Урок математики на тему«Устные способы сложения и вычитания с переходом через десяток. Сложение и вычитание вида 23+7 30-7»
2 класс Урок математики.
Тема: Устные способы сложения и вычитания с переходом через десяток. Сложение и вычитание вида 23+7, 30-7.
Цель урока: создание условий для формирования знания алгоритмов сложения и вычитания однозначного числа и двузначного, умения выполнять вычисления.
Задачи:
Образовательные
Формирование знания алгоритма вычислений, умения производить вычисления выражений нового вида, умения решать задачи изученных видов.
Развивающие
Развитие внимания, мышления, грамотной математической речи, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Воспитательные
Воспитание интереса к математике, умения сотрудничать.
Оборудование: карточки с заданиями, наглядность(ёлка, снеговик), карточки с алгоритмом действий, учебник.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
Добавить слова:
Вы пришли сюда …(учиться),
Не лениться, а … (трудиться).
Только тот, кто много … (знает),
В жизни что-то … (достигает).
- Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, внимательны и достигните хороших результатов.
Введение в сюжет урока
Стоит холодная погода.
В снежной спячке вся природа.
Любим мы кататься с горок.
Какое это время года? (зима)
- Правильно! Сегодня на уроке математики я предлагаю отправиться в Царство зимы.
Зима – наш друг, большой и мудрый,
Не даст скучать и унывать.
Заставит вас считать и думать,
Поможет новое узнать.
- Сегодня на уроке мы будем учиться решать примеры нового вида. А начнём работу с минутки чистописания.
Чистописание
- Посмотрите внимательно:
- Какие цифры спрятались на ёлочке? (5 и 1)
- Какие двузначные числа можно записать с помощью этих цифр?(51, 15)
- В каком числе цифра 5 обозначает десятки?
- В каком числе цифра 1 обозначает десятки?
- Какое из этих чисел наибольшее?
- Что вы можете сказать об этом числе?
- Пропишите число 51.
Проверка домашнего задания (Сигнальные круги)
- Кто записал выражения дома сам и сам нашёл их значение? (зелёный кружок)
- Кто испытывал трудности, требовалась помощь родителей? (красный кружок)
Устный счёт
Ждёт нас сегодня работа важная.
Что не знаем – будем изучать.
Что мы знаем – будем закреплять,
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
Игра «Лепим снеговика»
Задания для устного счёта вам приготовил снеговик, но он так торопился на встречу с вами, что споткнулся и разбился. Давайте вернём ему первоначальный вид.
- Чтобы скатать первый ком, нужно выполнить первое задание.
Посмотрите внимательно, какое число лишнее и почему?
76, 54, 32, 9, 68 34, 39, 35, 23, 36
- Чтобы скатать второй ком, решить как можно больше примеров.
6 учеников работают по индивидуальным карточкам. Остальные разделившись на 2 группы решают примеры с «помощниками» - выбранными из группы учениками.
- Решив задачу, мы скатаем третий ком.
На коньках катались дети,
Всех их вместе было 10.
6 мальчишек среди них,
А девчонок? Сколько их?
- Чего не хватает у снеговика? (шляпы)
Кормушки повесили дети для птиц,
Туда прилетели 10 синиц,
4 вороны, 6 снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети? (22)
- Зачем нужно подкармливать птиц зимой?
- Кто из вас повесил кормушку, подкармливает птиц зимой?
Подготовка учащихся к усвоению знаний (демонстрация)
- Снеговик говорит вам спасибо и предлагает вам «говорящие» карточки.
Работа в парах. Решить примеры и расшифровать слова. Какие слова у вас получились?
7.Усвоение новых знаний и умений (демонстрация)
Давайте посмотрим как выполняется сложение в выражениях нового вида.
Посмотрим как выполняется вычитание в выражениях нового вида.
Пройдём ещё раз все шаги и наметим алгоритм действий
23 + 7 - это единицы, прибавляем к …
Получилось 10.
На место единиц пишем 0, а 1 десяток запоминаем
Десятков у нас да ещё 1 запоминали =
30 – 7 Вычитаем единицы.
Занимаем десяток.
От 10 отнять получится.
Было десятков , 1 занимали – осталось
Первичное закрепление.
Решение примеров с объяснением (работают на доске и в тетрадях).
45 + 5 30 – 7 76 + 4 50 – 4
- Кто понял, как выполнять вычитание двузначного числа из круглого числа – показывают зелёный кружок, кто сомневается – красный.
Физкультминутка
Под музыку выполняют движения со словами (Вперёд 4 шага, назад 4 шага…)
Закрепление знаний и умений
Снеговик приглашает нас в парк. Давайте посмотрим, чем заняты дети зимой в парке.
Решение задач
По краткой записи составляют задачи. Решают одну (на выбор)
На лыжах – 21 ребёнок На лыжах – 21 ребёнок ?На коньках - ? на 9 детей больше. На коньках - ? на 9 детей больше.
- Сколько детей каталось на лыжах? _________
- Сколько на коньках? _________
- Какой вопрос задачи? _________
- Составьте выражение для решения этой задачи. Как можно по действиям решить задачу?
- Какой ответ задачи?
- Какая польза от катания на лыжах, санках, коньках?
