Обобщение опыта работы по теме «Разнообразие видов устного счета на уроках математики»


Молотиевская Марина Васильевна
Краснодарский край, Калининский район, станица Калининская
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №1
станицы Калининской Калининского района
Учитель начальных классов
Педагогический стаж – 16 лет, первая категория
Тема: Разнообразие видов устного счета на уроках математики.
Условия возникновения и становление опыта.
Базой эксперимента является 2 «В» класс МОУ – СОШ №1 ст. Калининской
/ приложение №1/
Анкеты учащихся по выявлению у детей интереса к устному счету и способам решения возникающих у них проблем.
Для того, чтобы научить учащихся думать, анализировать процесс познания, необходимо учителю создать на уроке условия, в которых школьник может выбирать свой способ познания в соответствии с личными способностями.
Ученика необходимо вооружить верой в свои силы. Учитывая все это при составлении урока. Ученики смогут с легкостью справиться с программными требованиями.
Устные упражнения активизируют деятельность учащихся. При их выполнении развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Все это в целом обусловило выбор темы исследования.
Актуальность опыта.
Тема разнообразия видов устного счета заинтересовала меня в связи с тем, что владение учащимися прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой в современных условиях. Фундаментом изучения математики и других дисциплин является запас тех знаний и умений, которые определяют вычислительную культуру учащихся.
Теоретическая база опыта.
Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий. Среди этих видов работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет». И хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название «устный счет» по отношению к устной форме проведение упражнений сохранилось до сих пор.
Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации и в развитии личностных качеств. Создание определенной системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Для достижения правильности и беглости вычислений в своей работе в течение всего обучения в начальной школе я на каждом уроке математики выделяю 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
При осуществлении этого этапа урока перед собой ставлю следующие задачи:
1.Воспроизводство и корректировка определенных знаний, умений и навыков учащихся, которые необходимы для осознанного восприятия. Объяснения учителя.
2.Контроль учителя за знаниями учащихся.
3.Повышение познавательного интереса.
Перед учащимися ставлю конкретные задачи, характерные для традиционной программы:
1.Научить приемам устного счета в пределах 100, 1000, доводя этот процесс до автоматизма.
2.Решать с легкостью простые сюжетные задачи.
3.Научить устанавливать связи между величинами.
4.Развивать внимание детей, сообразительность, математическую находчивость, память, логическое мышление.
5.Научить грамотно использовать в своей речи математические термины.
На уроках математики с целью повышения уровня мотивации, необходимо активизировать познавательный процесс, то есть формировать у учеников положительное отношение к учебе. Необходимо, чтобы школьники стремились получать знания. Познание нового должно нести радость для учащихся.
Формирование познавательной активности возможно только тогда, когда ученикам интересно на уроке. Младшие школьники с удовольствием играют на уроке. Игра их увлекает, поэтому во время урока я применяю различные игровые ситуации.
/ приложение/
С помощью игры создаю проблемную ситуацию. Дети для себя узнают что-то новое и одновременно повышают интерес к предмету. Дидактическая игра положительно влияет на повышение качества знаний, вычислительных навыков, развитие умственной деятельности.
Цели опыта.
1.Развивать мышление младших школьников.
2.Активизировать деятельность учащихся посредствам устных упражнений, доводя навык выполнения до автоматизма.
3.Сохранять индивидуальность ребенка.
Задачи опыта
1.Формировать математические представления у детей с помощью устных упражнений.
2.Способствовать развитию творческого потенциала личности.
3. Повысить успешность обучения, усилив внимание к диагностической работе в классе.
Пути и методы решения.
Метод решения устных упражнений частично-поисковый. К ним относятся нахождение закономерности, принцип группировки цифр, поиск неизвестного компонента в математических выражениях, решение задач разными способами.
Метод аналогии. Сравнение сложного с более простым.
Метод решения творческих задач. Составление задач разных видов детьми самостоятельно.
Область внедрения.
Уроки математики.
Внеклассные занятия.
Групповые занятия.
Система работы.
Творческая активность поддается развитию. Устный счет – исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Это очень важный этап урока, на котором появляется настрой на всю дальнейшую работу. Важность этого вида деятельности состоит в следующем:
-во время устной работы можно выяснить хорошо ли усвоен материал;
-соответствующий подбор заданий позволяет подготовить к восприятию нового;
-это одна из удобных форм организации повторения;
-во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным;
-в зависимости от формы организации устной работы можно отследить, как хорошо учащиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят свои предложения;
-устный счет – это лакмусовая бумажка, которая показывает умение и качество работы ученика и учителя и дает учащемуся реализовать себя;
-упражнения устного счета с игровыми элементами активизируют внимание, вызывают дух соревнования и стремление одержать победу, правильно и быстро выполнить задания;
-упражнения устного счета позволяют учащимся довести навык выполнения до автоматизма, что необходимо при выполнении трудных нестандартных заданий, когда мыслительная деятельность нацелена на обработку других - более серьезных упражнений.
