Общеразвивающая программа естественнонаучной направленности Занимательная грамматика 2 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15
с углубленным изучением отдельных предметов
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Принята на заседании «УТВЕРЖДАЮ» педагогического Совета директор СОШ № 15
от «____» ___________ 2016 г._____________ Е.И.Иванова
Протокол № _________ «_____» ___________ 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Занимательная грамматика»
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Файзрахманова Г.А.,
учитель начальных классов 
первой квалификационной категории
г. Зеленодольск, 2016 г.
Пояснительная записка.
Программа «Занимательная грамматика» предназначена для внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса. Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта. Направление данной программы – естественнонаучное. Курс способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения. Уровень программы – углубленный, который предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Актуальность программы определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность. Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке, но и расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Курс «Занимательная грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен и разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Программа кружка построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Форма проведения занятий разнообразна: КВНы, викторины, разгадывание кроссвордов, сочинительство. Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение. Курс имеет концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и нарастание сложности материала.
Цель и задачи программы.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Программа ориентирована на младших школьников 8 - 9 лет (2-й класс).
Количество групп – 2 (по 16 человек).
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Занимательный грамматика» рассчитана на один год обучения, 35 учебных часов (1 час в неделю).

Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и сле-
довать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- анализировать и характеризовать звуки речи;
- осуществлять звуко-буквенный анализ слова (по принципу от простого к сложному);
- научиться работать над проектом «Мой алфавит»;
- обобщать, делать несложные выводы;
- научиться выполнять исследования;
- научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;
- углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;
- научиться пользоваться словарями русского языка;
- научиться писать сочинения-миниатюры.
К концу 2 класса учащиеся должны:
- знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и) и мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
- правильно писать формы букв и соединения между ними;
- уметь прочитать слово орфоэпически и орфографически.
Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.
- игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- тестирования;
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.

Учебно – тематический план
№ п/пНазвание раздела, темы Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика 1 «От А до Я». 14 11 3 Практическая работа
2 «К тайнам слова». 9 6 3 Практическая работа
3 «Секреты русского языка» 12 9 3 Практическая работа
Итого 35 26 9 Содержание программы «Занимательная грамматика»
Раздел 1«От А до Я» (14 часов).
Теория.
1. Фонетика, графика, орфоэпия .
2. Мой алфавит (работа над проектом). Повторение алфавита. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов.
3. Уроки речевого творчества «Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества.)
Практика.
1. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
2. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».
3. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. (Словотворчество.). «Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека). Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно».( Рисование веселых и грустных рисунков.).
Раздел 2 «К тайнам слова» (9 часов).
Теория.
1.В мире слов, или что такое лексика? Понимание слова как единства звучания и значения.
2. Галерея фразеологических оборотов (работа над проектом).
3. Уроки речевого творчества. «Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере).
Практика.
1. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с прямым и переносным значением слов, многозначностью слов, с омонимами. Знакомство с разными типами словарей. Игры в слова и со словами.
2. Выполнение рисунков или коллажа, иллюстрируя известные фразеологические обороты. Оформление альбома фразеологизмов.
3. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». (Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.). «Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры («Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке»)

Раздел 3 «Секреты русского языка» (12 часов).
Теория.
1.В мире орфографии. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
2. В мире словообразования. Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова.
3. В мире морфологии. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица.4. Уроки речевого творчества.
5. Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
Практика.
1. Игры на применение правил правописания:
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетания чк-чн, чт, щн;
- перенос слов;
- правописание гласных и согласных в корне слова;
- разделительные Ь и Ъ
2. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
3. Значение частей речи и употребление их в речи.
4. Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?»). Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом.) Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги). 5.Смотр знаний по русскому языку.

Календарный учебный график.

