Конспект урока по теме: Химическая промышленность


Конспект урока.Тема урока: Химическая промышленность.
Цели: систематизировать знания о крупнейших центрах мировой химической промышленности, её значении в развитии мирового хозяйства, обобщить знания об использовании, получении, значении минеральных удобрений, полимеров, кислот, предметов бытовой химии, совершенствовать навыки решения задач. 
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся:
Оборудование: атласы, контурные карты; коллекции: «Нефть», «Каучук», «Минеральные удобрения», «Каменный уголь и продукты его переработки», учебник географии ПСХЭ, ПК, проектор.
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время (мин)
1 Организационный момент Настраивает на учебную деятельность. Сообщает обучающимся тему урока. Воспринимают информацию. Записывают число и тему урока в тетрадь. 1
2 Постановка целей урока Формирует цели и ход урока. Проверка домашнего задания в ходе урока. Записывают в раб. тетради ход урока. 3
3 Организация деятельности на уроке. Учитель географии:  Ребята,
подумайте над таким вопросом: достаточно  ли знаний по одному предмету, чтобы всесторонне изучить сегодняшнюю тему?
Учитель химии: а теперь рассмотрим структуру отрасли «Химическая промышленность» (схема на доске).
На основании полученных знаний из курса химии и географии ответьте на вопрос: какое сырье использует химическая промышленность? (демонстрация коллекций: Нефть, Каменный уголь и продукты его переработки.
Учитель географии: Назовите страны мира, обладающие крупнейшими запасами: А) нефти Б) природного газа
В) угля Г) калийной соли
Учитель  химии: Проанализируйте текст учебника на стр. 173, выясните особенности размещения предприятий химической промышленности. 

Учитель географии: В мировой химической промышленности сложились 4 главных региона.
Западная Европа –35% экспорта продукции химической промышленности.
Северная Америка –30% производства химикатов 15% их экспорта. 3.  Восточная  и  Юго - Восточная  Азия,  Китай,  Япония  определяются  мощной нефтехимической промышленностью. 4.  Страны  СНГ:  здесь  получили  развитие  отрасли  основной  химии,  производство лаков и красок, пластмасс, минеральных удобрений.
       В  каждом  регионе  получили  развитие  горно- химическая промышленность, промышленность минеральных удобрений, основной химической продукции. Но в особенности органического синтеза и полимерных материалов. Например, химическая промышленность в Западной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира – Германия.
Учитель химии:
Задача по химии.  На Гродненском производственном объединении «Азот» ежегодно выпускается коло 1 млн. тонн аммиака. Рассчитайте, какой объем азота (н.у.). Какая масса водорода расходуется при этом, если производственные потери составляют 3%. 
Учитель химии:  Производство минеральных удобрений – один из основных видов промышленности основной химии. Выпуск удобрений сейчас осуществляется в 80 странах мира.Учитель географии:  Крупнейшие производители – Китай, США, Канада, Индия, Россия,  Беларусь. Лидером в производстве минеральных удобрений является Азия.
Учитель химии:  Не  менее  важная  отрасль  химической  промышленности  –  химия органического синтеза, сейчас она ориентируется на нефтехимическую основу, а предприятия этой отрасли –на районы добычи нефти и газа.  Давайте мы с вами составим схему использования нефти в органическом синтезе. Учитель географии: А теперь задание:  Проанализируйте  текст  учебника и атлас, и ответьте на вопрос, где больше всего производится: а) полиэфирных волокон, б) полиамидных волокон, в) акриловых волокон?
Пока вы занимаетесь анализом текста и атласом и учебником я вам расскажу о том какие требования необходимо знать о производстве синтетических волокон: 
 Производство  синтетических  волокон  требует: 
 а)  больших  капиталовложений, 
 б) сложного оборудования
 в) квалифицированной рабочей силы. Заводы,  выпускающие  синтетические  волокно,  потребляют  в большом  количестве  воду,  топливо,  электроэнергию,  продукты  нефтепереработки,  что определяет  особенности  их  размещения  в  странах.  Эти  предприятия  строятся  и  в текстильных районах.  Учитель  географии: Подведём итог и назовём основные центры мирового производства синтетических волокон: Учитель химии: Развитие химической промышленности связано со значительным загрязнением окружающей среды, что приводит к возникновению экологических проблем. Состав промышленных выбросов химической промышленности очень разнообразен и включает оксид углерода, оксид азота, сернистый ангидрид, аммиак, хлористые и фтористые соединения. 
Задание: предложите свои пути решения экологической проблемы.
Нет, мы должны систематизировать знания по химии и географии.
Обучающиеся записывают схему в тетрадь.
В качестве сырья можно использовать: природный газ, уголь, нефть, калийные соли, самородную серу. Страны, обладающие крупнейшими запасами нефти:       
Саудовская Аравия; Ирак; ОАЭ; Кувейт; Иран; Венесуэла; Мексика; Россия; Китай; США.
Страны,  обладающие  крупнейшими  запасами  природного  газа.  Более  70  стран  владеют промышленными  запасами  газа.  Наиболее  крупными  запасами  обладают: Россия; Иран; Катар; ОАЭ; Саудовская Аравия; США; Алжир; Венесуэла; Ирак; Канада
 Химическая промышленность характеризуется:
Высокой энергоемкостью. По этому показателю она даже превосходит цветную металлургию.
К водоемким производствам относятся производство химических волокон продукция основной химии, пластмасс, синтетических смол. Поэтому большинство предприятий размещается вблизи дешевых источников энергии (гидроэлектростанций), а также водных объектов.
Транспортный фактор определяет размещение производства азотных и фосфорных удобрений в районных их потребления.

