Родительское собрание на тему Как научить ребёнка читать


Родительское собрание на тему «Как научить ребёнка читать» Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации — радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Быстрое чтение активизирует процессы мышления, способствует рациональной организации учебного процесса. Это позволяет считать, что быстрое чтение — одно из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. Чтение — это сложнейший процесс умственной деятельности человека. Чтение — это инструмент, с помощью которого человек, перерабатывая текстовую информацию, приобретает новые знания.
1.Чтение книг увеличивает словарный запас
Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.
2. Чтение помогает общаться с людьми
За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.
3. Чтение добавляет уверенности
Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.
4. Чтение снижает стресс
В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.
5. Чтение развивает память и мышление
Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.
6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера
По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.
7. Чтение делает моложе
Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.
8. Чтение делает нас более творческимиКреативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.
9. Чтение улучшает сон
Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.
10. Чтение улучшает концентрацию
При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.
Польза чтения книг очевидна. Полезное чтение (чтение хороших книг) расширяет кругозор человека, обогащает его внутренний мир, делает умнее и положительно сказывается на памяти. Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.
Надо соблюдать основные правила по воспитанию у ребёнка потребности в чтении и книге.
1. Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать. Для этого родители во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
2.Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правила в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.
3.Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.
О ком или о чем идет речь в данном тексте?
Где происходит действие?
Когда это было или будет?
Зачем и для чего это нужно?
Почему так, а не иначе?
4.В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.
Рекомендуемый список литературы для чтения на лето (1 класс)
                   
Не обязательно, чтобы ребенок за летние каникулы сам прочитал все эти книги. Большие по объему произведения читайте ребенку вслух, или с ним «по очереди». Хорошо, если во время вашего чтения, он будет «следить» за вами, двигаясь глазами по строчкам. После чтения не забудьте поговорить о сюжете и главных героях произведения, обменяться впечатлениями. Соблюдайте режиме чтения. Чтобы научиться читать хорошо, ребенок должен читать не менее 10-15 минут в день. Но помните, что первокласснику не рекомендуется читать более 30 минут подряд. Если он хочет вернуться к чтению, то это лучше сделать только после перерыва, продолжительность которого не менее 25-30 минут. 
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
В. Голявкин «Быстрей, быстрей!»
В. Драгунский «Англичанин Павля»
В. Драгунский «Что я люблю»
Б. Житков «Как я ловил человечков»
М. Зощенко «Ёлка»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
В. Медведев «Обыкновенный великан»
Л. Пантелеев «Честное слово»
К. Паустовский «Стальное колечко»
Е. Петрмяк «Пичугин мост»
М. Пришвин «Хромка»
М. Пришвин «О чем шепчутся раки»
Н. Сладков «Медведь-дармоед»
Н. Сдадков «Тень»
Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры»
В. Чаплина «Дружба»
Ш.Перро «Мальчик с пальчик»
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
Г. Скребицкий Кот Иваныч
Проверка техники чтения
Нормы техники чтения по классам
класс входное 1 полугодие 2 полугодие
2 От 45 сл От 55 сл От 65 сл
3 70 сл 75 сл 85 сл
4 90 95 сл 110 сл
Итоги проверки техники чтения. Следует знать, что оценка выставляется не только за количество прочитанных слов. Учитываются следующие параметры: чтение по слогам или слова слитно,  наличие ошибок (искажения слов, неправильная постановка ударений), количество слов в минуту, выразительность, осознанность, понимание основного смысла прочитанного, умение ответить на вопросы. Важно знать, что понимание смысла возникает при скорости чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. При чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Поэтому так важно совершенствовать технику чтения.
Причины медленного чтения
Одна из причин медленного чтения – недостаточно развитый артикуляционно – речевой аппарат. Очень часто скорость чтения такая же, как и скорость речи. Тренируя свой артикуляционно – речевой аппарат,  можно значительно повысить свою скорость чтения. В этом вам могут помочь скороговорки. Читайте скороговорки вслух, четко проговаривая каждое слово. С каждым разом увеличивайте темп. Начните с более простого варианта, когда почувствуете прогресс, переходите к более сложному. Например:. Король – Орёл.
Валин валенок провалился в прогалинок.
Наш Полкан попал в капкан.Используйте указатель – пальчик!
На самом деле ваши глаза не смотрят неподвижно  в одну точку. Чтобы собрать больше информации, они часто делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами, и они предоставят первый инструмент, которым новоиспечённый читатель воспользуется для того, чтобы читать быстрее.  
 Для глаз нормально, когда они, совершив скачкообразное движение, возвращаются к своему прежнему положению. Но, к сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. 
Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Когда вы будете использовать указатель, сначала вы будете читать медленнее, чем обычно. Но после того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Тогда не будет заучивания слов и повторения. Указатель поможет при контроле, потому что вместо того, чтобы просто использовать свои глаза, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой.
Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова. 
Следующий принципиальный недостаток — малое поле зрения при чтении. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац. Использование Таблицы ЩульцеТребуется чтение целыми словами.
И наконец, последний, недостаток — отсутствие внимания при чтении.
Требуется активное и осознанное чтение.
Перед тем, как начать читать, организуйте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы же надеетесь извлечь из последующего сеанса чтения. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге. Активное чтение также подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень похожа на тактику для быстрого чтения. И она ею не является, но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый.   
Скорость чтения приобретается с опытом

Чтобы читать быстрее, нужно читать больше. При чтении вам будут встречаться слова, которые вы можете не понять. Если вы часто наталкиваетесь на такие слова, я советую вам проверить их значение.Чтение художественных произведений помогают привить ребёнку интерес и любовь к художественной книге, расширит кругозор, разовьёт самостоятельное творческое мышление, правильную речь, память.