Часто, при выполнении нестандартных заданий, учащиеся не сразу могут найти верное решение. Возможно, это связано с недостаточным развитием логического мышления. Мы много времени уделяем математике как предмету, выполняя программу, опираясь на ЗУН. А решение нестандартных заданий уходит от традиционных форм обучения. Дети всегда желают знать больше, но их не научили мыслить, обобщать, сравнивать. Вот почему сейчас внедрены в обучение развивающие программы, переизданы учебники, пересмотрены задания.
Основные компоненты системы работы
Основными компонентами являются внеклассные занятия, математические ребусы, магические квадраты, викторины, тесты /приложение/
Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность и их применения и обоснование выбора
Проблема довести навык выполнения устного счета до автоматизма, требует длительной, конкретной работы.
Для выявления уровня познавательной самостоятельности учащихся, заинтересованности учащихся к устному счету и способам решения, возникающих у них при этом проблем, я применила метод наблюдения, представленный в форме анкетирования / приложение/
Анкетирование проводилось во 2, 3 и 4 классах. Вопросы и ответы были следующими:
1.Нравится ли тебе устный счет?
2класс 3 класс 4 класс
-да: 56% 68% 78%
-нет: 44% 32% 22%
2.Почему?
-Да («Потому, что я быстро и правильно вычисляю». «Я всегда хорошо решаю примеры».
«Нравится думать». «Потому, что надо напрягать только ум».)-Нет ( « Медленно думаю». «Ответ требуется незамедлительно».)3. Сразу ли ты знаешь ответ?
2 класс 3 класс 4 класс
-да: 48% 58% 70%
-нет: 52% 48% 30%
4.Ты его видишь? Слышишь?
Видят: 2 кл. 3 кл. 4 кл.
82% 70% 50%
Слышат: 18% 30% 50%
5.Что ты делаешь, если не сразу есть ответ?
«Решаю устно или письменно»
6.Как ты проверяешь ответ?
( «Вычисляю в столбик в черновике». «Вычисляю в уме.») Те дети, которые считают в уме они «слышат ответ», а дети, которые только «видят», им необходимо вычислить в черновике. Процентное соотношение соответствует ответам 4-го вопроса.
7. Какие примеры ты решаешь лучше?
2 класс 3 класс 4 класс
-сложение: 60% 40% 30%
-вычитание: 40% 20% 18%
-умножение: 25% 28%
-деление: 15% 24%
8. В чем ты испытываешь трудности?
2 кл. 3 кл. 4 кл.
-В решении задач: 50% 44% 25%
-В решении примеров: 26% 22% 20%
-Трудности не испытываю: 24% 34% 55%
9. Как ты с ними справляешься?
(«Выполняю проверку», « Рассуждая над задачей, записываю условия кратко или изображаю схематически» «Решаю тесты»)
Учитывая ответы детей, разрабатываю этапы своих уроков так, чтобы использовать различные игровые ситуации для развития интереса к математике, учитывая предпочтения и трудности, которые возникают у ребят при устном счете.
На уроках использую групповую, индивидуальную формы обучения. При этом у ребенка развивается способность быстрого принятия решения, появляется чувство потребности в самореализации, общении, познании.
Устные упражнения должны быть подобраны в соответствии со следующими принципами:
1.Посильной трудности, по силам учащимся, чтобы дети могли ее решить устно, учитывая программный материал.
2.Привлекательности-задания должны быть интересными, занимательными, по мере возможности красочно-иллюстрированы.
Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля
1 – 2 классы-игры, викторины, работа с классным уголком « Считай, смекай, отгадывай»
3 – 4 классы – выставление оценок
1 раз в четверть контроль в виде контрольных работ, работа в парах (взаимоконтроль), в группах.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность
-методическое обеспечение;
-составление и использование презентаций;
-поддержка родителей.
Система работы над разнообразными видами устного счета включает следующие этапы:
1этап.
На этом этапе преобладают репродуктивные задания. Это создает живую атмосферу соревновательности, концентрирует внимание, способствует быстрой смене одного вида деятельности другим. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс.
Задание. Назовите тему урока, спрятанную в таблице.
