Урок русского языка на тему Обучающее изложение Камышовый кот (7 класс)

Урок русского языка в 7 классе.
Тема : Обучающее изложение « Камышовая кошка»
Цель: Использование в тексте причастных оборотов, кратких страдательных причастий
Элементы, подлежащие проверке:
Правописание полных, кратких страдательных причастий
Знаки препинания в причастных оборотах
Умение передавать основную мысль текста
Умение выражать свою точку зрения
Богатство словарного запаса
Использование в письменной речи сложных конструкций предложений
Изложение с грамматическим заданием.
Грамматическое задание, (написать изложение, используя в тексте причастные обороты (обособленные и необособленные), краткие страдательные причастия. ,
1. Первичное чтение текста.
Камышовая кошка.
Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных. При попытке добыть живую камышовую кошку меня упорно преследовала неудача. Либо зверь не попадал в ловушку, либо не удавалось сохранить пойманное животное живым и здоровым. Однажды ранним февральским утром меня разбудили мои приятели, сельские ребята. Перебивая друг друга, они спешили сообщить важную новость: "Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался!"
Я через несколько минут был уже у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Лапа хищника была крепко зажата капканом. Как только кто-нибудь из толпы пробовал приближаться к нему, кот взъерошивал шерсть, шипел и прыгал навстречу. Но короткая цепь капкана, прикреплённая к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Сообразив, что при таких прыжках ценное животное может сломать себе лапу, я сбросил с себя куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Он повторил свой маневр и опять бессильно упал на землю. Тут я мигом накинул на кота свою куртку и навалился поверх неё всей своей тяжестью. Зверь был связан. Я осторожно снял с его ноги капкан, смазал йодом и перевязал рану на его ноге. Потом кота посадили в клетку. Он вёл себя странно. Он не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и делал вид, что не замечает окружающих его людей. Так прошло три дня. Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу, любимую пищу кота на воле. Вначале курица, боявшаяся опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась и даже начала нахально ходить по спине лежащей кошки. Хищник не обращал на неё никакого внимания. Прожив ещё два дня, камышовый кот погиб, а курица, обречённая на съедение, осталась невредимой и была выпущена на волю.
Жалко было потерять такую добычу, но что делать! По-видимому, кот был слишком стар, чтобы примириться с потерей свободы! (По Е. Спангенбергу.)
2. Работа по содержанию текста.
Отвечает ли заглавие текста его содержанию?
Можно ли текст озаглавить иначе?
На сколько частей композиционно может быть разделен текст?
О чем говорится в каждой части?
3. Составление плана изложения.
Озаглавьте каждый отрывок.
Какой план (простой или сложный) необходим для написания данного изложения. Почему?
Что это за тип текста (повествование, описание, рассуждение)?
(План учащимися составляется самостоятельно).
4. Словарно-орфографическая работа.
Повторить правописание полных, кратких страдательных причастий, знаки препинания при причастных оборотах.
Пересказ по плану с использованием рабочих материалов (грамматическое задание).
Заключительное чтение текста.
IV. Самостоятельная работа учащихся по написанию текста изложения.