«Турнир знатоков русского языка» Внеурочное мероприятие по русскому языку в рамках недели начальных классов

«Турнир знатоков русского языка»
Внеурочное мероприятие по русскому языку
в рамках недели начальных классов
Мероприятие для учащихся 4 классов
Подготовила учитель начальных классов
Кубицкая О.Я.
МОУ СОШ с. Сыпчегур
Забайкальского края
Читинского района



Цель проведения:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка; - способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; - создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: бумага, карандаши, карточки с заданиями, грамоты для награждения.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели Начальных классов мы с вами собрались на «Турнир знатоков русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме турнира между учащимися 4 класса ( если класс большой , можно провести турнир между командами ) - Представляем наши команды. (представление команд) - жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри) - Наш турнир будет состоять из девяти туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Набравший наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Разминка».
Каждый по очереди отвечают на вопросы:
-В каком слове сорок а? (сорока)
-Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
-Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
-В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
-Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

-Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
-В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
-Сколько слогов в слове да? (1)
-Эта часть речи обозначает признак предмета.
-Название этого месяца рифмуется со словом «капель».
-Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
-Как можно превратить слово семя в слово семья?
-Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
-В предложении есть главные члены предложения и (Второстепенные)
-Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
Слово жюри.
Второй тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.
(Задание получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)
чуть свет - рано на ночь глядя - поздно
жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь
куры не клюют - много кот наплакал - мало
у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко
спустя рукава - плохо хоть глаза выколи – темно
бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно
сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко
хоть отбавляй – много задирать нос - зазнаваться
набрать в рот воды - молчать как снег на голову – неожиданно
возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца – обманывать
водить за нос – обманывать яблоку негде упасть - тесно
Слово жюри.
Тритий тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Ударный слог, ударный слог – Он назван так недаром! Эй, невидимка – молоток, Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит, И четко речь моя звучит Следи за поведеньем молотка Держи его в руках озорника.
Учащимся предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть – значит пропасть.
Четвертый тур «Словообразовательный»
Игра «Собери словечко»

рпи
(пир)
пра
(пар)
опл
(пол)

кушпа
(пушка)
тухпе
(петух)
кугенру
(кенгуру)

длеп
(плед)
плеча
(пчела)
тышкамар
(мартышка)

сылесоп
(пылесос)
биьилундк
(будильник)
дашкаран
(карандаш)


Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Принятый порядок расположения буквназывается (Алфавит)
Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)
Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
Пятый тур «Морфология»
Задание: каждый получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.

С - числительное Н - наречие
Т – местоимение Е - прилагательное
Р – глагол Д - числительное
А – прилагательное Е - существительное
Н – наречие Л - глагол
А – существительное Я - местоимение
Слово жюри.
Шестой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда, Двойное р содержит он, А называется (перрон)
2. Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два к. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называется.(хоккей).
3. На большие расстояния Мчится он без опоздания, Пишется в конце два с Называется (экспресс).
4. Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовет меня(прохлада).
5. Я от солнца, от огня, Яркий луч несет меня, Но бывает смысл иной: Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете, Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. (мир)
Слово жюри
Седьмой тур «Из двух слов одно».
К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
ВОЛ РАК ПРИЗРАК
Приз овод виноград
Вино рис садовод
Сено окно сеновал
Сад град полоса
Кипа вал китель
Пол ель парус
След ус пленум
Пар ум пленум
Кит опыт следопыт
Плен оса волокно

Восьмой тур «Кто больше»
Кто больше за одну минуту придумает слова – существительные, состоящие из трёх букв.
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя.