Конспект урока литературного чтения по теме «В.Драгунский «Друг детства» (с использованием технологии РКМЧП)
Семёнова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ «Ягринская гимназия»
г. Северодвинска
Урок литературного чтения в 1 классе по теме
«В.Драгунский «Друг детства»
(с использованием технологии РКМЧП)
Цель: познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Друг детства»
Учебные задачи
Предметные: совершенствовать технику чтения, учить понимать содержание и смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста.
Метапредметные: создавать условия для высказывания мнений о прочитанном, для развития речи; учить строить прогнозы и аргументировать их; определять учебные задачи урока, используя стратегию «Вопросительные слова»; развивать умение задавать разные виды вопросов; обобщать полученную информацию в виде синквейна.Личностные: формировать навыки сотрудничества через организацию работы в паре, в четверке; воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру ребенка.
Тип урока:
Урок «открытия» нового знания.
Средства обучения:
Учебник, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для самостоятельной групповой работы.
Формирование универсальных учебных действий:
1) осознанное построение речевых высказываний, поиск, выделение, обобщение полученной информации
2) умение определять учебные задачи урока, контролировать способы действия и результата по эталону
3) умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в группе, контролировать и корректировать действия партнера.
Система оценивания:
Пошаговый и итоговый самоконтроль и самооценка, взаимооценка, словесное поощрение.
Развивающий характер урока:
1) Личностная линия развития учащихся: социализация ребенка, формирование его целостного представления о мире.
2) Познавательная линия: осмысление обучающимися главной идеи рассказа, умение анализировать поступки героев.
3) Регулятивная линия: развитие умения осуществлять анализ собственных знаний на основе сопоставления своих первичных знаний и полученной информации и понимать, за счет какой деятельности они получены.
4) Коммуникативная линия: обучение добывать знания сообща, работать в группах, парах, прислушиваться к мнению товарища, договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
1.Стадия вызова
Речевая гимнастика 1 слайд
Прочитайте хором слова. - Кому доверим вести класс?
Кот, юла, шары, машинка, слоник, кубики, барабан, петрушка, велосипед, домик, скакалка, лошадка, пирамидка.- В какую группу можно объединить все слова?
-Прочитайте слова, в которых 1 слог, 4 слога, 3 слога,2 слога.
-А почему мы читали именно такие слова? (Раздел «Попрыгать, поиграть», дома читали стихотворения об игрушках)
Проверка домашнего задания 2 слайд
-Назовите фамилии авторов, произведения которых вы читали дома.
-А теперь вспомните названия этих произведений.
Работа над техникой чтения 3 слайд
Чтение четверостишия, «текст с прятками»
Прочитайте, используя жужжащее чтение.
-О каком мишке идет речь?
-Как обращалась хозяйка с игрушечным мишкой?
-У кого дома есть старые игрушки?
Как вы к ним относитесь?
Определение задач целей урока 4 слайд
-Сегодня на уроке мы встретимся с новым автором и его произведением, в котором повествуется об одной из игрушек.
-Вас заинтересовало, кто это? 5 слайд
-При помощи таблицы «Вопросительные слова» попробуйте задать вопросы к теме сегодняшнего урока. 6 слайд
- Итак, с помощью вопросов мы сформулировали учебные задачи нашего урока.
А чтобы достичь цели и понять смысл произведения на уроке мы должны быть …продолжите мое предложение. (внимательными, дружными, старательными, работящими)
2.Стадия осмысления
7 слайд - Кто же автор произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться?
- Виктор Драгунский – детский писатель, он писал рассказы о детях и для детей.
- Как называется его произведение? Прочитайте.
- Оно взято из книги «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из них мы сегодня и познакомимся.
- Прочитайте про себя название текста и ключевые слова к нему. Как вы думаете, о чем будет эта история? Давайте вместе выскажем свои предположения.
8 слайд - А чтобы узнать, какие предположения подтвердятся, мы начнем читать текст, но над трудными словами из произведения мы поработаем сейчас, чтобы в процессе чтения все было понятно.
Чтение хором. - Кто поведет класс?
- Какое слово непонятно? А где мы можем найти ответ на наши вопросы?
(в словаре)
Чтение цепочкой с комментированием 1 часть до слов: « …приспичило стать боксером»
- Сколько лет было Дениске?
- О чем Дениска не знал в этом возрасте?
- Как он относился ко всем окружающим его людям и их работе?
- Кем хотел стать Дениска?
- Как думаете, почему он так часто менял свои будущие профессии?
- Почему же он решил стать боксером?
Физкультминутка 9 слайд
- Разглядите звезды в телескоп, как это делают астрономы. Смотрим вверх.
- А как боксеры работают на ринге? Покажите их движения.
