Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.


Отчет А.
Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.
Чтобы преуспеть в своем развитии, стране
следует растить образованную молодежь
Н.А.Назарбаев
Концепция модернизации современного образования определяет, что современный учитель – это тот, кто учит самому учению. Учит не столько действовать, сколько планировать будущее действие, ставить цель и искать способы ее достижения.
Как «театр начинается с вешалки», так любое государство «начинается с образования». Развитое государство, которое заботится о своем будущем, просто обязано вкладывать весомые средства в образование. Наша современная жизнь настолько быстро развивается, технический прогресс заполонил все её сферы, на нас ежесекундно падает целый поток информации, даже в быту на смену стиральной доски и веретена давно пришли швейные, стиральные, посудомоечные машины с компьютерами. Каким же должен быть человек XXI века, чтобы справляться с этим информационно-техническим прогрессом? Аргументы экономического характера нахожу в исследовании ОЭСР «Устойчивая гибкость» : «В условиях новой экономической политики XXI-го века, основанной на информации и знаниях, характеризующихся быстрой сменой технологий и рынков продукции, характер деятельности будет соответственно меняться, что, в свою очередь, повлияет на изменения в профессиональных ожиданиях от потенциальных работников». (Руководство для учителя, с. 151).
Изменившийся портрет ученика повлек за собой изменения в учительской практике, которая сегодня, как показывают исследования ОЭСР, зиждется на 4 основополагающих подходах: групповая работа, критическое мышление, проектная методика и компетентностный подход. Мировое сообщество всерьез озабочено решением проблем в области образования. Сейчас уже не достаточно развивать только знаниевый вектор образования, становится очень важным прикладной вектор, т.е. то, насколько хорошо выпускники смогут применить свои знания в практической деятельности, ставится во главу угла. Я думаю, многие страны мира стремятся достичь этого. Данная проблема была затронута на Давосском форуме в 2003 году. В зарубежной литературе отмечается, что «умение, способность и желание осваивать языки, быть научно и технически грамотным – являются показателями качества образования» (Батюкова З.И. «Сравнительное образование в контексте международных сравнительных исследований». Проблемы современного образования, 2010,№3 с.41-46). И меня заинтересовал вопрос: «А в каком же государстве самые грамотные, самые конкурентоспособные выпускники, и что способствует их результатам?»
Проблемы образования, особенно школьные реформы, стали важными политическими темами в большинстве западных стран, встревоженных и, как пишут, «шокированных» результатами международных исследований, таких как ТИМСС (проводится с 1995г. каждые четыре года; TIMSS – Third International Mathematics and Science Study), ПИЗА (проводится с 2000г. каждые три года, PISA – Programme for International Student Assessment) и ПИРЛС (проводится с 2001г. каждые пять лет; PIRLS – Progress in International Reading Literacy Study). На основе результатов этих исследований делаются международные сравнения деятельности школьных систем, при этом государственные деятели имеют достоверную информацию для принятия политических решений в области национального школьного образования» (Батюкова З.И. «Сравнительное образование в контексте международных сравнительных исследований». Проблемы современного образования, 2010,№3 с.41-46). Так какая же страна в мире на первом месте по всем показателям в области среднего образования?
Проведенные исследования PISA 2000, 2003 и 2006 гг. дали возможность проследить динамику и результативность обучения в 57 странах мира; следующие подобные исследования проведены в 2009 г. и 2012 г и планируется провести в 2015 г.
Результаты PISA позволяют сравнивать обучение в кросс-национальных культурах. Практическую направленность этого исследования характеризуют (Fertig M. What can we learn from international performance studies? Some methodological remarks/ International Perspectives):
политическая ориентация – направленность на разработку рекомендаций для решения правительственными структурами выявленных проблем в области образования школьников;
инновационная «грамотность» – концептуальная направленность на выявление умений школьников анализировать, объяснять причины и эффективно взаимодействовать (коммуникационные умения) по мере того, как они формулируют, излагают, ставят вопросы, решают и интерпретируют проблемы в различных предметных областях;
соотнесенность к обучению на протяжении всей жизни – PISA не ограничивается оцениванием учебных и межучебных компетенций учащихся (программные и кросспрограммные компетенции), а выявляет умение рассказать о собственном отношении к обучению и планах на будущее, собственную мотивацию к учению, надеждам (веры в свои возможности) и выбираемым школьниками учебным стратегиям;
системность – регулярность, исследования проводятся каждые три года (с 2000 по 2015гг.), что дает возможность странам-участницам проводить национальный мониторинг результатов (достижений) и прогресса в реализации ключевых учебных целей.