Обучающийся решает задачу на доске, все остальные решают в своих рабочих тетрадях, затем сравнивают с решение записанным на доске.
Обучающиеся в этот момент записывают схему переработки нефти в свои рабочие тетради.
Ученик  1: Полиэфирные волокна широко используются в трикотажной промышленности, поэтому на Восточную Азию, где находятся основные текстильные районы, приходится до 50% мирового выпуска этих волокон (Китай, Республика Корея и Тайвань). Ученик  2:  Ведущим производителем полиамидныхволокон  являются  США и Западная Европа. Они потребляются для изготовления покрытий  для пола, носочно-чулочных изделий, одежды. Ученик  3:  В  производстве  акриловых  волокон  лидерство  сохраняет  Западная  Европа, расширяется их производство в Восточной Азии, особенно в Китае и Японии. 
Ученик: США, Тайвань, Япония, Индия, Италия, Китай, Корея, ФРГ, Индонезия, Тайланд 
Обучающиеся пытаются предложить свои меры решения данной проблемы: 1.  Размещать производство вдали от крупных населенных пунктов. 2.  Обеспечить автоматизацию производства. 3.  Создать новые технологии (оборотные, безотходные, малоотходные). 4.  Сокращать объемы химического производства. 5.  Строить очистные сооружения. 6.  Строить химические заводы меньших размеров 30
4 Домашнее задание Домашнее задание по географии:Задание по контурной карте:  
Вариант 1. Страны-лидеры по производству азотных, калийных и фосфорных удобрений. Вариант 2 Страны-лидеры по производству синтетических волокон: полиэфирных, полиамидных, акриловых. Домашнее задание по химии:  1. Как защитить произведения искусства из мрамора  и бронзы от губительного действия загрязненной атмосферы. Предложите конкретные методы их защиты. 2. Как можно предотвратить попадание в водоемы производственных отходов? 3.  В  последнее  время  в  мире  получили распространение одноразовые упаковки, шприцы, инструменты и т.д. Предложите свои способы утилизации этих изделий.    В этот момент обучающиеся фиксируют домашнее задание в своих тетрадях. 3
5 Подведение итогов урока Выставление оценок обучающимся Рефлексия пройденного материала 3