает, что сказка-цепочка постороена по принципу нанизывания героев и событий. Приводит в пример сказку «Репка». Составляет с помощью детей схему этой сказки на доске. После предлагает детям вспомнить известные им сказки-цепочки. Назовите известные вам сказки-цепочки. Составьте устно их схему. Называют сказки, с помощью учителя и класса устно или на доске составляют схему сказок. Фронтальная, индивидуальная Личностные: знакомство с русскими народными сказками как явлением культуры русского народа; Регулятивные: составление схемы с учётом последовательности событий в сказке; Коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию; умение строить высказывание, представлять информацию ввиде схемы; Познавательные: умение структурировать знания.
Физминутка «Ах, ты. Петя-Петушок» (приложение3) Снять эмоциональное и физическое напряжение Читает стихотворение, показывает движения Повторяют движения за учителем Подготовка к чтению Работа над трудными словами, самооценка Учащиеся целиком, без запинок прочитают сложные слова, когда встретят их в сказке. Смогут оценить уровень сформированности выразительного и безошибочного чтения. Записывает на доске: при-го-ва-ри-ва-ла, хо-зя-юш-ка, ко-ро-вуш-ка, го-лу-буш-ка, про-ско-чи-лоПрочитайте слова, написанные на доске, сначала по слогам, затем целиком, выделяя ударный слог. Оцените свою работу, подняв кружок соответствующего цвета : зеленый (безоошибочное чтение), жёлтый (встретил затруднения, но вцелом доволен своей работой), красный (с заданием справился плохо). Читают слова Фронтальная Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка техники чтения; Коммуникативные: обогащение словарного запаса; Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и рез-тов действия;
Чтение с остановками Ознакомление с текстом сказки, формирование навыка осознанного чтения путем ответов на вопросы по содержанию сказки Учащиеся познакомятся с содержанием сказки, охарактеризуют героев сказки и их поступки Выразительно читает часть сказки, задает вопросы, организует чтение сказки учениками, организует беседу по прочитанному (чтение с остановками) Следите, отвечайте на поставленные вопросы Читают сказку, характеризуют героев сказки и их поступки. Фронтальная Регулятивные: Познавательные: поиск и выделение информации в тексте; смысловое чтение; Коммуникативные: умение слушать, высказывать свое мнение, аргументировать свою позицию, умение вступать в диалог
Составление плана сказки Учить составлять план кумулятивной сказки Учащиеся на примере кумулятивной сказки познакомятся с понятием сюжет произведения (последовательность событий), составят план сказки Учитель предлагает ученикам в тетрадях постороить план-схему сказки, нескольким ученикам раздает сюжетные картинки, которые предлагает расположить в соответствии с последовательностью событий в сказке (уровневая дифференциация). Проверяет правильность выполнения задания по желанию у нескольких учеников у доски. Предлагает пересказать сказку, опираясь на составленный план. Составьте план сказки «Петушок и бобовое зернышко», опираясь на ранее составленный нами план сказки «Репка/Расположите сюжетные картинки в той последовательности, в которой происходят события в сказке. Перескажите сказку с опорой на план. Составление плана сказки-цепочки, пересказ сказки Индивидуальная Регулятивные: составление схемы с учётом последовательности событий в сказке; Коммуникативные: умение слушать, высказывать свое мнение, аргументировать свою позицию, умение вступать в диалог; Познавательные: умение структурировать знания.
Заполнение кластера Систематизировать полученные знания Учащиеся вносятРефлексия Учащиеся самостоятельно оценят свою работу на уроке, осознают степень усвоенности нового материала, подберут метод коррекции затруднений Учитель предлагает закончить записанные на доске или представленные на интерактивной доске предложения:
Сегодня на уроке я…
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Если бы я был волшебником, то в своей работе на уроке я изменил бы… (прием незаконченных предложений) Выберите одно из незаконченных предложений и закончите его. Продолжают высказывание Индивидуальная, по цепочке Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание с опорой на модель высказывания; Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и рез-тов действия.
Постановка домашнего задания Закрепить полученные на уроке знания Творческие работы учеников Предлагает на выбор:1) придумать сказку-цепочку; 2)проиллюстрировать наиболее понравившийся момент из прочитанной сказки и придумать название для получившейся иллюстрации; 3)разработать проект сборника сказок-цепочек (составить оглавление и макет обложки сборника). Предлагает детям выбрать карточку с наиболее интересным для них заданием (творческое домашнее задание на выбор)
Выберите понравившийся вам вариант домашнего задания Индивидуальная Приложение № 1.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Работай не отставая,
Слушай …(не перебивая).
Говори все четко, внятно,
Чтобы было всем …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Руку надо …(поднимать).
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать).
523261280010А помочь захочешь другу,
469074532173Подними спокойно …(руку).
371538552070?
?
30854651401231737572140122Русские народные сказки
00Русские народные сказки
Приложение № 2.
5753735381004893945381004514638186690
30854651054100024216781054101304078104563
4548505267547327511891440Бытовые сказки
0Бытовые сказки
1893358267546Волшебные сказки
00Волшебные сказки
382905152400О животных
00О животных

420983812446036002381714501473412252730-104775124460
-477308171450298386529210250973289747192722589747100605229210
46907452159034376788255012024781032930260350156845
2983865197273
14259981439302218055231352
Сказки:
Царевна-лягушка;
По Щучьему веленью;
Заяц-хваста;
Лиса и тетерев;
Лиса и журавль;
Каша из топора;
У страха глаза велики;
Жар-птица и Василиса-царевна.
Приложение № 3.
Цели урока:
Прочитать сказку;
Составить план сказки;
Мешать соседу;
Учиться работать в группе;
Выразительно прочитать стихотворение;
Пересказать сказку;
Учиться читать с выражением;
Выкрикивать с места;
Знакомиться с пословицами и поговорками.
Приложение № 4
Ах, ты, Петя-петушок
(вытянуться и кивать головой)
На макушке гребешок,
(сложить ладони и приложить их к макушке)
А под клювом-то бородка,
(сложить ладони, приложить их к подбородку)
Очень гордая походка.
(ходьба с высоким подниманием бедра)
Рано-рано поутру
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
(Махать руками)