Разработка урока русского языка на тему Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ УМК Школа России 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Чесноковка»
Методическая разработка урока
русского языка по теме
«Буквосочетания
ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ»
2 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Т.А.СундуковаТема: «Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ»
Тип: Урок «открытия» новых знаний.
Цель: формировать навык правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в соответствии с орфографическими правилами.
Задачи:
обучающие:
формировать умение распознавать, проверять и правильно записывать слова с изученными орфограммами;
навык самоконтроля;
развивающие:
развивать устную и письменную речь;
орфографическую зоркость, фонематический слух, внимание;
воспитывающие:
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать понятие «орфограмма»;
- находить в слове изученные орфограммы;
- писать слова с орфограммами;
- подбирать слова с определенной орфограммой.
Метапредметные:
- решать учебную задачу под руководством учителя;
- планировать действия по выполнению задания;
- составлять алгоритм действий для решения орфографической задачи;
- проводить самопроверку и самооценку своей деятельности;
Личностные:
- проявлять интерес к русскому языку; - осознавать значимость личных качеств для успешности обучения.
Межпредметные связи: чтение
Ресурсы урока: копьютер, мультимедийный проектор, учебник В.П.Канакина «Русский язык» 2 кл, рабочая тетрадь В.П.Канакина, сигналы светофора, «дерево успеха», электронное приложение к учебнику «Русский язык», плакаты с планом действий, плакат со словом «Орфограмма», плакат со словарным словом «товарищ»
Ход урока:
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент
-Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем! Настраиваются на урок Регулятивные
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
2.Актуализация знаний
предлагает записать в тетрадях дату и слова «Классная работа»;
организует словарную работу:
индивидуальное задание;
фронтальная работа – картинный диктант;
знакомит с новым словарным словом товарищ:
- Назовите синоним к слову
друг.
включает электронное приложение
- Послушайте и проверьте, правы ли вы?
- Запишите новое словарное слово товарищ.
вывешивает на доску карточку со словом товарищ
Записывают
Один учащийся выполняет задание электронного приложения;
записывают слова (тарелка, коньки, печка, деньки, суббота),
обозначают опасные места,
проводят взаимопроверку слов,
оценивают работу товарища;
- товарищ
смотрят и слушают запись электронного приложения – знакомство со словарным словом товарищ;
делают вывод;
записывают, обозначают ударение, подчеркивают непроверяемую гласную. Познавательные
Структурирование знаний.
Коммуникативные
Слушать и понимать речь других
Регулятивные
Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном.
3. Самоопределение к деятельности
Организует повторение.
Вывешивает на доску карточки с буквами ж, ш,ч, щ.
- Назовите буквы, которые видите.
- Охарактеризуйте звуки, которые обозначаются данными буквами.
Знакомит со сказкой.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, А, Ы, И, Я (выставить на доску)Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало шипящим водить, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы ,Я, Ю как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Помогает сформулировать тему
- Соедините эти буквы на доске в «пары дружбы».
-Кто догадался, какая тема урока?
Записывает тему на доске
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ ответы детей
ответы детей
слушают
выходят к доске и образуют буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
ответы детей
записывают в тетрадь Коммуникативные
Сотрудничество с учителем; слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные
Умение извлекать информацию из текста
Регулятивные
Определять тему урока с помощью учителя.
4.Планирование деятельности
Помогает определить учебные задачи урока.
- Ребята, почти в каждом слове русского языка есть опасное место. А что такое «опасное место»?
-Как мы теперь должны называть опасные места в словах?
Вывешивает на доску карточку со словом орфограмма
- Посмотрите на записи на доске и сформулируйте задачи урока.
- здесь можно ошибиться в написании
- орфограмма
1.Узнать, какие еще есть орфограммы.
2.Научиться находить орфограмму в словах.
3.Учиться писать слова с орфограммами Регулятивные
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
Коммуникативные
Слушать и понимать речь других
оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные
постановка учебных задач; понимать, принимать и сохранять учебные задачи
5.Физкультурная минутка
6. Открытие нового знания
Знакомит учащихся с алгоритмом определения и обозначения изученных орфограмм
прослушивание записи электронного приложения
- О каких орфограммах узнали?
составление алгоритма
- Запишите слова: Мыши, лыжи, чаща, щука, чулан.
-Как определить, что перед вами орфограмма?
-Посмотрите, как я подчеркнула орфограммы.
-Почему согласную букву подчеркнула одной чертой, а гласную двумя?

Учащиеся просматривают запись и отвечают на вопрос учителя.
Записывают слова
-произнесем слово, на слух не можем сказать, какую букву писать
-согласная – опасное место, а гласная – объясняет написание, есть такое правило
Личностные
Готовность преодолевать школьные трудности.
Коммуникативные
Вступать в учебное сотрудничество с учителем;
слушать и понимать речь других
Познавательные
Осознавать познавательную задачу.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Понимать информацию, фиксировать ее.
7.Развитие умения применения знаний
Организует работу
в тетрадях и у доски
- Записываем слова и объясняем написание слова
Чайник, кувшин, чашка, уши, чудо, роща.
в тетрадях с печатной основой с.7 упр.11
По одному выходят к доске, записывают, объясняют написание по алгоритму
1.Найди сигнал опасности - послушай, что слышишь.
2.Вспомни правило, какую букву нужно писать.
3.Обозначать орфограмму.
Регулятивные
Понимать, принимать, сохранять учебную задачу.
Познавательные
Осознавать познавательную задачу.
Коммуникативные
Осознавать речь, участвовать в диалоге, высказывать и аргументировать свою точку зрения, слышать и понимать речь других.
8.Рефлексия
Организует самостоятельную работу по карточке.
- Найдите ошибки в тексте.
Кругом пушыстые снега. Но лес жывёт. По стволу стучят дятлы. Синицы ищют корм.
Организует взаимопроверку.
- Оцените работу соседа:
«!» - молодец, ты все правильно написал;
«+» - хорошо, но еще немного ошибаешься;
«-« - тебе нужна помощь учителя
(вывесить на доску) один ученик работает у доски
проверяют работу друг у друга Личностые
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
Оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные
Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном.
9. Подведение итогов
- Вспомните, какие были
задачи урока?
- Выполнили ли мы их?
- Оцените свою работу (дерево успеха) ответы учащихся
оценивают себя сигналами «светофора», вывешивают сигналы на рисунок дерева. Регулятивные
Выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества усвоенного.
Личностные
Оценивание усваиваемого содержания.
10.Домашнее задание
- Тетушка Сова просит вас к следующему уроку выполнить упр.15 на с.11 записывают задание в дневник