Конспект урока литературного чтения Настоящие друзья. В.Драгунский. друг детства.
Урок литературного чтения в 1-ом классе
Криулина Лариса Петровна,
учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №56»
Тема: Настоящие друзья. Виктор Драгунский «Друг детства».
Цели для учителя:
Образовательные: формирование приемов понимания текста-типа правильной читательской деятельности:
-обучение прогнозированию;
-работа над пониманием значения каждого слова;
-обучение составлению простого плана;
-развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному;
-обучение «диалогу с автором» через текст.
Развивающие: развитие устной и письменной речи, умений чтения и умений слушания.
Воспитательные: формирование представлений о дружбе посредством КСМ.
Цели для обучающихся (задачи):
1.Познакомиться с рассказом В.Драгунского «Друг детства».
2.Учиться анализировать текст.
3.Развивать умение читать и слушать.
Форма урока:
Традиционный, с использованием корнесловного смыслового метода обучения (КСМ)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный момент
2.Мотивация к деятельности
3.Актуализация знаний
4.Цели урока
5.Решение учебной задачи с помощью КСМ (корнесловного смыслового метода)
6. Работа с текстом
«медленное чтение»
Музыкальная физкультминутка «В здоровом теле – здоровый дух»
7. Работа с тетрадью (закрепление)
8.Рефлексия + КСМ
9. Итог. Д/з.
Проверяю готовность детей к уроку.
Игра на внимание «Найди лишнее»: использую 5 картинок с изображением игрушек и одну с изображением животного.
- Как вы думаете, о чем мы будем читать текст?
- Мы сегодня будем читать рассказ В.Драгунского, который входит в сборник «Денискины рассказы». Называется рассказ «Друг детства». Какие рассказы из этого сборника мы уже читали?
- «Друг» - кто это в вашем понимании?
- Обратимся к словарю Черных: «любимый, верный товарищ»
- Древний корень этого слова имеет значении «Поддерживать, подпирать, держать».
- Вы согласны с таким значением?
- То есть друг – тот, кто поддерживает, опора.
-Какие однокоренные слова вы знаете?
- друг + ой
- Как думаете, слово «другой» является однокоренным?
- Оказывается, если мы обратимся к происхождению слов, то как и слово
«любой»= «любимый»,
«другой»= «друг».
(объясняю на примере рук)
- Одна рука и другая. Как без другой руки обойтись? Очень сложно!
- Значит, мы должны относиться к любому другому человеку так, как к другу. Как?
- Какого вы хотите иметь друга?
- Обратимся к слову «настоящий»:
Настоящий = «на- и- стоять»: стоящий на своем основании, не падающий и не разрушающийся = постоянный, неизменный с детства и навсегда.
- Узнаем, является ли герой рассказа настоящим другом.
Читаю рассказ «Друг детства», в некоторых местах останавливаюсь, задаю вопросы на осмысление, прогнозирование, концентрирование внимания.
- Является ли Дениска настоящим другом?
-Давайте найдем в тексте отрывок, в котором говорится о чувствах мальчика.
- Драгунский пишет: «Не захотел тренировать силу удара». Как вы думаете, что такое «сила»? (представьте образ)
-Корнесловный смысл не зависит от звучания слова: сила = дух!
В песне «Богатырская наша сила» - сила духа и сила воли! Дух русский не сломить!
В чем главная сила человека?
-Есть в тексте отрывок, в котором автор говорит о силе духа Дениски?
-Сильный человек Дениска?
-Давайте вспомним, в каком порядке происходили события в рассказе (стр.4 №4)
-Правильным ли является порядок событий, предложенный в тетради.
-Попробуйте самостоятельно расставить события в нужном порядке.
-Проверим.
-Согласны ли?
-В рабочей тетради (стр.5 №5) дается 2 варианта заглавий частей текста. Обсудите в парах, какой вариант является более точным.
-Слово «друг». Образ кого у вас возникает?
-С каким цветом вы ассоциируете друга? Почему?
-Светлые или темные цвета?
На столах у вас лежат нарисованные медвежата, но не цветные. Раскрасьте. Подарите тому, кого считаете другом. Если такой человек есть в нашем классе, подарите сейчас.
-Желаю всем иметь верных, настоящих друзей!
-стр.5 №7 (рабочая тетрадь), нарисовать мишку из рассказа В.Драгунского.
Дети проверяют готовность к уроку.
Дети находят лишний предмет и объясняют причину выбора.
Дет прогнозируют.
- Мы знакомы с произведениями: «Заколдованная буква», «20 лет под кроватью».
Дети объясняют значение слова, как они его понимают, затем обращаются к «Толковому словарю», зачитывают научную статью.
- дружить дружба, подруга
- нет
(элементы дружеского отношения)
-уважать
-не обижать
-слушать
-помогать
-радоваться с ним
- верного, умного, доброго – настоящего
Дети следят по учебнику, отвечают на вопросы.
Дети высказывают свое мнение и поясняют его.
Находят отрывок, зачитывают.
Высказывания детей.
-В силе духа, формирующего характер.
Дети находят, читают.
-Да
Читают и высказывают мнение.
Дети самостоятельно выполняют задание в тетради.
Дети работают в парах, выбирают свой вариант.
Дети рассказывют.
Раскрашивают медвежат, дарят.
Регулятивные:
-организация рабочего места
Познавательные:
-анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик.
Регулятивные:
-постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и ого, что еще не усвоено.
Личностные:
-развитие «Я-концепции», развитие сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно-этических отношений
-построение индивидуальных жизненных смыслов
-выбор ценностных ориентиров
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик
-самооценивание
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы
-учитывать позиции других людей
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Познавательные:
-смысловое чтение
-умение строить речевые высказывания
-извлечение необходимой информации из текста
-умение адекватно, выборочно передать содержание текста
-ориентироваться в произведении
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы
-сотрудничество с учителем и сверстниками
-умение выражать свои мысли
Личностные:
-развитие «Я-концепции»
-нравственно-этическая ориентация
-построение индивидуальных жизненных смыслов
-определение своего способа жизни
Познавательные:
-выдвижение гипотез
-установление причинно-следственных связей
-определение основной и второстепенной информации
Регулятивные:
-составление плана и последовательности действий (коррекция)
-внесение необходимых корректив в план в случае расхождения эталона с реальным продуктом
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог
-интегрироваться в группу сверстников, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем
-управление поведением партнера
Познавательные:
-речевые высказывания
-рефлексия способов и условий действий
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли
-умение учитывать позиции других