Экологический спектакль Берегите Землю 1-4 класс
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ(Экологический спектакль)
Цели: познакомить в игровой форме с экологическими проблемами; способствовать воспитанию любви к природе; осуществлять патриотическое воспитание; познакомить учащихся с правилами поведения в природе.
Оборудование:
1. Глобус с надписью:
«Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте...»
2. Плакат «Охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин.)
3. Плакат « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». (К. Паустовский.)
4. Декорации: дом, скамейка, речка, костюмы растений, животных, Бабы-Яги, Лешего, Лесной Феи.
Ход праздника
Малыши:
1-й: На нашем шаре на земном
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес
Полны таинственных чудес.
2-й: По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
1-й: Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
4-й: Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! мы очень рады видеть всех вас снова в нашем зале! В этом году в феврале месяце проводится экологический марафон, в котором принимают участия все девочки и мальчики, тёти и дяди нашей школы. Поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию экологический спектакль «Берегите Землю», подготовленный учащимися школы.
(На скамеечке сидят Юля и Аня. За кадром – голос диктора.)
Диктор: Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает воздуха. Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы и обрушили на горожан выхлопные газы! Дымят заводы и фабрики. Беда!»
Аня: Юля, как здесь хорошо, в лесном краю. Пойдем поздороваемся с природой.
Юля: А разве она живая?
Аня: Конечно. Еще поэт Федор Иванович Тютчев сказал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Юля: Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?
Аня: Ответит, если сможет... Вот мы и понаблюдаем за природой.
Юля: А что наблюдать?
Аня: Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.
Юля: А что это за наука?
Аня: Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
Юля: Как интересно!
Аня: Давай возьмем удочку! (Уходят за кулисы)
(Появляются Баба-Яга и Леший)
Баба-Яга. Чой-то я сегодня, милый друг, какая-то вредная. Не люблю, когда в лесу красиво, когда окаянные птицы поют, у меня от них голова болит. Не люблю, когда кругом тишина и покой. Давай мы с тобой, дружочек, все здесь по-своему переделаем! А?
Леший. Это ты хорошо придумала, Бабуся-Ягуся! Ты цветов нарви, да побольше. Кикимора их очень любит. А я веточек для веников наломаю, вот будет нам хорошая банька!
Баба-Яга. Молодец, Леший!
Баба-Яга и Леший начинают безобразничать, громко кричать. Потом Леший лезет в гнездо.
Ведущий. Ребята, что мы видим! Ужас какой! Хорошо или плохо делают Баба-Яга и Леший?
Дети. Плохо! Так делать нельзя. Их надо остановить.
Ведущий. Крикнем все громко: "Нельзя!"
Дети (хором). Нельзя! Нельзя!
Баба-Яга. Ой, что это? Гром, что ли? Али сила нечистая? Мы, кажется, ее и не звали, сами все управимся.
Леший от крика ребят падает с дерева и за ним "гнездо с птенцами".
Леший. Ой, боюсь! Сгинь нечистая сила! Сгинь! Ой-ой-ой!
Ведущий. Это вы тут хулиганите, все ломаете, рвете, гнезда разоряете?
Леший. Бабусенька-Ягусенька, к нам гости пожаловали! Милые гости, не ждали мы вас, а то бы побольше нарвали цветов, наломали веток, вместе бы в баньку сходили. Хи-хи-хи! Вы, наверное, тоже вредные, не любите природу, все живое и красивое, все поющее и все цветущее? Бабуся, давай их пригласим вместе с нами похулиганить.
Баба-Яга. Проходите, гости дорогие. Будем вместе вредничать и безобразничать.
Ведущий. Друзья, надо что-то делать, как-то остановить Бабу-Ягу и Лешего.
Появляются лесные феи:
Первая фея:
Что за шум в лесу моем?
Что случилось, не поймем!
Кто здесь все переломал,
Разбросал и ободрал?
Вторая фея:
Все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот,
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет
От этой черствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Первая фея: Ах вы, нехорошие! Это что же вы творите? (Обращается к Бабе-Яге и Лешему.) Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Птичьи гнезда разорять? Грибы и ягоды топтать? (Обращается к детям.) А вы как считаете, мои юные друзья?
Дети (хором). Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава и птицы – все они живые.
Малыши – чтецы:
1.Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они –На планете мы останемся одни!
2.Нор звериных, птичьего гнездаРазорять не будем никогда!Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живется с нами рядом.
3.Прекрасна, прекрасна родная Земля,Прекраснее не найти никогда.Зеленые дали, леса и поля,И синяя в речке вода.
Леший. Ребятушки, мы все поняли и теперь не будем вредничать и хулиганить в лесу. Бабуся-Ягуся, это ты первая начала вредничать. Уйду я далеко в лес, не хочу больше с тобой дружить. (Уходит с поляны.)
Баба-Яга просит прощения у детей, обещает бережней относиться к природе.