- Кто из вас умеет кататься на лыжах? На коньках?
Чтение задачи в учебнике стр 111 № 5 (а) Разбор задачи и запись в дневники домашнего задания.
Задание Снеговика «Игра в снежки» (самостоятельная работа)
У каждого учащегося карточка с примерами – «снежки». Надо найти свою мишень с ответом и соединить линиями «снежок» и мишень.
Игра-соревнование Чей ряд быстрее на лыжах доедет до финиша. Для этого надо правильно решить цепочку примеров.
Рефлексия
Обвести левую ладошку и раскрасить:
- большой пальчик, если научились новому способу сложения и вычитания;
- указательный, если было на уроке интересно;
- средний, если нравится решать задачи;
- безымянный, если на уроке вам было трудно выполнять задания;
- мизинец, если на уроке вам было скучно.
Итоги урока Продолжить предложения.
Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я научился …
Я умею …
Самоанализ урока математики учителя начальных классов
ГУ «Винненская средняя школа» Малюжец В.Н.
1. Характеристика класса:
Класс 2 «Б»
В классе 20 учащихся. На уроке присутствовала20 учащихся. Класс можно охарактеризовать как средний. 50% учащихся успевают на хорошо и отлично, они с интересом выполняют задания, могут работать самостоятельно, правильно организовать свою работу, умеют рассуждать и делать выводы. 50% учащихся успевают на удовлетворительно, один ученик имеет диагноз ЗПР, этим учащимся необходима помощь учителя, со многими заданиями самостоятельно они справится не могут. При планировании урока были учтены особенности данного класса, поэтому работа велась дифференцировано.
Характеристика урока:
Урок по плану №1 по теме «Устные способы сложения и вычитания с переходом через десяток» Тема: «Сложение и вычитание вида 23+7, 30-7»
Цель: создание условий для формирования знания алгоритмов сложения и вычитания однозначного числа и двузначного, умения выполнять вычисления.
Задачи:
Образовательные
Формирование знания алгоритма вычислений, умения производить вычисления выражений нового вида, умения решать задачи изученных видов.
Развивающие
Развитие внимания, мышления, грамотной математической речи, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Воспитательные
Воспитание интереса к математике, умения сотрудничать.
Тип урока: формирования знаний и умений.
Форма урока: игровая.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, эвристический, частично-поисковый, практический.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы: выполнение заданий в игровой форме, работа с алгоритмом действий, анализ и выводы, обобщение.
Технология: развивающих игр, дифференциации.
Для данной темы использовались средства: карточки с заданиями, наглядность, карточки с алгоритмом действий.
Поэтапный анализ урока:
Этапы урока: Формы: Методы: Цели:
1. Мотивация учебной деятельности коллективная словесный - психологический настрой
2. Сообщение темы, цели и плана работы. коллективная наглядный
словесный - сообщить тему;
- нацелить на решение проблемы урока;
- организовать планомерную работу;
3. Чистописание коллективная
индивидуальная наглядный
словесный - совершенствовать каллиграфические умения;
- закрепить знания о месте разрядных единиц:
- развивать внимание и логическое мышление.
4. Проверка домашнего задания коллективная наглядный - выявить степень затруднения в выполнении домашнего задания
5. Устный счёт коллективная
индивидуальная
групповая наглядный
практический
словесный - актуализация ранее полученных знаний:
- воспитание бережного отношения к природе.
6. Подготовка к усвоению знаний работа в парах практический - подготовка к восприятию нового материала:
7. Усвоение новых знаний и умений коллективная объяснительно-иллюстративный
- формирование знания алгоритмов действий;
- умения производить вычисления выражений нового вида
8. Первичное закрепление фронтальная
практический
- закрепление умения выполнять сложение и вычитание в выражениях нового; - развивать математическую речь.
9. Физминуткаколлективная словесный
движений - снять напряжение с мышц спины, кисти;
10.Закрепление знаний и умений индивидуальная
фронтальная
дифференцированная словесный
практический - закреплять умение решать задачи; - определить уровень первичного усвоения знаний и практических умений с учётом развития учащихся.
- воспитывать ответственное отношение к здоровью.
11. Рефлексия индивидуальная практический - самооценка своей деятельности и достижений на уроке
12. Итог урока фронтальная словесный
наглядный - подведение итогов проделанной работы;
- оценка ЗУН учащихся.
Урок построен методически верно, тип урока соответствует теме и разделу. Все этапы урока связаны между собой последовательной и логической связью. Содержание урока способствовало развитию интереса к учению. Велась работа по формированию новых знаний и умений с учётом индивидуальных способностей, развитию математической речи, совершенствованию навыка анализа, умению сравнивать и делать выводы. Осуществлялись межпредметные связи с познанием мира, литературой. Во время урока отношения «учитель –ученик», «ученик – ученик» были положительными, что способствовало поддержке хорошей психологической атмосферы. Работала обратная связь- «ученик – учитель». Нарушения дисциплины со стороны учащихся не было. Материал урока соответствует возрастным особенностям детей, а форма и методы – психологическим.
Выводы:
- выполнение плана урока – выполнен- достижение целей урока – достигнуты- присутствовали интересные поучительные моменты на уроке
- осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход
Оценка урока: