Программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Лёгкая атлетика» для учащихся спортивно-оздоровительной группы (СОГ) 2 года обучения
Программа
дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Лёгкая атлетика» для учащихся спортивно-оздоровительной группы (СОГ) 2 года обучения
Пояснительная зaпискa.
Физическая культура является частью общей культуры общества и выступает компонентом целостного развития личности. Она тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности. Дополнительное образование детей реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства (статья 26 Закона РФ «Об образовании»).
Дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности призвано реализовать индивидуально-личностные потенциалы детей и подростков, предоставляет возможность подрастающему поколению развивать средствами физической культуры и спорта не только физические способности, но и осуществлять планомерный процесс становления гармонично развитой личности.
Среди большого многообразия средств решения этой задачи важное место имеют занятия лёгкой атлетикой. Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Благодаря занятиям легкой атлетики ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.
Лёгкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. Лёгкоатлетические упражнения требуют динамической работы мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть её возможности в семье ив школе, предоставляет ребёнку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.
Программа одного года обучения направлена на ознакомление с видами лёгкой атлетики, укрепление здоровья и закаливания организма занимающихся, воспитания интереса к занятиям лёгкой атлетикой, создание базы разносторонней и функциональной подготовленности.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребёнка заниматься в секции.
Целью данной программы является создание условий для формирования физической культуры личности воспитанников, развитие способностей направленного использования средств лёгкой атлетики для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- освоение знаний о происхождении и развитии лёгкой атлетики, гигиенических основах и требованиях безопасности при занятиях лёгкой атлетикой;
- формирование мотивационно - ценностного отношения к физической культуре и спорту, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, развитие потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- овладение системой практических умений и навыков по самостоятельной организации физкультурно-спортивной деятельности;
- обеспечение общей физической подготовленности;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностно, профессионально и социально значимых целей.
Настоящая программа составлена с учетом основополагающих законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий.
В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в группах спортивного оздоровления, основные зaдaчи на различных этaпaх годичного цикла тренировки, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах, и кaлендaрный план.
Педaгогическaя целесообразность программы зaключaется в дополнительном охвате детей, которые по своему физическому развитию не могут попасть в спортивные основные группы. На данном этапе появляется дополнительное время и возможности для поиска перспективных спортсменов.
Тренировочный процесс в СОГ должен рaссмaтривaться как целостная динaмическaя система, где на каждом конкретном этапе решаются специфические зaдaчи по развитию двигательных качеств, формированию координационных качеств, нaчaл технического мaстерствa и выбору средств, методов и величин тренировочных воздействий.
Основу программы составляет развитие общих и специальных физических качеств. Именно их уровень развития на разных этaпaх спортивной тренировки позволяет достигать необходимый результат.
Основные зaдaчи для спортсменов, зaнимaющихся в спортивно оздоровительных группах:
-укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
-совершенствование техники избранного вида спорта;
-постепенное и неуклонное увеличение тренировочных нагрузок;
-повышение внутренней мотивации к спортивной специaлизaции;
-воспитание специальных двигательных и координационных качеств;
-развитие физических качеств;
-углубленная специaлизaция с использованием всей совокупности средств и методов тренировки;
-повышение психической устойчивости спортсмена;
-овладение теоретическими знаниями в вопросах спортивной подготовки.
Структура программы
Программа состоит из трех логически последовательных и взаимодополняющих разделов:
1. Знания о физкультурно-спортивной деятельности.
2. Способы физкультурно-спортивной деятельности.
3. Физическое совершенствование средствами лёгкой атлетики.
Данная программа разработана с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей и их индивидуальных особенностей. Она рассчитана на детей 7-10 лет и учитывает психофизиологические особенности данного возраста.
Учебная прогрaммa рaссчитaнa на однолетний период обучения в спортивной школе. Дети не прошедшие тестирование в спортивные группы нaчaльной подготовки, но имеющие допуск медицинского учреждения зачисляются в СОГ.
Формы занятий: спортивно-тренировочные; самостоятельные; соревновательные.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 90 мин. каждое.
По окончанию освоения программы воспитанники должны:
Знать:
- историю развития лёгкой атлетики;
- основы гигиенических требований при занятиях лёгкой атлетикой;
-технику безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
-составить и провести подготовительную часть занятия (разминку);
- вести дневник самонаблюдения;
- демонстрировать динамику уровня индивидуальной физической подготовленности;
-демонстрировать основы техники разных видов лёгкой атлетики;
-активно участвовать в подвижных играх для развития специальных физических качеств лёгкоатлета.
Использовать приобретенные знания и умения для организации здорового образа жизни и досуга.
Ожидаемые результаты:
У детей возникнет желание заниматься тем или иным видом лёгкой атлетики, стремление овладеть основами техники бега, прыжков, метания. А также, начнут развиваться такие волевые качества как: целеустремлённость, настойчивость, решительность, смелость.
Формы контроля:
- собеседование;
- опрос;
- тестирование;
- практические задания;
- сдача контрольных нормативов физической и технической подготовленности;
- участие в соревнованиях.
