Воспитательная система работы с классом в начальной школе КЛАСС


Долгосрочный воспитательный проект
Название: Воспитательная система «КЛАСС»
Автор проекта: Маскайкина Алена Анатольевна, учитель начальных . классов МБУ «Школа №25» г.о. Тольятти
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 1-4 класс
Тип проекта: практико-ориентированный
Срок реализации: 4 года
Воспитательная система «КЛАСС»
К лассЛ овких2470150134620"Где нет простора для проявления способности, там нет и способности"
Фейербах
00"Где нет простора для проявления способности, там нет и способности"
Фейербах
А ктивныхС мышлённыхС портивныхПроблема
В 2011 году я встретилась со своим новым первым классом. В классе было 26 учеников (15 девочек и 11 мальчиков). В один классный коллектив были собраны дети, посещавшие разные детские сады и не посещавшие дошкольные образовательные учреждения. Социальный состав класса также был неоднороден (7 неполных семей, 1 семья – многодетная; и, даже в полных семьях, груз заботы лежал на бабушках и дедушках).
300228013335000В конце сентября 2011 года я провела тест для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой (методика «Лесенка»).
Завышенный уровень самооценки является характерным для первоклассников – это возрастная норма. Но 1\3 часть класса показала низкий/заниженный уровень самооценки. Здесь необходима была работа и с первоклассником и с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика помогают формировать адекватную самооценку младшего школьника.
В ходе проведения данной методики (по согласованию с психологом) первоклассникам было предложено «нарисовать на ступеньках маму». В итоге оказалось, что 11 человек из класса «ставят» маму на ступеньку гораздо ниже. Налицо была проблема значимости родителей.
23958555524500В октябре 2011 года был проведена диагностика отношения первоклассника к школе - проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
В результате данного теста было выявлено, что у 4-х учеников наблюдается преобладание отрицательных эмоций (доминируют плохое настроение, неприятные переживания; имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно).
Необходимо было построить воспитательную работу в классе таким образом, чтобы, с одной стороны, сформировать адекватную самооценку, которая формируется в деятельности и через общение с окружающими; с другой стороны, необходимо было поднять статус родителей, семьи, ведь, только человек, уважающий и ценящий своих близких, может уважать и ценить других. Кроме того, необходимо было создать такую атмосферу жизни в классе, чтобы каждый ребёнок мог чувствовать себя комфортно и свободно, так как в школе наши ученики проводят большую часть активного времени.
Актуальность
Выявленные проблемы не являются единичными, характерными для одного класса, а в той или иной мере проявляются в начальной школе. И, хотя «семья – важнейший институт развития и социализации детей» («Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года»), НО школа оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности ребёнка, на его воспитание. В «Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года» отмечается, что «для повышения качества модернизации общеобразовательной школы предполагается ориентация не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие Личности, его познавательных и созидательных способностей…важна ориентация на социализацию личности»
В Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Большой груз ответственности за воспитание личности ребёнка в начальной школе лежит на классном руководителе, так как большую часть времени ребёнок проводит именно с ним. Учитель начальных классов выступает в роли учителя-предметника, преподавателя курсов внеурочной деятельности, классного руководителя, организатора. Налицо необходимость выстроить воспитательную деятельность в классе ни как набор внеклассных воспитательных мероприятий, а как воспитательную систему работы с классным коллективом. Такой подход позволит решить задачи воспитания подрастающего поколения.
Современному обществу нужны самодостаточные, конкурентноспособные, талантливые личности, которые смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо общества, во благо государства.
Чувствовать свою значимость и успешность необходимо не только взрослому, но и ребёнку. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Успешность классного коллектива складывается из успешности каждого ученика.
Воспитательная программа “Класс” позволяет каждому добиться успехов, проявить развить свои таланты, направить свои достижения и успехи на благо других людей, на благо общества. Рассчитана на учащихся 1 – 4 классов, не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе.
Цель проекта:
создание благоприятных условий для развития личности ученика: творческой (развивающей способности); гуманной (милосердной, отзывчивой, толерантной); практической (трудолюбивой); духовной; нравственной (признающей общечеловеческие ценности); свободной, то есть способной к самореализации.Задачи
- формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- вовлечение школьников в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению;
- развитие умения общаться и сотрудничать;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника;
-воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций, традиций семьи, через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- совершенствование ученического самоуправления;
- создание условий для активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в воспитательной работе класса и школы.
Участники проекта: учащиеся, педагог, родители.
Примечание. Включение родителей в работу по данному проекту – необходимое условие успешного достижения результата.

