Конспект урока чтения «Друг детства» В. Драгунский, 1 класс

Конспект урока чтения: « Друг Детства» В. Драгунский.
Класс: 1
УМК: «Школа 2100»
Учитель: Нуртазина Наталья Владимировна
Место работы: МБОУ г.Астрахани «СОШ №32»

Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Настроимся на работу
Речевая гимнастика. СЛАЙД 2.
Прочитайте слова:
Кот, юла, шары, машина, ведро, слоник, кубики, барабан, лейка, петрушка, велосипед, скакалка, лошадка, пирамидка, домик.
Как можно назвать эти слова одним словом? (ИГРУШКИ).
Прочитайте слова, в которых 1 слог, 2 слога, 3 слога.
Прочитайте названия своих любимых игрушек.
А почему мы читали эти слова? (мы дома выразительно читали стихотворения об игрушках).
Проверка домашнего задания. Слайд № 3
Давайте проверим; Соотнесите фамилию автора с его произведением. Про кого написано стихотворение Барто
« Я выросла» ?
Можно ли её назвать жадной?
А почему в стихотворении Акима « Мой конь» мальчик не хотел спать?
Почему в стихотворении Саши Чёрного « Про девочку, которая нашла своего мишку» Мишка стал похож на барбоса?
Сегодня на уроке мы с вами будем читать очень интересное произведение
Давайте разгадаем автора этого рассказа.
(у вас в конверте 1 лежит листок, достаньте и вычеркните повторяющиеся буквы) Слайд 4
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд 5
Драгунский был заводским рабочим, театральным актером, клоуном, снимался в кино, руководил эстрадным коллективом и , наконец, стал писателем, которого узнали и полюбили и дети, взрослые. Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски– с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой. Учебник Стр 16
Как называется произведение? Это произведение взято из книги В. Драгунского «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из них мы и познакомимся сегодня. Почитайте ключевые слова.
Прочитав название произведения, ключевые слова, рассмотрели иллюстрацию,
Работа с учебником иллюстрация.
– Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней нарисован? (Мальчик.)
– Как вы думаете, почему он в боксёрских перчатках?
Предположения детей.
– А как называется произведение?
– Почему же художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»?
сделайте предположения:
Как вы думаете, о чём или о ком будем читать? А кто или что может являться другом?
Кто станет главными героями нашего рассказа?

2)Чтение трудных слов: Слайд 6
чи-спичи-приспичи-приспичило (очень захотелось)
вен-новен-быкновен-обыкновенный
со-массо-пластмассо-пластмассовая
ву-рову-здорову-здоровущий (очень большой)


2. Работа с текстом во время чтения. Прочитаем?
1) Чтение с комментированием.
Текст читает учитель. Дети слушают и следят по учебнику.
Покажем на примере данного текста, как можно комментировать текст по ходу чтения и как обучать детей чтению в режиме «диалога с
автором».

Виктор Драгунский «ДРУГ ДЕТСТВА»
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (Нашему герою 6 или 6 с половиной лет. Значит, он вам ровесник.) Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксёром. (Часто герой менял свой выбор? Какие слова об этом говорят? (Все люди нравились, все работы, то... то, приспичило...) А что может нравиться в работе астронома? А капитана дальнего плавания? Почему именно «приспичило», а не «захотелось» стать боксёром?)
Я сказал папе:
– Папа, купи мне грушу!
– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу! (Понял ли папа Дениску сначала? Можно ли кожаную боксёрскую грушу считать обыкновенной? А вы её видели?)
– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. (Почему папа именно так ответил? Серьёзно он отнёсся к просьбе сына?)
И он оделся и пошёл на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:
– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. (А вы догадались, что могла придумать мама? Этот вопрос не требует ответов детей, так как нацеливает на прогнозирование, концентрирует внимание.)
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел (А копаться – это как? Долго, перебирая... Что же там можно увидеть? Краткие ответы с места.)
мой старый трамвайчик
без колёс и на верёвочке,
пластмассовую дудку,
помятый волчок,
одну стрелу с резиновой
нашлёпкой,
обрывок паруса от лодки
и несколько погремушек,
и много ещё разного
игрушечного утиля.
(Вот, оказывается, что было в этой корзине! Поняли, что такое «утиль»?)
· Слайд 7
2) Работа в тетради.
– Проверьте себя по тетради (с. 4, II.3).
3) И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
– Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! (Мама бросила Мишку на диван. Почему именно бросила? Что он для неё? Почему мама называет его хорошим, отличным? Можно использовать как грушу. Покажите, как можно «выкатить живот».)
(Итак, Дениске приспичило быть боксёром, и мама предложила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого Мишку.)


Работа в тетради стр 5 №5
Давайте посмотрим какое точное название подойдет к 1 части Слайд 8
2часть
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый (Отчего же он облезлый? С ним когда-то много играли.), и у него были разные глаза: один – его собственный, а другой – из пуговицы от наволочки.
(Действительно, с ним много играли. А относились к нему как? Заботились. Он глаз потерял – пуговицу пришили.) И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот... (Смотрите, здесь Мишка как живой: так рад встрече, что про него вспомнили...)
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим Мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. (Тогда – любил, жизнь бы отдал. А сейчас?..) И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами (Отчего смеётся? Может быть, от радости встречи, что про него вспомнили?..), а я хочу тренировать об него силу удара...
– Ты что? – сказала мама. – Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. (Дениске сейчас очень плохо. И ему уже не нужна помощь мамы, он хочет, чтобы она слёз не увидела...) И потом, когда я скрепился немного (взял себя в руки), я сказал:
– Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.
Работа в тетради стр 5 №5 Слайд 8
Давайте посмотрим какое точное название подойдет ко 2 части

Слайд 9 – Обратимся ещё раз к тексту этого произведения. Как вы думаете, чем будет являться история Дениски? Сказкой? Стихотворением? А может быть такие произведения мы будем называть иначе?
– К какому жанру относится это литературное произведение?
– Какое произведение можно назвать рассказом?
Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
– Рассказ – художественное повествовательное произведение небольшого размера.
8. В каком порядке происходили события в рассказе? Пронумеруйте предложения. (Слайд 10 ) Взаимопроверка пара
Мама достала старого плюшевого мишку.
Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
Дениска вспомнил своё детство.
Мальчик никогда не будет боксёром.
Проверка.
2.Мама достала старого плюшевого мишку.
1.Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
3.Дениска вспомнил своё детство.
4.Мальчик никогда не будет боксёром.
Давайте проведем небольшой тест. Приготовьте буквы и выберите правильный ответ. Слайд 11
Слайд 12
С каким Автором мы познакомились сегодня? Слайд 13
Что он писал?
О ком?
Для кого?
7. Слова пословицы рассыпались, вам необходимо собрать слова в нужном порядке и соотнести её с рассказом. Слова на столе в конверте. Работа в паре. Слайд 14
Не спеши, забывать, Дружбой, её, дорожи
– Проверяем.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
-Что значить дорожи?
Итог урока
– Как отнеслись бы вы к Дениске , если бы он всё же сделал мишку боксёрской грушей, предметом для отработки силы удара?
– Останется ли в вашей памяти этот рассказ, почему?
– Вырастет ли Дениска настоящим другом?
– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст?
– Нарисуйте плюшевого мишку таким, каким его описал В.Драгунский?
Рефлексия Я узнал, я понял. Слайд 15
Смайлики.