Оказывается, с 2000 года лидирующие позиции в мире по данным PISA занимает Финляндия. Естественно, мне захотелось выяснить, как Финляндии удалось удержать лидирующие позиции в образовании уже 13 лет? Изучив информацию по данной теме, я выяснила несколько особенностей финского образования. Во-первых, Финляндия делает весомые вложения «в ученика», начиная с 1970 г., во-вторых, зарплата учителя колеблется от 40 до 60 тыс. долларов в год, причем учителя работают около 190 дней в году, не более 4 часов в день плюс 2 часа на подготовку к следующим занятиям. У финнов самые длительные каникулы. Образование, питание, канцелярские принадлежности, подвоз детей – бесплатно. Учиться дети начинают только с 7 лет, причем до 7 класса суммативные оценки им не ставят, т.е. существует только формативное оценивание, которое позволяет финским школьникам вот уже 13 лет оставаться самыми грамотными в мире.По моему мнению, одной из проблем казахстанских школ является то, что преобладает суммативное оценивание .Это тенденция всех ступеней школьного образования: начального, среднего и старшего. Данный вид оценивания мешает ребенку научиться оценивать свои достижения и свой прогресс. Поэтому моё исследование я планирую посвятить продвижению формативной оценки в практику преподавания в нашей школе . Практическое исследование будет проводиться на базе среднего и старшего звена, но как лидер я обязательно привлеку учителей из начального звена (прошедших курсы нового формата 3 уровня). Это станет перспективой для создания сетевого сообщества внутри школы по теме моего исследования. Это необходимо сделать, потому что все основы образовательных умений закладываются в дошкольном и начальном звене.
В Финляндии самые квалифицированные специалисты работают в детском саду и начальных классах, до 7 класса чаще всего работает один и тот же учитель. «Самые квалифицированные педагоги должны работать в дошкольном секторе и в младшей школе. Именно в этот период можно многое испортить, испортить всю жизнь человека». Эскил Франк, вице-ректор педагогической высшей школы в Стокгольме (on Educational Policy/Ed. By Ralph Rotte. – Nova Science Pb. – 2006). «В Финляндии и Швеции "сильная школа" - та, которая поднимает слабых и средних учеников на самый высокий уровень, до которого они способны подняться». (Владимир Загвоздкин. Секрет финского успеха).«Профессия учителя - одна из самых престижных в Финляндии, по своей популярности она уступает только профессиям врача и пожарного, при этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых -  высшее образование и магистерская степень».  Заведующий кафедрой педагогического образования Хельсинского университета господин Яри Лавонен [http://russ.ru/pole/Sekret-finskogo-uspeha]. "Секрет финского успеха - в том, что власть, наука, бизнес и образование работают в одной связке. Одно дополняет другое, и при такой расстановке сил образовательная система работает" [http://ria.ru/edu_analysis/20101109/294290468.html].
Финская система образования нацелена на развитие у учащихся когнитивных функций, и на создание у них хорошего когнитивного резерва (к когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков). Фактически финская система образования является персонализированной. Знаменательно и то, что в Финляндии  пошли против эволюционной   централизованной модели образования, принятой в большинстве стран западного мира. Я считаю, что секрет успеха лежит в продуманной образовательной политике Финляндии, опирающейся на достижения современных исследований в области педагогики, дидактики, психологии и др. Когнитивный поворот и конструктивисткая концепция образования лежат в основе всех индустриально развитых стран, к которым относится и наша страна.

[http://hqroom.ru/nachalnaya-i-srednyaya-shkolyi-v-finlyandii.html]
Конечно, нам пока ещё очень далеко до «финской сказки» и моя зарплата едва дотягивает до 400 евро, вместо 4000 в месяц в Финляндии, и работаем мы не 6 часов в день (2 из которых на подготовку), да и гораздо больше 190 дней в году… Но давайте всё по-порядку. Во-первых, есть ещё одна причина (кроме 1 места), по которой я рассмотрела именно опыт Финляндии в качестве примера: ОЭСР рекомендовало Казахстану обратиться к опыту Финляндии при переменах в образовании. Наше государство стремится сделать своё образование одним из самых лучших в мире. И уже сейчас предпринимаются шаги, в систему образования вкладываются приличные деньги. Значит, когда-нибудь сказка станет былью. Прямое тому подтверждение – послание Президента Республики Казахстан, Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», одним из направлений которого являются «знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров». Шесть лет назад глава нашего государства поставил общенациональную задачу – войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, эта задача успешно выполнена. В своем послании Президент ставит новые цели: войти в 30 наиболее конкурентноспособных стран мира. Главным критерием для нашего Президента был и будет уровень жизни народа. «За 15 лет доходы казахстанцев выросли  в 16 раз, а расходы на образование – в 9,5 раза. Создаются равные возможности для получения образования. Реализуется Государственная программа развития образования, нацеленная на кардинальную модернизацию всех уровней образования – от дошкольного до высшего» (Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.2012 г.).Я верю в успех нашей государственной политики. Я вижу, как меняется мир вокруг нас, меняются дети, меняется школа и учителя. Я работаю в школе, которая старается шагать в ногу со временем. Педагоги нашей школы постоянно стремятся повышать свой профессиональный уровень: уже 5 учителей прошли курсы повышения квалификации по Программе 3 уровня и 1 учитель по Программе 2 уровня.