Условия реализации программы
Данная воспитательная система строится на следующих принципах:
- принцип гуманистической ориентации воспитания – требует уважения к   каждому человеку;
- принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех  участников процесса;
- принцип психологической комфортности - создание ситуации успеха;
- принцип привлекательности будущего дела (обязателен для учащихся начальной школы);
- принцип сотворчества;
- принцип толерантности - вдумчивое отношение к людям;
- принцип индивидуализации воспитания.
Реализация проекта основана на использовании инновационных образовательных технологий:
- личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов;
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают в организации воспитательного процесса в классе; документальном обеспечении воспитательного процесса; в разработке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний и т.д.;
- информационно – аналитическая методика помогает в управлении качеством воспитания, позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие как каждого ребенка в отдельности, так и класса;
- метод проекта позволяет получать новые знания, осваивать практические действия в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя, планирования, разработки, выполнения и продуцирования постоянно усложняющихся проектов-заданий;
- технология КТД И.П. Иванова - эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой;
- технология «портфолио» позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной, создавать ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку, формировать навыки саморефлексии.
Используются разнообразные формы работы: классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, занятия, конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, карнавалы, фестивали, участие в социально-значимых акциях, встречи с интересными людьми и др.Успешная реализация проекта невозможна без взаимодействия с социумом:

Воспитательная программа «КЛАСС» строится по семи направлениям:
- гражданское воспитание;
- духовно-нравственное;
- спортивно-оздоровительное;
- «Семья и школа»;
- эстетическое воспитание;
- экологическое воспитание;
- трудовое воспитание.
Включается и организация внеклассных мероприятий, и освоение курсов внеурочной деятельности, которые являются необходимым условием успешной реализации данного проекта. С целью формирования дружного классного коллектива (дети-родители-учитель), создания условий для самореализации личности ребёнка была специально разработана программа курса внеурочной деятельности «Культура домашнего праздника» (Приложение 8).
Гражданское воспитание
Цель: вoспитание уважения к истории и культуре свoего нарoда, национальным святыням, любовь к рoдной земле.
382524052006500457206667500Воспитание уважения к Отечеству и гордость за него; воспитание юного гражданина на традициях своего народа, на истории своей семьи, своей страны; формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам; участие в патриотических праздниках.
Духовно-нравственное
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
431805524500
1472565100711000Необходимо формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям; осознание ценности человеческой жизни, воспитывать доброе отношение к жизни, умение находить в ней радость и желание творить добро; формировать позитивное отношение к традициям своей семьи.
Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствоваться.
Спортивно-оздоровительное
Цель: воспитание навыков здорового образа жизни, интереса к спорту.
-596906794500Формирование понятия, что «здоровье» - это не отсутствие болезней, а комфортное физическое, психологическое и социальное состояние человека. Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья, формирование механизма физического самовоспитания, разностороннее развитие конкретных спортивных умений. Индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
«Семья и школа»
Цель: способствовать сплочению семьи, укреплению связи школы с семьей.
3964940138176000-336552667000Формировать осознание учащимися значимости семьи в жизни человека, уважение к семье как к базовой ценности общества. Оптимизация сотрудничества родителей и педагогов в формировании личности ребёнка. Создание благоприятной атмосферы общения в системе «родитель-учитель – ученик», совместная творческая деятельность учащихся и их родителей. Консультирование и решение проблем семейного воспитания детей младшего школьного возраста, психолого-педагогическое просвещение родителей.
Экологическое воспитание
Цель: помочь ребёнку познать природу мира.
Воспитывать эстетическое, нравственное отношение к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. Развивать логическое мышление в процессе ознакомления с природой.
Трудовое воспитание
Цель: Приобщать детей к общественно-полезному труду, воспитывать чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда. Формировать трудовые умения ребёнка в семье и школе.
Эстетическое воспитание
2730584455002461895124015500Цель: развитие творческих способностей и художественного вкуса детей, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности; развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное, развитие воображения; эстетическое просвещение учащихся; организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности.
Этапы реализации проекта
На первом этапе (1 класс) идёт раскрытие потребностей каждого участника воспитательного процесса; намечаются пути формирования сплочённого коллектива. Важна успешная адаптация первоклассника и активное включение родителей в жизнь класса и школы.
На втором этапе (2 класс) идёт укрепление межличностных отношений, вводятся новые формы и способы совместной деятельности, формируются традиции коллектива, создаются органы классного самоуправления (Приложение 7). Важно вовлечь ребёнка и родителей в активное участие в жизни класса, школы, микрорайона; показать значимость семьи.
На третьем этапе (3 класс) идёт формирование индивидуальности коллектива, развивается самоуправление, формируется ощущение ответственности за совершаемые поступки, умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; жизнь коллектива строится на основе традиций. Важно проявление интеллектуальных, творческих способностей на уровне города, области, страны;
На четвёртом этапе (4 класс) идёт поиск форм и способов обновления жизнедеятельности в классе, проявление самостоятельной творческой активности, умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности, вести социально- значимую деятельность. Важна мотивированность на совместную деятельность, обеспечение продуктивных и гармоничных отношений между семьёй и школой. Необходимо овладение методами самовоспитания, самоконтроля.
Направления воспитат. деятельности 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Мероприятия класса
Гражданское воспитание - экскурсия в музеи посёлка Поволжский, г.Тольятти- Фестиваль национальных культур (представление групповых детско-родительских проектов) - защита проектов «Прадедушка»
-КТД «Они отстояли мир» -КТД «Долгое эхо войны. 70 лет окончанию ВОВ»
- Акция «Ветеран живёт рядом»
- Организация акции «Бессмертный полк» в посёлке
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Растим патриотов России»
Духовно-нравственное
- КТД «Мы разные, но мы вместе» - «Подарок своими руками» (ярмарка)
- акция «Подарок ветерану»
- «Кошкин дом»
- кл.час для первоклассников «В мире сказок» - КТД «Новогодний подарок» (социально-значимые дела)
Спортивно-оздорови-тельное
-«Весёлые старты»
- спортивные соревнования по пионерболу, футболу - «Мама, папа, я – спортивная семья»
- спортивные соревнования по пионерболу, футболу
- конкурс проектов «Чтобы быть здоровым»
- спортивные соревнования по пионерболу, футболу, водному поло
- кл.час для первоклассников «В здоровом теле…»
- реализация проекта «Наша школьная зарядка» «Веселая спартакиада»
Реализация программ курсов внеурочной деятельности
«Подвижные игры», «Плавание»
«Семья и школа»
Праздник «День семьи» «Праздник бабушек и дедушек» Праздник «Самым дорогим и любимым» Праздник «Наша КЛАССНАЯ семья»
Реализация программы курса внеурочной деятельности
«Культура домашнего праздника»
Эстетическое воспитание
- «Мы ищем таланты» - посещение музеев и выставок города Здравствуй праздник, Новый год!» КТД «Рождественская сказка»
Реализация программы курса внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»
Экологичес-кое воспитание
- конкурс групповых проектов «Осень-славная пора!»
- проект «Маленькая жизнь» (выращивание цветов для школьной клумбы) КТД «Наша школьная клумба» -проект «Бал-маскарад» (костюмы из бросового материала)
- кл.час для первоклассников «Моя родная Земля» - экологический субботник по очистке леса
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Волгарята»
Трудовое воспитание - праздник «Все профессии важны» - семейный проект «Профессия моих родителей» - конкурс видеороликов и презентаций «Человек славится трудом» - акция «Чистое лицо посёлка»
Примечание. В план воспитательной работы включаются традиционные мероприятия школы, цикл классных часов; предусматривается участие в конкурсных мероприятиях различной направленности.
Ожидаемый результат
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется следующими методами:
мониторинг участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различной направленности (Приложение 1);
методика Н.П. Капустина для изучения уровня воспитанности учащихся (Приложение 2);
методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» О.В. Лишина ;диагностика уровня развития детского коллектива на основе методики А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» (Приложение 3);
диагностика самооценки (методика «Лесенка» авт. С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) (Приложение 4);
методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;
конкурс портфолио учащихся (Приложение 9).
Фактические результаты реализации проекта
По итогам ежегодного конкурса ученических коллективов «Лучший класс» класс ежегодно являлся победителем в номинациях «Самый активный класс», «Самый активный класс 1-4», а в 2014-15 учебном году стал абсолютным победителем школьного конкурса. Кудряшов Никита, учащийся 4Б класса признан победителем школьного конкурса «Ученик года» (см. раздел «Результативность апробации проекта в профессиональном сообществе»)
Учащиеся класса показывают стабильно хороший, высокий уровень воспитанности