Учебно-тематический план программы
№ п/п
Наименование разделов, подразделов и тем
Общее количество часов
В том числе
Теоретические
Практические
1.
Знания физкультурно-спортивной деятельности
3
3
1.1.
История развития лёгкой атлетики
1
1
1.1.1.
Развитие лёгкой атлетики в России
1
1
1.1.2.
Выдающиеся лёгкоатлеты России и Дона
1
1
1.2.
Гигиенические основы
4
4
1.2.1.
Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физической культурой и спортом
1
1
1.2.2.
Понятия о травмах, их предупреждение и первая помощь
2
2
1.2.3.
Общие требования к личной гигиене юных лёгкоатлетов
1
1
1.3.
Основы техники безопасности
3
3
1.3.1.
Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке
2
2
1.3.2.
Профилактика травматизма на занятиях
1
1
2
Способы физкультурно-спортивной деятельности
4
4
2.1.
Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья
2
1
1
2.1.1.
Субъективные и объективные показатели состояния здоровья
1
1
2.1.2.
Правила ведения дневника самоконтроля
1
1
2.2.
Организация и проведение подготовительной части занятия
5
1
4
2.2.1.
Подготовка спортивной площадки к занятиям
1
1
2.2.2.
Проведение подготовительной части учебно-тренировочного занятия
4
4
3.
Физическое совершенствование средствами лёгкой атлетики
146
146
3.1.
Общая физическая подготовка
98
98
3.1.1.
Общеразвивающие упражнения при обучении основным видам лёгкой атлетики
50
50
3.1.2.
Общеразвивающие упражнения при воспитании физических качеств
28
28
3.1.3.
Подвижные игры и эстафеты
20
20
3.2
Специальная физическая подготовка
20
20
3.3
Психическая подготовка
3
3
3.4
Технико-тактическая подготовка
25
25
Итого:
165
Методическое обеспечение программы
При планировании занятий необходимо строго соблюдать следующие принципы:
1. Постепенность.
2. Динамика нагрузки.
3. Цикличность тренировочной нагрузки.
4. Цикличность соревновательной нагрузки.
5. Сознательное участие спортсмена в тренировочном процессе.
Основным принципом спортивной подготовки является педагогический принцип единства обучения и воспитания.
При планировании спортивной подготовки детей необходимо избегать форсирования и спешки. Переход к напряженным нагрузкам на развитие общих и специальных физических качеств необходимо осуществлять только после наступления биологической зрелости воспитанников.
Учебный процесс в спортивно-оздоровительных группах призван вовлекать детей в систематические занятия физической культурой и спортом.
Задачи работы в этих группах отражают задачи физического воспитания в школе: содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся, разносторонней физической подготовленности и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, привитие стойкого интереса и привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, обучение основам техники и тактики волейбола. Построение учебно-тренировочных занятий по лёгкой атлетики в спортивно-оздоровительных группах подчинено общим методическим правилам. Упражнения в подготовительной части занятия должны способствовать успешности овладения упражнениями в основной части. Общеразвивающие упражнения воздействуют на те группы мышц, на которые будет падать основная нагрузка при изучении данного вида лёгкоатлетического упражнения. Включаются подвижные игры, способствующие разносторонней физической подготовке учащихся.
Структура и содержание тренировочного занятия основывается на физиологических, психологических и педагогических закономерностях, с учётом индивидуальных особенностей занимающихся. При продолжительности одного учебного занятия не более 2 академических часов (90 мин.), независимо от вида и типа занятия, оно состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Перед каждым занятием ставится определённая педагогическая цель и задачи.
Так подготовительная часть занятия длится 10-15 мин. Основными задачами являются:
1. Организация группы (построение, рапорт, проверка присутствующих, сообщение задач занятия), мобилизация внимания.
2. Подготовка к выполнению основной части тренировки. Материал для подготовительной части тренировки подбирается в зависимости от содержания основной его части. Средствами подготовительной части занятия выступают: строевые и порядковые упражнения, ходьба, ходьба с различными движениями, бег, прыжки и другие общеразвивающие и специальные упражнения, способствующие подготовке организма к предстоящей работе .
Основная часть занимает 45-60 мин. Основные задачи:
1. Повышение физической подготовленности, развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости и т.д.)
2. Изучение и совершенствование технике ходьбы, бега, прыжков, метания.
3. Соревновательная практика.
Средствами основной части занятия являются: специальные (подготовительные и подводящие) упражнения имитационного характера, упражнения для овладения техническими приемами (на точность, силу, быстроту и т.д.), подвижные игры, эстафеты с мячом, спортивные игры (баскетбол, пионербол, футбол др.).
Заключительная часть - 5-15 мин. Основные задачи:
1 Организованное завершение занятия.
2. Постепенное снижение нагрузки (приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние).
3. Подведение итогов занятий.
Средства: легкий бег, ходьба, упражнения на внимание и расслабление, некоторые игровые (не очень интенсивные) упражнения и т.п. Тренировка заканчивается краткими указаниями, замечаниями и выводами, а также заданиями.
