Технологическая карта урока по литературному чтению для 2 класса Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2.
Тема урока: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:
Дидактическая: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, формировать умение работать с текстом произведения;
Развивающая: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдения интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски; развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, уважать чужое мнение;
Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, содействовать воспитанию познавательной активности.
Форма проведения урока: интерактивная.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Основные понятия: русская народная сказка, пословица.
Средства обучения: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.: ил. – Обл. (Школа России), индивидуальные карточки.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Предметные
Универсальные учебные действия
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- О чем – то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
- Приветствие учителя.
Регулятивные: принятие учебной задачи.
Личностные: происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
2. Постановка темы урока.
- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А вот в какой сказке, вы узнаете, выполнив творческую пятиминутку. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями. Первое задание.
- Чтобы узнать сказочного героя нашей новой сказки, нам нужно прочитать слова по кругу,
записанные в столбиках.
гребешок пел
грудка крылышки
белая голосист
будил пестрые
- Как вы уже догадались – это?
- Верно, это петушок, герой новой сказки. Именно о нем мы сейчас составим рассказ, используя слова из столбиков. Второе задание.
Жил петушок золотой. . . Грудка. . . .Крылышки. . Голосисто. . .Всех нас по утрам
- Молодцы!
- А сейчас вы узнаете некоторых друзей петушка, отгадав загадки.
- Закудахтала она: "Я большая птичка!
Поглядите, принесла жёлтое яичко!"
И пошла на улицу
Похвалиться .
- Кто нам рано по утру
Громко промычит «Му-му!»
Кто даёт нам молочка,
Маслица и творожка,
Чтоб детвора была здорова.
Это добрая.
- Как корову ласково мы назовем?
- Так, кто был друзьями петушка?
- А сейчас отгадайте еще одну загадку,
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья!
- Скажите, почему именно о петушке мы говорили? Как вы думаете, как связано с петушком слово зерно?
- Верно, в названии сказки, с которой мы сегодня познакомимся, есть слова петушок и зерно, а точнее словосочетание бобовое зернышко. Так, какую русскую народную сказку будем сегодня рассматривать?
- Молодцы!
- Дети читают.
- Петушок.
- Жил петушок золотой гребешок. Грудка белая. Крылышки пестрые. Голосисто пел. Всех нас по утрам будил.
- Курочка.
- Корова.
- Коровушка.
- Курочка и корова.
- Зерно.
- Мы будем рассматривать сказку о петушке и зерне.
- Петушок и бобовое зернышко.
Мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому содержанию (сказке).
Личностные: проявлять интерес к русским народным сказкам; желание читать литературные произведения.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; использовать речевые средства для аргументации своей позиции, учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь литературной терминологией.).
Познавательные:
анализ учебной ситуации.
Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
3. Открытие новых знаний.
- Сейчас откройте свои учебники на странице 32.
- Прочитаем сказку. (Несколько хорошо читающих учеников читают).
- Какие трудные, незнакомые слова вам встретились?
- Записываем значения этих слов в тетрадь.
Второпях.
Кузнец.
Коса.
- Понравилась ли вам сказка? Почему?
- Вызвала ли у вас сочувствие петушок?
- Какие чувства у вас вызвала курочка?
- Какой эпизод заставил вас переживать?
Подтвердите словами из текста.
- Какой эпизод заставил вас улыбнуться?
Подтвердите словами из текста.
- Кто вам симпатичен, кто несимпатичен? Почему?
- Менялось ли у вас настроение при прочтении данной сказки? Как?
- Скажите, какой петушок? Качества?
- А какая курочка в сказке?
- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к эпизодам, в которых курочка искала помощи от хозяюшки, коровушки, хозяина, кузнеца?
- Представьте себя в роли курочки. Расскажите, какие чувства она испытывала, когда принесла маслица петушку.
- Представьте себя в роли лисы.
- Как вы думаете, почему в сказке используются слова «хозяюшка», а не хозяйка, «коровушка», а не «корова»?