Основными мотивами участия учащихся в совместной деятельности являются общественно-полезная значимость дела и интерес к содержанию деятельности. На втором месте – значимость для коллектива (Приложение5)
Коллектив класса достаточно дружен, может оказывать воспитательное воздействие. По мнению учащихся класса, в их коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить.
Сравнительный анализ уровня самооценки учащихся (1, 4 класс)
Изучение удовлетворенности родителей работой педагога
(Е.Н. Степанов)

Кроме того, позитивным результатом деятельности классного руководителя является отсутствие жалоб и обращений родителей на неправомерные действия классного руководителя, отсутствие учащихся, стоящих на учёте в ОДН, ВШУ.
Ещё одним из показателей успешности реализации данного проекта является то, что попав в другую обстановку (в старшую школу - отдельный блок, к другому классному руководителю), учащиеся класса не потеряли свою активную жизненную позицию. В пятом классе на традиционном школьном Вечере творчества большую часть наград получили ученики 5Б класса. Класс был признан Победителем в номинации «Лучший класс, 5-8» школьного конкурса классных ученических коллективов.
Оценка рисков
Конечно, педагогу, работающему по данному воспитательному проекту, следует помнить, что при работе с каждым конкретным классом, возможны изменения при расстановке «воспитательных акцентов». Это зависит от состава класса, состава родительского сообщества, личных характеристик учащихся, педагога. Все корректировки вносятся на основе изучения личности учащихся, на основе диагностического материала. Важно соблюдать основные принципы построения воспитательной системы класса, использовать описанные образовательные технологии, выстраивать всестороннюю деятельность учащихся по всем направлениям и действовать с опорой на семью, вселяя веру в успешность и нужность личной деятельности каждого члена классного коллектива.