Вторая Фея: А теперь приберемся на поляне, соберем весь мусор. Баба-Яга, помогай и ты нам.
Участники встречи наводят порядок на поляне и вокруг.
Ежик: Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой:
Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи,
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин.
Белка: А если ты захочешь есть –
Лес даст тебе дрова:
Сухие, как трава.
Лес одарит тебя водой,
Из речки можно пить,
Ты руки мой перед едой
И воду кипяти.
Ландыш: Костер залей, а мусор весь
Зарой и дерном заложи
Оставив грязь, мы портим лес,
А лес есть наша жизнь.
Когда домой направишь шаг,
С тобой уйдет отряд ребят.
Ты оглянись: пусть будет так,
Как было до тебя.
Ведущий :
Вы устали детвора, поиграть пришла пора!
Я стихи начну читать, ну а вам, не зевать!
Вы не спите, не чихайте, хором дружно отвечайте!
Лето – чудная пора,
Детвора кричит... (ура!)
Нам и реки, и леса
Дарят летом... (чудеса).
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку... (превратил)?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным... (цветным)?
Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным... (ковром).
Где под куполом небес
Зеленеет пышно... (лес).
А вокруг цветут цветы
Небывалой... (красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики... (звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым... (лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся... (одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир... (цветы).
Ведущий: : Хорошо, что Лесные Феи на помощь лесу пришли! Ребята, у меня есть волшебное блюдечко и наливное яблочко. Сейчас я покажу вам красоту нашего края, нашей прекрасной Родины!
Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Ой, вижу дым! Батюшки-святы, мой дом, мой лес! Горит! Скорее туда!
(Выбегает Еж.)
Еж:
Спасите лес! Спасите от смерти! Пожарные уже работают. Но надо отгадать загадки о животных, и лес спасен! (Обращается к зрителям). Ребята, помогите!
Ведущий: (Загадки о животных).
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг, убежала!
(ёжик)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
(белка)
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(лисичка)
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
(зайчик)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(лось)
Еж: Молодцы, ребята! Последний вопрос. Кто виноват в лесных пожарах?
Аня: Людская беспечность – вот причина беды.
Первая Фея: Спасибо, ребята, что помогли! Я с вами прощаюсь, надо в лесу порядок наводить. Эх, люди-человеки! (Уходит.)
Юля: Ты видишь – лес живой. Это дом для птиц, зверей и растений. Нам тоже пора домой.
(Вбегает Заяц.)
Аня: Зайка, куда спешишь?
Заяц: (заикаясь). Дд..олой вре..едную капусту!
Юля: Что за вредная капуста?
Заяц: В огороде земля оскудела, урожай все хуже. Чем помочь? Стали пичкать химические удобрения. Вырос урожай! Но полакомилась кочаном капусты гусеница бабочки-капустницы – кувырк на землю и лежит. Пришли куры, поклевали этих гусениц – и не стало кур... Прискакал и я в огород, да кочана отведать не решился. Нет, думаю, лучше буду весь век корой осины питаться, чем жизнью рисковать. « Долой вредную капусту» – закричал я и дал стрекача. Перестарались люди с химией-то, ведь отравиться можно этими овощами. Все хорошо в меру, даже удобрения. Поскакал я, осинку поищу.
Юля: Что-то мне грустно стало.
Аня: Ты слышишь, кто-то плачет.
(Входит Ландыш, плачет).
Юля: Какой ты красивый.
Ландыш: Красота-то нас и губит. Кто нас увидит – обязательно сорвет. И я, Ландыш, и мой брат Колокольчик, и сестра Фиалка – все мы страдаем. Хорошо, что добрые люди взяли нас под защиту. Занесли в Красную книгу.
Юля: Андрей, расскажи про Красную книгу.
Аня: Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало. Их надо спасать.
Колокольчик:
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Фиалка:
Красная книга – красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга – Красная!
Ведущий: Ребята, а вы много растений и цветов знаете? Тогда отгадайте мои загадки. (Загадки о растениях).
Растёт в траве Алёнка,
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
(земляника)
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок,
Остался стебелёк.
(одуванчик)
Белые горошки,
На зелёной ножке.
(ландыш)
Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок,
Белые реснички.
(ромашки)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(берёза)
Ландыш: Молодцы, ребята! (Уходят.)
Аня: Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Юля: Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А Земля без зверей – не Земля!
Ведущий: Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка – я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес...».
Первая фея: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные звери – будем охранять наши леса, степи, горы.
Вторая фея: Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Первая фея:
И в школе учат вас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай!
Вторая фея:
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар земной!
Ведущий:
«Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте...»
На нашем шаре на земном
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес
Полны таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они –На планете мы останемся одни!Нор звериных, птичьего гнездаРазорять не будем никогда!Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живется с нами рядом.Прекрасна, прекрасна родная Земля,Прекраснее не найти никогда.Зеленые дали, леса и поля,И синяя в речке вода.
15