- Чему учит сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Какая главная мысль данной сказки?
- Сейчас немного отдохнем. Встаем.
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево - вправо.)
Это «эс», а это «ка »,
(Повороты туловища влево- вправо.)
«Ж»- похожа на жука. (Хлопок руками спереди - сзади.)
Вот четыре буквы:
«Воды». (4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
«Моды». (4 хлопка в ладоши.)
«Воды» «моды» «лимонад»! (Приседания.)
Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди - сзади.)
Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево - вправо)
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево - вправо.)
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)
- Продолжаем работать.
- А сейчас расскажите сказку по рисункам на странице 33 и озаглавьте каждый эпизод.
- Молодцы!
- Дети читают.
- Второпях - торопясь, спеша.
Кузнец - мастер, занимающийся ручной ковкой.
Коса - орудие для срезания травы, злаков.
- Понравилась тем, что все откликнулись на помощь курочки, чтобы помочь петушку, подсказывали курочке, что и как делать, в результате все вместе оказали помощь торопливому петушку.
- Да, так как его стало жалко, за него переживали, что он не мог дышать.
- Добрые, искренние, светлые, теплые чувства, потому что она сразу же побежала искать маслица для петушка, чтобы помочь ему.
- Эпизод, в котором говориться о том, как петушок второпях подавился бобовым зернышком.
- Эпизод, в котором все герои сказки дружно откликнулись на слова курочки и помогли петушку.
- Все герои сказки симпатичны, каждый по-своему оказал помощь петушку.
- Да, в начале сказки было жалко петушка, в середине сказки, когда курочка бегала в поисках маслица, также переживали за петушка и курочку, так как она тоже волновалась за него, но в конце сказки, было радостно за петушка, что ему смогли помочь, также за курочку.
- Торопливый.
- Отзывчивая, добрая, сопереживающая.
- Дети представляют этот эпизод и подробно, эмоционально рассказывают и показывают все действия, происходящие с курочкой и остальными героями.
- Дети представляют этот эпизод и подробно, эмоционально рассказывают и показывают все действия, происходящие с лисой и журавлем.
- Дети показывают чувства курочки (мимика, жесты). Они выражают через мимику спокойствие, чувства радости.
- Дети показывают чувства лисы мимикой, жестами.
- Для передачи доброго, ласкового отношения к героям.
- Надо помогать друг другу, выручать в трудную минуту, а также не торопиться.
Помогай другим!
- Дети пересказывают.
Работать с текстом произведения (сказки): описывать и показывать действия героев, их характер, поступки, чувства; читать сказку выразительно, пересказывать сказку по картинкам.
Объяснить значение отдельных слов. Определять главную мысль сказки. Уметь словесно иллюстрировать прочитанное. Принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему.
Познавательные: раскрывать значение понятия: «второпях», «кузнец», «коса», определять отношение к героям сказки и обосновывать свое мнение; умение составлять свое высказывание. Регулятивные:
выполнять учебное задание (учитывать в сотрудничестве с учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале).
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
Личностные: соотнесение «себя», своего отношения к литературным героям.
4. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
- А сейчас мы проверим, как вы разобрались со сказкой и ее поняли. Посмотрите на доску, скажите, подходят ли пословицы к смыслу данной сказки.
Доброе братство дороже богатства.
Друзья познаются в беде.
- С какой русской народной сказкой сегодня познакомились?
- Молодцы!
- Дети отвечают.
- Да, подходят, так как главная мысль в этой сказке – помогать друг другу, выручать в трудную минуту – и смысл данных пословиц такой же - дружба дороже денег. Настоящий и верный друг никогда не бросит в беде. Он в трудную минуту придет на помощь.
- «Петушок и бобовое зернышко».
Распознавание изученных понятий с опорой на сформированную на уроке ООД.
Регулятивные: в диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей работы. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
5. Домашнее задание.
- Открываем свои дневники и записываем домашнее задание.
Стр. 32-34 читать, пересказ.
15