Свобода жить, преобразуя мир и себя, всегда связана с риском.Учить – значит, прежде всего, позволять учиться. Ведь лучший учитель у человека – он сам, чем раньше он это поймет, тем меньше остальным достанется. Только один человек на свете может тебе помочь достичь успеха и только один – помешать – это ты сам. Не помню, чьи это слова, но я только сейчас поняла их реальный смысл. И я учусь жизни, учусь тому, как учить других, и твердо уверена в том, что в своей школе найду поддержку единомышленников. Я уверена, что перемены в области образования, которые я рассмотрела выше, не только приемлемы для моей школы, а просто ей необходимы. Изучив теоретический материал, предоставленный нам на 1 этапе курсов «Лицом к лицу», дополнительные интернет-ресурсы (см. список литературы), я поняла, что меня больше всего заинтересовали модули «Оценивание для Обучения» и «Современные подходы в обучении». Видно, что в странах мира большое внимание уделяется этому вопросу, а также обратной связи с учениками, в центре внимания учителей «голос ученика», нас познакомили с положительным мировым опытом по этому вопросу. Из своих собственных наблюдений я предполагаю, что в нашей школе тоже есть такая проблема, думаю, что её решение будет иметь положительные результаты. На практике необходимо выяснить причины возникновения данной проблемы, объединить учителей в сетевое сообщество и определить пути её решения в масштабах школы через коучинговую и менторскую деятельность. Полезность внедрения 7 модулей программы я наблюдала у наших учителей 2 и 3 уровня во время их практики в школе, присутствуя на уроках этих учителей, можно было отметить, с каким удовольствием дети работают в группе, как они помогают друг другу при этом, как нравится детям оценивать себя и друг друга по соответствующим критериям. Я немного завидовала и с нетерпением ждала, когда сама поеду на курсы. Вот и настал такой момент, я даже, по воле случая, стала слушателем 1 уровня, хотя собиралась на 2 уровень. Теперь на меня возложена ответственная миссия быть лидером и направлять процесс изменений в своей школе. Очень переживаю, но взвесив все «за» и «против», прихожу к выводу, что я готова к этой миссии. «В настоящее время достаточно исследований, обобщающих особенности организации, содержания и направленности работы наиболее успешных учителей, способствующие профессиональному развитию учителя. При этом современные исследования убедительно показывают, что профессиональное развитие требует от учителя позиционирования себя в рамках образовательного сообщества (Bolam, McMahon, Stoll et al., 2005), в котором практика преподавания и обучения разрабатывается при непосредственном участии самого учителя на основе результатов современных исследований (Frost and Durrant, 2003). Учителя, движимые нравственными убеждениями, не механически получают знания, а сами их формируют, действуют в данных условиях с лидерской позиции, оказывая воздействие на своих коллег и их окружение и сохраняя неустанное внимание на аутентичном обучении (Frost, 2011)» (Руководство для учителя, с. 103).
Источники информации:
Fertig M. What can we learn from international performance studies? Some methodological remarks/ International Perspectives
Оn Educational Policy/Ed. By Ralph Rotte. – Nova Science Pb. – 2006.
Батюкова З.И. «Сравнительное образование в контексте международных сравнительных исследований». Проблемы современного образования, 2010,№3 с.41-46.
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.2012 г.
По какой методике учить детей в школе. "Российская газета" - Неделя №3969, 2006 [http://www.rg.ru/2006/01/13/finny-shkola.html]
Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. www.cpm.kzСайт http://edu-s.ru/strani/srednee-obrazovanie-v-velikobritanii/
Сайт http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-osnovnye-tendentsii-reformirovaniya-sistemy-obrazovaniya-v-yaponii#ixzz2eOGKNcnCСайт http://russ.ru/pole/Sekret-finskogo-uspehaСайт http://ria.ru/edu_analysis/20101109/294290468.html Сайт http://hqroom.ru/nachalnaya-i-srednyaya-shkolyi-v-finlyandii.html