Родительское собрание на тему Полчему ребенок не хочет читать и плохо пишет 2 класс


Тема: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет
Ваш ребенок никак не может научиться хорошо читать? Делает много ошибок при письме? Обратите внимание на их характер.
Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?
А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?
Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей.
И поэтому многие родители сетуют на проблемы с чтением. Какие же жалобы чаще всего приходится слышать педагогам?
Школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами.
Даже если ребенок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов.
Ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, прочитывая условие задания, ребенок не понимает его сути, а задачи приходится перечитывать по несколько раз.
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть? Рассмотрим сначала проблемы с формированием техники чтения. Навык чтения состоит из нескольких параметров:
способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов (в 1-2 классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3-4 классе - слово и группа слов);
скорость чтения (например, к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 90-100 слов в минуту);
правильность, автоматизированность (так называемая беглость);
понимание прочитанного.
Беглым и выразительным чтение ребенка становится, как правило, к 5 классу. Некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного. Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребенка.
Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
Дислексия становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников.
Ребенок, предрасположенный к дислексии, долго не способен овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное.
Что же является причиной неспособности ребенка овладеть навыком чтения?
У некоторых детей задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга - некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Психологи отмечают, что наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей. Такие дети могут читать и писать слова справа налево, переставлять слоги в словах, переворачивать буквы в зеркальном изображении. Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений.
Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма - дисграфия. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто» - «чосто») или пропускает их («лежит» - «лжт»), путает звонкие и глухие согласные («с», «з»), пропускает целые слоги («ребята» - «рета»), не обозначает мягкость согласных («люди» - «луди», «пальцы» - «палцы») и т. п. Обнаружить дисграфию можно в возрасте 7- 9 лет.Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.
Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.
Как помочь данной категории детей.
Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны родителя. (Памятка для работы всех родителей)
Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.
Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Что нужно делать, чтобы привить ребенку любовь к книге? Учителя и психологи считают: нелюбовь к чтению связана еще и с тем, что, детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остается набором событий, имен и названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, т. к. ребенок не способен представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий.
Совсем другое дело - мультики или компьютерные игры. Вот тут - то и ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений. А самое главное, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, что современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения.
Инсценируйте с ребенком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет. Пусть в вашей версии Карлсон остался жить в семье малыша, а Буратино стал правителем города. Рисуйте с ребенком иллюстрации к прочитанным книгам, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой. Переносите события, происходящие в книгах в реальную жизнь. Например, как вы оказались на необитаемом острове или в Стране невыученных уроков. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссер включил в кино - или телеверсию, а что - нет, что бы вы добавили в фильм. Учите детей пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав сказку «Рукодельница и Ленивица», используйте к месту фразу «По труду и награда». Или, увидев весной цветущую черемуху, процитируйте стихи С. Есенина: «Черемуха душистая с весною расцвела...». Благодаря этим приемам, ребенок соотнесет повседневную жизнь с прочитанными произведениями. Это делает чтение увлекательным, понятным и необходимым для него. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.
Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что современные ритмы жизни не позволяют взрослым располагать достаточным количеством свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для этого с домашними очередность. Выберите какую-либо интересную книгу, понятную для детского возраста. Используйте рекомендации учителя и читайте ее понемногу" каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Е. Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице).
По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более любознательными, их словарный запас в два-три раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать ребенку вслух нужно до 12 лет; даже когда он сам умеет это делать. Для ребенка чтение - это огромная работа, а когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание направлено не на разбор букв, а на повествование.
Ваше отношение к происходящему в книге усиливает впечатление. Активизируйте чтение вопросами: что тебе больше всего понравилось, что чувствуют герои, какой конец ты хотел бы увидеть, что хотел сказать герой, как бы ты поступил на его месте?
Для развития образного мышления, о важности которого было сказано ранее, можно использовать и приемы, рекомендованные школьным психологом. (приложение)
Используя эти рекомендации в повседневной жизни, можно не только развить навыки чтения и воспитать интерес к нему, но и повлиять на результаты обучения вашего ребенка в будущем. Помните, что именно в том возрасте, в котором находятся сейчас наши дети, человек либо приобретает потребность в чтении, либо теряет ее, по крайней мере, на период школьного обучения, а может и на всю жизнь.
Упражнения для развития образного мышления
«Неоконченные рассказы»
Данное упражнение активно стимулирует фантазию ребенка.
Детям предлагается досочинить начатый рассказ. Это упражнение хорошо развивает воссоздающее и творческое воображение, логику, мышление, внимание ребенка; активизирует его жизненный опыт, систему ценностей
Тексты для работы.
Проделки белки
Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.
- Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем, -говорит одна подружка.
-4692653511550004148455244475000-Ладно! - отвечает другая.
66541651143000Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.
Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает...
На реке
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
727329066294000Интересно, - сказал Толя, - как это совершаются подвига? Я все время мечтаю о подвиге!
А я об этом даже не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись...
Неспетая песнь
Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился. Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.
«Ах, какой я красивый, какой я прекрасный!» - так захотелось спеть гусю. «Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды».
Но потом он огляделся вокруг и говорит...
Солнечный луч
Жил один человек, который хотел как можно больше принести всем добра. Однажды он увидел около школы плачущую девочку.
Почему ты плачешь? - спросил он ее.
Как мне не плакать, - ответила девочка. - Всем детям досталась булочка, одной мне нет.
Не плачь, - сказал ей человек. - Я помогу твоему горю. Я стану...
Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа и своим продолжением подтвердить название. Т. к. это развивающее упражнение, то строгих оценок оно не имеет. В целом можно проанализировать результат по следующим критериям:
оригинальность сюжета;
логичность изложения;
цепкость памяти;
эмоциональная насыщенность;
литературность.
Приложение 4.
Памятка для родителей
1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки - вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.
2. Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые,интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайтепрочитанное.
3.Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйтеему предложить то, чем он интересуется. Например, если онувлекается рыцарями, найдите ему художественные произведения, энциклопедии по этой теме.
4.Если ребенку понравились часы совместного вечернего чтения,но он никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите сыну или дочке прочесть книгу дальше, а потом вам рассказать, что там произошло.
5. Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйтеправильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.
6. Начинать подготовку домашних заданий лучше с чтения, т. к.оно помогает ребенку включиться в работу, но не перегружайтесына или дочку ежедневным чтением вслух - по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у школьника не больше15 минут.
7. Никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки илипросмотра телепередачи. Иначе он привыкнет воспринимать чтение как наказание.
8. Никогда не отговаривайте ребенка от чтения той или иной книги, если он уже заинтересовался ею. Читать что-то все же лучше, чем ничего. Но сами предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). Чем позже он начнет читать комиксы, детективы и т. п., тем лучше.
9. Приучайте сына или дочку бережно относиться к книгам. Если, в первые годы жизни, этого трудно избежать, то школьник должен понимать, что писать в книгах, вырывать страницы, загибать их, бросать книги, где попало, некультурно.
10. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.
11. Если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна, не настаивайте. Отложите ее на время.
12. Запишите ребенка в библиотеку, научите пользоваться ей, вместе выбирайте книжки для чтения на первых порах.
13. Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т. д.
14. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.
15. Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, обязательно проконсультируйтесь у психолога, дефектолога, логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.
16. Создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
17. В течение дня выделите время для чтения, удобное сыну или дочке.
18. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).
19. Если ребенку сложно читать самостоятельно, на первых порах читайте ему вслух заданный текст, затем пусть сын или дочка прочитают его сами, а вы поправляйте их. Либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок.
20. Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.
21. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.
22. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер); постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным ребятам.