- А сейчас мы капитаны дальнего плавания. Наш корабль качает на волнах. Мы на палубе корабля и нас тоже качает.
Чистый слайд 10
Чтение 2 части рассказа по ролям до слов «…я, кажется, что-то придумала.»- Что нужно было Дениске, чтобы стать боксером?
- Слово «груша» – многозначное, прочитайте его значения и выберите то, которое подходит. 11 слайд
- Почему папа так отнесся к просьбе сына?
- Почему Дениска обиделся на папу? (отказал со смехом)
- Что заметила мама?
Чтение небольшими отрывками (хорошо читающие дети) до конца 1 части.
- Какой выход нашла мама?
Работа в паре
- Задайте в паре тонкие вопросы к прочитанной части. 12 слайд Посмотрите на экран, вспомните, какие вопросы называются тонкими, в какой графе таблицы они написаны? Внимание! На работу только 2 минуты.
(Что вытащила мама из-под дивана? Что достала из корзины? Что такое утиль? Посмотрите на экран, как считаете, какое определение подходит?
Верно. 13 слайд
Работа в четверках
- А теперь в четверках сформулируйте один толстый вопрос.
Выберите дежурного, который озвучит ваш вопрос.
– Кто из дежурных готов - встаньте!
(Почему Мишка подошел в качестве груши?)
Выборочное чтение. Прочитайте ответ из текста.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Медвежонок»
Дерево предсказаний Слайд 14
Как думаете, сможет ли Дениска сделать свою игрушку обыкновенной боксерской грушей? Ваши предположения??
Чтобы узнать это, читаем дальше.
Чтение в паре и оценивание друг друга (на ушко) с начала 2 части до слов «…выпятил мне навстречу живот»
- Сейчас мы прочли описание медведя. Попробуем составить про него необычное стихотворение, по-французски «синквейн». Поможет нам в этом учебник, внимательно ищите определения.
- Итак, о ком мы составляем стихотворение? (о Мишке) 15 слайд
- Как автор описал цвет Мишки? (шоколадный)
- Что значит «облезлый»? (старый)
- Чтобы составить наш синквейн до конца, я прочитаю вам дальше, а вы внимательно следите.
Чтение учителя до конца. Пауза…
Откройте текст на стр. 19, работаем с отрывком только на этой странице!
- Закройте глаза и представьте, что же вспомнил Дениска, когда увидел Мишку?
- Найдите, последнее предложение в этом абзаце (до многоточия) и прочитайте, что делает Мишка? (сидит, смеется)
– Как вы считаете, Дениска был рад встрече с другом? Значит, как можно сказать, что еще делает Мишка? (радует)
-Найдите строчку, после которой становится ясно, что Мишка был ему очень дорог.
«Я любил тогда», - пишет Драгунский. Когда? - Как любил?
«Любил всей душой». – Как это? (я за него бы жизнь отдал) Это важное предложение мы тоже поместим в синквейн.
- Как называет Дениска своего Мишку? (мой бывший самый лучший друг)
- Какая интересная мысль! Дениска называет игрушку как человека, потому что он дорог ему как самый близкий друг.
-А теперь попробуем заменить синонимом слово «Мишка». Кем же он был для Дениски? (другом)
- Молодцы! Перед нами синквейн, он поможет вам представить, каким же был самый лучший друг Дениски. Дома попробуйте нарисовать Мишку на альбомном листе.
А еще я предлагаю вам домашнее задание по выбору:
- ответить на вопросы после текста на стр.20 или-попробовать составить синквейн про Дениску
3. Стадия рефлексии
Снова обратимся к дереву предсказаний. 16 слайд
- Какое наше предположение подтвердилось?
На дереве выросли веточки-аргументы. Попробуем доказать, почему Дениска не смог сделать своего Мишку боксерской грушей.
- Какое состояние было у Дениски, когда он представил, что будет тренировать силу удара об него? Прочитайте.
- Почему ему хотелось, чтобы «слезы вкатились обратно»?
- Что произошло, когда Дениска немного «скрепился»?
- Почему же он раздумал быть боксером?
- Чему нас научило это произведение? (быть настоящим другом, не предавать своих друзей, заботиться о них и не забывать)
- Как вы считаете, какая из пословиц больше подходит к рассказу Драгунского «Друг детства»? 17
Беседа о жанре 18 слайд при наличии времени
- Знаете ли вы, чем является это произведение по жанру? (рассказ)
- Почему? (такая история может быть на самом деле)
- Из скольких частей состоит рассказ?
Прием индивидуальной педагогической поддержки «Ручеек»
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с рассказом Драгунского «Друг детства».
-Чем вас удивило это произведение?
- За что вы можете себя похвалить?
19 слайд
Молодцы, спасибо за урок!