Тема: Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24 ( 2 класс)
8 7 6 98 16 12 8 98 20 8 98 15 12
Тему мы сможем расшифровать,
Если будем верно считать
И на вопросы дружно отвечать.
Устный счет
Ключ к шифровке:
Ы 13 – 6 Д 9 + 6
А 8 + 4 Ч 26 – 20
И 100 – 20 Т 8 + 8
С 99 + 1 Н 15 – 7
Е 12 + 8 В 17 – 9
В первом окошке число двузначное на месте единиц число 0, а на месте десятков 6. Второе число имеет сумму разрядных слагаемых 20 и 4.
( Ответ: вычитание вида 60 – 24)
Дети читают тему урока. Учитель благодарит их за выполненную работу на « отлично »
Следует отметить, что ученики 2 класса не в состоянии самостоятельно проанализировать свою стратегию. Как правило они ограничиваются словами: посмотрим, прочитаем, подумаем, поэтому необходима помощь и контроль со стороны учителя. Коллективно обсудив все этапы работы устного счета, в помощь учащимся мною была составлена памятка:
Посмотри или послушай задание.
Представь задание в виде картинки.
Обрати внимание на буквы, числа.
Подумай, с чего начнешь.
Подумай, как продолжишь.
Если закончил выполнение задания, проверь.
Если нашел ошибку – исправь.
Проверь еще раз.
Скажи или запиши правильный ответ.
Если все сделал правильно, похвали себя, поставь « 5»
2 этап
Преобладают задания, ориентированные на развитие внимания, воображения, наблюдательности / приложение/.
Например,
Продолжи ряд чисел:
7, 11, 14, 18, 21, .., .., .., .., 34, 47, .., .., 86.
2)Получи заданное число-30.
Расставь в клетках четные числа: 2, 4, 6, 8, 12, 16, 18 так, чтобы в сумме получилось 30.
10
«Математическая цепочка»
14---7---8---6---=
17---9---4---7---=
16---9---6---8---=
Устные упражнения для 3- 4 классов представлены в виде презентаций.
3 этап
Преобладают задачи, ориентированные на развитие логического мышления
/ приложение/
А) Если бы завтрашний день был вчерашним, до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день?
Ответ: среда.
Б) Коля, Саша и Юра сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они это могут сделать?
Ответ: 6.
В) Подумай, как быстрее найти сумму чисел:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9
Ответ: (1 + 9) + (2 +8) + (3 + 7) + (4 + 6) + 5 = 10 + 10 + 10 + 10 + 5 = 45
В устный счет регулярно включаю задачи по нахождению периметра и площади геометрических фигур.
В обучении школьников осуществляю дифференцированный подход. Для детей считающих быстро, предлагаю более сложные задания, а для слабых учащихся – задания менее сложные. Также ввожу взаимопроверку. Она активизирует внимание детей, в ходе взаимопроверки в детях воспитывается взаимопонимание. Домашние задания содержат материал разных уровней.
Проверочные тесты / приложение/
На уроке задания для устного счета следует подбирать такие, чтобы они не требовали много времени для своего решения. Они направлены на развитие мышления, умения сравнивать, творчески мыслить, рассуждать.
Внеклассная работа, проводимая в форме викторин, представляет широкую возможность систематически заниматься развитием логического мышления, повышать интерес к предмету.
Показателем интереса к устным заданиям и процессу их решения являются:
наличие интереса к учебным заданиям, умение находить свои и чужие ошибки, задавать вопросы, способность составить задание по предложенному рисунку или схеме.
Необходимые ограничения и запреты
-Нельзя критически оценивать знания учащихся 1 – 2 классов.
-У ребенка должно быть состояние успеха, своей маленькой победы.
По наличию способностей учащиеся делятся на три группы по активности работы во время устного счета: высокая, средняя, низкая.
Ребята с высокой активностью работы на устном счете быстро и правильно выполняют за- дания. Эти дети очень любят сложные, более запутанные и творческие задания. Они обладают широким кругозором и проявляют повышенный интерес к занятиям.
Такие дети ставят передо мной задачу « вечного активного поиска» наиболее сложных заданий, повышенные требования к качеству их выполнения.
Дети со средней активностью, их большинство, справляются с заданиями при условии, что существует объяснение или наводящие вопросы учителя. Там, где необходимо проявить самостоятельность, дети испытывают трудности. В работе с такими детьми необходимо понять причины неуверенности и слабой активности у ребят.