№ п/пДата Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
Раздел 1.«От А до Я» (14 часов)
1 Беседа 1 Фонетика, графика, орфоэпия.
Вводное занятие. Волшебная страна “Фонетика”. Учебный класс Устный опрос
2 Беседа 1 Звуки, слоги. Учебный класс Устный опрос
3 Беседа 1 Понятие о фонетической транскрипции. Учебный класс Устный опрос
4 Беседа 1 Согласные и гласные звуки. Учебный класс Устный опрос
5 Беседа 1 Легко ли быть согласным звуком? Учебный класс Устный опрос
6 Беседа 1 Мягки ли мягкие согласные? Учебный класс Устный опрос
7 Беседа 1 Звук под «маской». Учебный класс Устный опрос
8 Беседа 1 Самый долгий слог. Учебный класс Устный опрос
9 Беседа 1 Удивительные гласные. Учебный класс Устный опрос
10 Беседа 1 Орфоэпия. Ударение. Учебный класс Устный опрос
11 Беседа 1 Буквы в слове переставим – много новых слов соста-
вим. Учебный класс Устный опрос
12 Практикум 1 Фонетический разбор слова. Учебный класс Практическая работа
13 Проект 1 Мой алфавит (работа над проектом).
Мой алфавит. Создание книжки – малышки. Учебный класс Практическая работа
14 Сочинение.
Рисование. 1 Уроки речевого творчества.
«Что такое творчество?»
«Я и мое настроение» Учебный класс Практическая работа
Раздел 2.«К тайнам слова» ( 9 часов)
15 Беседа 1 В мире слов, или что такое лексика?
Слова-друзья. Синонимы Учебный класс Устный опрос
16 Беседа 1 Слова-спорщики. Антонимы. Учебный класс Устный опрос
17 Беседа 1 Фразеологизмы. Учебный класс Устный опрос
18 Беседа 1 Разные по значению, но одинаковые по звучанию и
написанию слова. Омо́нимы. Учебный класс Устный опрос
19 Беседа 1 Слова однозначные и многозначные. Учебный класс Устный опрос
20 Беседа 1 Прямое и переносное значения слова. Учебный класс Устный опрос
21 Игра 1 Игры в слова и со словами.
Знакомство с разными типами словарей. Учебный класс Практическая работа
22 Проект 1 Галерея фразеологических оборотов
(работа над проектом) .Галерея фразеологических оборотов.
Выполнение рисунков или коллажа, иллюстрируя из-
вестные фразеологические обороты.
Оформление альбома фразеологизмов. Учебный класс Практическая работа
23 Сочинение. 1 Уроки речевого творчества.
«Автопортрет». «Моя дружная семья» Учебный класс Практическая работа
Раздел 3.«Секреты русского языка» (12 часов)
24 Беседа 1 В мире орфографии .
Писать ли, как слышится, или что такое орфография?
Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Учебный класс Устный опрос
25 Беседа 1 В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.
Про чк, чн, чт, нч, рщ… Учебный класс Тест
26 Беседа 1 Ъ и Ь – помощники в словах. Учебный класс Устный опрос
27 Беседа 1 В мире словообразования .
Корень - родоначальник, или что такое словообразо-
вание? Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Учебный класс Устный опрос
28 Практикум 1 Образование однокоренных слов с помощью суффик-
сов и приставок. Разбор слова по составу. Учебный класс Практическая работа
29 Беседа 1 В мире морфологии.
Колонны слов, или что такое морфология. В гостях у существительного! Учебный класс Устный опрос
30 Беседа 1 Здравствуй, имя прилагательное! Учебный класс Устный опрос
31 Беседа 1 Его величество – Глагол! Учебный класс Устный опрос
32 Беседа 1 Универсальные заменители: поговорим о местоиме-
нии. Слова-помощники. Учебный класс Устный опрос
33 Игра 1 Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все
важны!» Учебный класс Практическая работа
34 Сочинение 1 Уроки речевого творчества.
Рисование и составление рассказа на тему: «Я люб-
лю…» .Сочинение и рисование на тему: «Мой друг». Учебный класс Творческая работа
35 Викторина 1 Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский
язык?» Смотр знаний. Учебный класс Практическая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
-компьютер, телевизор, принтер;
-словари.

Список литературы.
1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986 г.
2. Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000 г.
3. Бугрова Н.А. Занимательный русский язык.
4. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998 г.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1-4 – М: Русский язык,1981 г.
6. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
7. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990 г.
8. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009 г.
9. Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995 г.
10. Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981г.
11. Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998 г.
12. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987 г.
13. Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000 г.
14. Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982 г.
15. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000 г.
16. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002г.
17. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997г.