Заседание творческой группы по теме: «Проблемы и достижения в деятельности творческой группы «Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью: формы, методы, приёмы» в 2014/2015 уч.г.»
Двухрядный круглый стол («Аквариум»)
Тема: «Проблемы и достижения в деятельности творческой группы «Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью: формы, методы, приёмы» в 2014/2015 уч.г.»
Цели: определение членами ТГ проблем и достижений в деятельности группы в 2014/2015 уч.г. через участие в двухрядном круглом столе («Аквариуме»); активизация внимания, развитие умения слушать и включаться в дискуссию.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
Порядок проведения двухрядного круглого стола:
Создание «Аквариума» (рассаживание: внутренний круг – участники; внешний – наблюдатели).
Объяснение руководителем ТГ правила участия в «Аквариуме»:
Объявляется тема дискуссии.
Раздаются план работы группы и вопрос участникам, опорные листы– наблюдателям.
Задача участников – обсуждать, наблюдателей – слушать и записывать аргументы.
Обсуждение-10 мин.
Затем меняются местами участники и наблюдатели. Ещё одно обсуждение.
После 2-ого обсуждения «добровольцы» делятся собранной информацией и описывают свой опыт пребывания в обеих ролях.
Работа 1-ой группы.
Дискуссия на тему: «Положительное в деятельности ТГ в 2014/2015 уч.г.»
(10 мин):
Первой группе предлагается план работы группы за 2014/15 уч.г., его необходимо проанализировать и ответить на вопрос:
- Решены ли поставленные цели и задачи? Приведите аргументы.
Участники дискутируют, приводят аргументы.
Наблюдатели фиксируют высказывания участников и приведённые ими доказательства в опорных листах:
Опорный лист (наблюдатели)
Точка зрения 1 Доказательства
Цели и задачи, поставленные группой в начале уч. года, решены
Наработаны формы, методы, приёмы для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Заполнены педагогами разных предметов таблицы «Формы, методы, приёмы для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью» и т.п.
Точка зрения 2 Доказательства
К сожалению, цели и задачи, поставленные группой в начале уч. года, решены не полностью
Не решена задача по сопровождению учащихся специального 1-2 класса в соответствии с дневником индивидуального сопровождения
Точка зрения 3 Доказательства
Ну почему же? Всё выполнено. За детьми велось наблюдение. Показатели уровня развития детей 1-2 специального класса и рекомендации для учителей по их обучению записывались узкими специалистами в дневнике сопровождения учащегося. Педагогами рекомендации выполнялись. Положительным результатом можно считать 100% усвоение учащимися данного класса адаптированной образовательной программы. Т.о., задача сопровождения тоже решена.
Затем меняются местами участники и наблюдатели. Ещё одно обсуждение проводится так же, как и первое (анализируется план работы группы за 2014/15 уч.г.)
Работа 2-ой группы.
Дискуссия на тему: «Негативное в деятельности ТГ в 2014/15 уч.г.»
(10 мин.):
Вопрос участникам второй группы для обсуждения:
-Как вы считаете, что негативного было в деятельности группы? Приведите аргументы.
Опорный лист (наблюдатели)
Точка зрения 1 Доказательства
Нарушение графика - дезорганизация в деятельности группы. Не проведено ОУЗ психолога; перенесено ОУЗ по технологии
Точка зрения 2 Доказательства
Из запланированных мероприятий не проведено только одно – открытое учебное занятие психолога У психолога была уважительная причина-сессия, а учитель технологии провела ОУЗ позже, во время методического дня
Точка зрения 3 Доказательства
Тем не менее, это проблемное место. Я, например, договаривалась с замом о замене своего урока в этот день, отменила посещение стоматолога, а урок не состоялся. Жаль впустую потраченного времени. При составлении графика ОУЗ необходимо учитывать все нюансы, в т.ч. – отсутствие педагога во время сессии.
Методический комментарий:
Данный способ интерактивного обучения развивает умение слушать, активно реагировать на услышанное, фиксировать доказательства.Коллективное обсуждение по теме: «Концентрация внимания на происходящем».
Сложно ли молча концентрироваться на происходящем?
Что в этом сложного?
А что простого?
Как происходил обмен информацией?
Прослеживалась ли логика в высказываниях?
Каков результат дискуссии?
Рефлексия методом «Синквейн».
СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».
СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.
СИНКВЕЙН:
обогащает словарный запас;
подготавливает к краткому пересказу;
учит формулировать идею (ключевую фразу);
позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
получается у всех.
Задание:
Запишите в 1-ой строке одно существительное, определите тему того, по поводу чего будете рефлексировать.
Во 2-й строке - 2 прилагательных или причастия – описания темы (слова можно соединять предлогами или союзами).
В 3-ей строке – 3 глагола (действия, относящиеся к теме).
В 4-ой строке – четыре слова. Фразеологизм или фразу, придуманную вами, которая показывает ваше отношение к теме (1 строка).
В 5-ой строке – ассоциация, синоним темы в 1-ой строке (обычно существительное).
Синквейны:
1-я группа:
План
Насыщенный, сложный
Заставил думать, рассуждать
Всё течёт - всё изменяется
Работа
2-я группа
Анализ
Положительное, отрицательное
Дискутировали, наблюдали, думали
Не Боги горшки обжигают
Задачи