Дети, условно отнесенные к третьей подгруппе, недостаточно внимательны, познавательные интересы их неустойчивы. На занятиях такие дети несамостоятельны, нуждаются в контроле и помощи со стороны учителя. Они в работе часто копируют работу своего соседа по парте. Похвалы заслуживает не только удачная работа, но и само старание ребенка трудиться самостоятельно.
В ходе проведенной работы выяснилось, что разнообразие видов устного счета является эффективным средством повышения интереса к предмету и развивают положительную мотивацию.
Результативность
Достижение оптимальных результатов невозможно без диагностики. Она позволяет накапливать статистические данные, контролировать их, выявлять динамику. В конце каждого учебного года, начиная со второго класса, предлагалось детям выполнить несколько заданий устного счета с целью определения процента справивщихся.
Пример итогового проверочного теста.
Вариант – 1
1.Брату 7 лет, а сестре 5. Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 10?
А) 12 лет б) 8 лет
2.Из леса нужно привести 9 бревен. На машину можно положить не больше 4 бревен. Сколько раз придется съездить в лес. Чтобы привезти все бревна?
А) 3 раза б) 5 раз
3.Папа купил две книги. Обе книги стоили 8 рублей. Одна книга была на два рубля дешевле другой. Сколько стоила каждая?
А) 4 и 6 рублей б) 6 и 8 рублей
4.У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев?
А) 16 ножек б) 8 ножек
5.Начерти прямоугольник и квадрат с равными периметрами.
Вариант – 2
1.Петр – сын Сергея, а Сергей – сын Федора. Кем приходится Петр Федору?
А) братом б) внуком
2.Галины любимые игрушки – кукла, мяч, медвежонок. А любимые игрушки ее брата – паровоз, барабан и тот же медвежонок. Сколько всего любимых игрушек у Гали и ее брата?
А) 6 игрушек б) 5 игрушек
3.Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже?
А) 8 яблок б) 4 груши
4.Коля подарил 6 флажков, после чего у него осталось еще 2. Сколько флажков у него было сначала?
А) 4 флажка б) 8 флажков
5. Ломаная состоит из 3 одинаковых звеньев, и ее длину нужно записать выражением
4 х 3(см). Построй эту ломаную.
Решение упражнений устного счета

К концу второго класс с решением заданий устного счета справилось 38 %, а к концу третьего класса число справившихся возросло до 66%. Оказывается, что разнообразные виды устного счета являются эффективным средством повышения интереса к предмету и способствует развитию у детей логического мышления.
При анализе обученности за последние годы прослеживается положительная динамика:
Учебный год Класс Кол – во уч – ся. Обученность
2006 - 2007 1 25 Безотметочн. обуч.
2007 - 2008 2 22 100%
2008 – 2009 3 22 100%

Позитивная ежегодная динамика « качества знаний» ( по годовым отметкам)
Предмет 2006 – 2007 2007 – 2008 2008 – 2009
Русский язык б/отмет. 62% 78%
Математика б/отмет. 68% 75%
Литер. Чтение - Выводы
Общие способы стимулирования мыслительной деятельности при выполнении заданий устного счета.
1.Обеспечение благоприятной атмосферы.
2.Систематическое использование наглядного материала.
3.Поощрение творческих детей, которые готовят индивидуальные задания к устному счету.
4. Предоставление детям возможности задавать вопросы.
Общие рекомендации:
-Чтобы добиться взаимопонимания, чаще ставьте себя на место ребенка.
-Не сдерживайте инициативы детей.
-Старайтесь всегда давать ребенку возможность высказаться.
Преимущества этого опыта
Тема получила широкое распостранение в школе, районе. Учителей заинтересовали ряд вопросов, а именно как активизировать внимание каждого ребенка во время устного счета, довести навык выполнения упражнений до автоматизма. Главное, чтобы продолжалось всестороннее развитие сильных детей, а слабые дети поверили в свой успех.
Учителя нашей школы используют мой опыт в своей работе.
Тему опыта изучали на школьном и районном МО.
Библиографический список:
1.Крылова О. Н. Математика. Входные тесты за курс начальной школы. М. 2010
2.Рудницкая В. Н. «Контрольные работы в начальной школе» 1 – 3 кл. М., 1999г.
3.Узорова О. В., Нефедова Е. А. « 2 500 задач по математике» 1 – 3 кл. М., 2000г.
4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. « Полный курс математики. Все типы заданий. Все виды задач, примеров, неравенств, уравнений, все контрольные работы, все виды тестов.
5.Под редакцией Р. Г. Чураковой « Справочник контрольных и проверочных работ»
( система Л. В. Занкова) М. 2000г.
6.Математический энциклопедический словарь. М., 2004г.
7.Материалы интернет