Содержание тренировочного занятия не может быть стандартным, оно изменяется в зависимости от решаемых задач, этапа подготовки, контингента занимающихся и т.д. Большое место в подготовке лёгкоатлетов занимают соревнования и самостоятельная работа.
Эффективность учебно-тренировочных занятий во многом зависит от организации учащихся при выполнении заданий. Важную роль здесь играет использование инвентаря и оборудования.
В процессе учебно-тренировочных занятий спортивно-оздоровительных групп используются общепедагогические и специфические методы физического воспитания.
Общепедагогические включают в себя: словесные методы (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания) и методы наглядного воздействия (непосредственная наглядность (показ упражнения тренером или по его заданию одним из занимающихся), опосредованная наглядность (демонстрация учебных видеофильмов, килограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.), направленного прочувствования двигательного действия (направляющая помощь тренера при выполнении двигательного действия, выполнение упражнения в замедленном темпе, фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия, использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положения тела в различные моменты выполнения движения).
К специфическим методам физического воспитания относятся: методы строго регламентированного упражнения (среди которых выделяют методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств), игровой и соревновательный методы.
Среди активно используемых методов обучения двигательным действиям в лёгкой атлетики относятся: целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения); расчленено-конструктивный; метод сопряжённого воздействия. Первый метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения.
На начальных этапах обучения наиболее эффективным является расчленено - конструктивный метод. При этом целостное двигательное действие со сложной структурой делится на имеющиеся отдельные фазы или элементы и разучивается, а затем соединяется в единое целое движение.
Метод сопряжённого воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.
При выполнении соревновательных упражнений необходимо строго придерживаться принципа последовательности от простого к сложному.
Игровой и соревновательный методы являются наиболее активно используемыми методами в подготовке юных лёгкоатлетов. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельностного мотива к занятиям лёгкой атлетикой.
Общая физическая подготовка
Строевые и порядковые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построения, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с выпадами, приставным шагом, скрёстным шагом.
Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий, по песку, воде, спиной вперед, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления движения .
Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с вращением, через скакалку, через партнера, выпрыгивания на разные высоты и т.д.
Метания: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д.
Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, на гимнастической стенке.
Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, метания, кувырков, с сохранением равновесия, с предметами, элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты, лапта.
Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол - ознакомление с основными элементами техники и тактики игры, правилами соревнований, двусторонние игры.
Специальная физическая подготовка
Беговые упражнения: бег с низкого старта, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с выносом вперед прямых ног и т.д.; медленный бег и его разновидности, ускорения на отрезках 20-50 м, задания скоростной направленности, задания скоростно-силовой направленности, задания на выносливость, барьерный бег.
Прыжковые упражнения: ходьба и бег с подскоками, силовые и специальные упражнения на маховую ногу, на толчковую; прыжки в длину с разбега, с места, прыжки в высоту с разбега, с места, прыжки в глубину (соскок), многоскоки, прыжки на одной ноге.
Силовые упражнения: упражнения для развития силы мышц рук, ног, живота; с отягощениями, с партнерами, с многократным повторением, на тренажерах, с гимнастическими снарядами, с легкоатлетическим снарядами
Имитационные упражнения: имитация элементов техники прыжков, бега, метаний, приземлений, отталкиваний, низкого старта.
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки. Она во многом определяет качество реализации на практике методического принципа физического воспитания – сознательности и активности, позволяет тренеру в ходе многолетних занятий приобрести в лице занимающихся не исполнителей, а единомышленников в достижении намеченных целей, рациональном использовании тренировочных методов и средств.
Теоретическая подготовка может проводиться не только в форме теоретических занятий, лекций, бесед, но и как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивной тренировки. В этих случаях теоретические занятия органически связаны с физической, технико-тактической и морально-волевой подготовкой. В процессе теоретических занятий целесообразно шире использовать активные методы обучения: проблемный метод анализа конкретных ситуаций, программированное обучение.
Материально-техническая база
Занятия, как правило, должны проводиться на свежем воздухе. Для этого в школе имеются спортивные площадки, яма для прыжков в длину с разбега, мячи для метания, гранаты, беговые дорожки, спортивный городок. Так же имеется методический материал с описанием основных легкоатлетических упражнений, наглядное пособие в виде картинок, журналов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Педагогический контроль играет важную роль в повышении эффективности обучения разных видов лёгкой атлетики. Он проводится тренером-преподавателем на всех этапах обучения. Материалом (информацией) для анализа и оценки успеваемости служат данные систематических наблюдений и контрольных испытаний по основным разделам программы.
Контрольные задания позволяют выявить уровень сформированности знаний, их осознанность и способность использовать полученные знания в практической деятельности при самостоятельной организации и проведении занятий физическими упражнениями. Задания способствуют определению уровня развития отдельных физических качеств, технической и тактической подготовленности учащихся.
Перечисленные задачи могут быть успешно решены только при вдумчивом подходе педагога. Это объясняется тем, что стандартной, унифицированной методики оценки пока не существует. Вполне естественно, что формы и методы педагогического контроля будут неодинаковы в работе с детьми разного возраста, а также могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом – правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа предусматривает следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000 м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств.