Учебный проект по математике для 5 класса «Единицы измерения длины»


Учебный проект «Единицы измерения длины»
В конце изучения темы «Отрезок. Прямая. Луч. Плоскость» учащимся было предложено создать (по желанию) свой мини проект по данной теме в качестве домашнего задания. Для ребят это был первый проект по математике, и его можно было назвать обучающим, поэтому некоторые этапы работы над проектом были выполнены совместно в классе.
Цель проекта:
обучение школьников созданию учебного проекта;
познакомиться с различными единицами измерения длины.
Участники проекта: учащиеся 5 класса.
Тип проекта: информационный (ознакомительно-ориентированный).
Виды деятельности: творческий, информационный.
Формы обучения: коллективная и индивидуальная.
Продолжительность выполнения: одна неделя.
Формы продуктов деятельности: сообщения, презентации.
Этапы работы над учебным проектом
«Единицы измерения длины»
Этап проблематизации: как подготовится к самостоятельной работе дома?
Перед учащимися была поставлена проблема: как эффективно и продуктивно подготовится к самостоятельной работе дома, что явилось первичным мотивом к дальнейшей деятельности.
Этап целепологания: познакомиться с различными единицами длины, используя информационные ресурсы.
В результате беседы с наводящими вопросами была сформулированы цель проекта, и задачи, с помощью которых она достигалась.
Этап планирования: составление плана действий. Разработка критериев оценивания.
Данный этап состоял:
в совместном обсуждении источников и методов сбора информации;
обменом знаниями о способах составления и оформления презентаций, написания сообщений;в обсуждении и разработки критериев оценивания результатов работы и способа ее презентации;
в создании экспертной комиссии по оцениванию проектов.
Учитель оказывал необходимую консультативную и методическую помощь в составлении плана. Результатом данного этапа стало оформление индивидуального плана действий по оформлению работы и листа оценки проекта.
Этап реализации имеющегося плана: выполнение домашнего проекта – сообщения, презентации..Этот этап учащиеся выполнили дома самостоятельно по намеченному плану.
Этап презентации: выставка работ в классе, .Из работ учащихся была сделана выставка, на которой они смогли увидеть работы своих одноклассников и оценить их.
Этап оценки: работа экспертной комиссии.
Была создана экспертная комиссия, в которую вошли учитель и 3 ученика. После уроков комиссия начала свою работу по оцениванию проектов.
Этап рефлексии: обсуждение работ и их оценок в классе.
После были вывешены листы оценки каждого проекта. Коллективно были обсуждены спорные работы, и работы детей которые были не согласны с оценкой.
Лист оценки проекта «Единицы измерения длины»:
Фамилия и имя учащегося Критерии оценки проекта от 0 до 3 баллов: 1. полнота раскрытия темы; 2. источники информации; 3. оформления письменной части
(четкость и грамотность); 4. оригинальность и творческий подход; 5. оформление работы.
Количество баллов:Отметка:
Критерии оценивания проекта « Единицы измерения длины»:
Критерий «Полнота раскрытия темы проекта»
(максимум 3 балла) Баллы
Тема проекта не раскрыта 0
Тема проекта раскрыта фрагментарно 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, цель проекта достигнута 3
Критерий «Источники информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла)
Использована неподходящая информация 0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий «Оригинальность и творческий подход» (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0
Автор проявил незначительный интерес, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на работу, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий «Оформление письменной части»(максимум 3 балла)
Письменная часть  отсутствует 0
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и структура, допущены серьезные ошибки 1
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий «Оформление работы » (максимум 3 балла)
Работа полностью не соответствует требованиям качества 0
Работа частично не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Работа соответствует требованиям качества 2
Работа полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 3
Критерии отметки проекта: «Единицы измерения длины»
Количество баллов Отметка
15 - 14 5
13 - 11 4
10 - 7 3
6 и меньше доработать проект
Учебный проект « Старинные русские меры массы»
При изучении темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» учащимся было предложено создать (по желанию) свой мини проект по данной теме в качестве домашнего задания.
Цель проекта:
обучение школьников созданию учебного проекта;
познакомиться со старинными русскими мерами массы;
составить и решить задачу с использованием русских мер массы.
Участники проекта: учащиеся 5 класса.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Формы обучения: коллективная и индивидуальная.
Продолжительность выполнения: 2-3 дня.
Формы продуктов деятельности: составленная и решенная задача.
Этапы работы над учебным проектом
«Старинные русские меры массы»
Этап проблематизации: как составить задачу самому?
Перед учащимися была поставлена проблема: как составить задачу самому, и могут ли они помочь учителю в составлении интересных задач для будущих пятиклассников, которые они будут решать на уроке.
Этап целепологания: создание своей задачи для пятиклассника.
Учащимися была сформулирована цель работы: создать и представить решение задачи для сборника задач для пятиклассника.
Этап планирования: выбор темы, составление плана действий. Разработка критериев оценивания.
На данном этапе каждый самостоятельно выбирал тему, по которой будет составлять задачи и способ представления конечного результата деятельности.
Совместная деятельность заключалась
в обсуждении и разработки критериев оценивания результатов работы и способа ее презентации и защиты,
в создании экспертной комиссии по оцениванию проектов.
Учитель знакомит учащихся с памяткой «Как составить задачу».
Этап реализации имеющегося плана: выполнение проекта.
Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, анализируют ее и составляют задачи по выбранной теме. Оформляют условия и решения задач. Учитель при этом ненавязчиво контролирует, оказывает консультативную и методическую помощь.
Этап презентации: урок
В начале урока учащиеся презентуют свои работы, представляя текст и решение
Этап оценки: взаимооценка работ по имеющимся критериям.
Учащиеся по имеющимся критериям оценивают работу своих одноклассников, проводят обоснования.
Этап рефлексии: обсуждение работ и их оценок в классе.
Обсуждение спорных работ, и работ детей, которые были не согласны с оценкой.
Лист оценки проекта «Старинные русские меры массы»:
Фамилия и имя учащихся: Критерии оценки проекта от 0 до 3 баллов: 1. глубина раскрытия темы; 2. источники информации; 3. корректность формулировки задачи
(четкость и грамотность); 4. наличие подробного решения; 5. оригинальность и творческий подход; 
6. презентация проекта;
7. оформление работы.
Количество баллов:Отметка:
Критерии оценивания проекта: «Старинные русские меры массы»
Критерий «Глубина раскрытия темы проекта»
(максимум 3 балла) Баллы
Тема проекта не раскрыта 0
Тема проекта раскрыта фрагментарно 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, цель проекта достигнута 3
Критерий «Источники информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла)
Использована неподходящая информация 0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий «Оригинальность и творческий подход» (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0
Автор проявил незначительный интерес, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на работу, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий «Корректность формулировки задачи»(максимум 3 балла)
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и структура, допущены серьезные ошибки 0
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 1
В работе присутствуют незначительные недочеты в формулировках задач или в их четом и грамотном оформлением  2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий «Наличие подробного решения»(максимум 3 балла)
Решение отсутствует 0
Указан правильный ответ 1
В решении допущена незначительная ошибка 2
В работе присутствует четкое и грамотное решение 3
Критерий «Презентация проекта» (максимум 3 балла)
Презентация не проведена 0
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию 1
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3
Критерий «Оформление работы » (максимум 3 балла)
Работа полностью не соответствует требованиям качества 0
Работа частично не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Работа соответствует требованиям качества 2
Работа полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
Критерии отметки проекта: «Сам себе задачник»
Количество баллов Отметка
21 - 19 5
18 - 15 4
14 - 10 3
9 и меньше доработать проект
Учебный проект «Математика в нашей жизни»
При изучении темы «Умножение и деление натуральных чисел» учащимся было предложено создать (по желанию) свой мини проект по данной теме в качестве домашнего задания.
Цель проекта:
обучение школьников созданию учебного проекта;
поговорить со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постараться узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики.
Участники проекта: учащиеся 5 класса.
Тип проекта: информационный (ознакомительно-ориентированный).
Виды деятельности: творческий, информационный.
Формы обучения: индивидуальная.
Продолжительность выполнения: одна неделя.
Формы продуктов деятельности: сообщения.
Этапы работы над учебным проектом
«Математика в нашей жизни»
1.Этап проблематизации: как подготовится к самостоятельной работе дома?
Перед учащимися была поставлена проблема: как эффективно и продуктивно подготовится к самостоятельной работе дома, что явилось первичным мотивом к дальнейшей деятельности.
2.Этап целепологания: узнать необходимость применения математики в жизни каждого из нас.
В результате беседы с наводящими вопросами была сформулированы цель проекта, и задачи, с помощью которых она достигалась.
3.Этап планирования: составление плана действий. Разработка критериев оценивания.
Данный этап состоял:
в совместном обсуждении источников и методов сбора информации;
обменом знаниями о способах составления и написания сообщений; в обсуждении и разработки критериев оценивания результатов работы и способа ее презентации;
в создании экспертной комиссии по оцениванию проектов.
Учитель оказывал необходимую консультативную и методическую помощь в составлении плана. Результатом данного этапа стало оформление индивидуального плана действий по оформлению работы и листа оценки проекта.
4.Этап реализации имеющегося плана: выполнение домашнего проекта – сообщения.Этот этап учащиеся выполнили дома самостоятельно по намеченному плану.
5. Этап презентации: в течение нескольких уроков учащиеся знакомили со своими сообщениями.
Из работ учащихся оформлена папка.
6. Этап оценки: взаимооценка работ по имеющимся критериям.
Учащиеся по имеющимся критериям оценивают работу своих одноклассников, проводят обоснования.
7.Этап рефлексии: обсуждение работ и их оценок в классе.
Коллективно были обсуждены спорные работы, и работы детей которые были не согласны с оценкой.
Лист оценки проекта «Математика в нашей жизни»:
Фамилия и имя учащегося Критерии оценки проекта от 0 до 3 баллов: 1. полнота раскрытия темы; 2. источники информации; 3. оформления письменной части
(четкость и грамотность); 4. оригинальность и творческий подход; 5. оформление работы.
Количество баллов:Отметка:
Критерии оценивания проекта «Математика в нашей жизни»:
Критерий «Полнота раскрытия темы проекта»
(максимум 3 балла) Баллы
Тема проекта не раскрыта 0
Тема проекта раскрыта фрагментарно 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, цель проекта достигнута 3
Критерий «Источники информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла)
Использована неподходящая информация 0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий «Оригинальность и творческий подход» (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0
Автор проявил незначительный интерес, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на работу, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий «Оформление письменной части»(максимум 3 балла)
Письменная часть  отсутствует 0
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и структура, допущены серьезные ошибки 1
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий «Оформление работы » (максимум 3 балла)
Работа полностью не соответствует требованиям качества 0
Работа частично не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Работа соответствует требованиям качества 2
Работа полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 3
Критерии отметки проекта: «Математика в нашей жизни»
Количество баллов Отметка
15 - 14 5
13 - 11 4
10 - 7 3
6 и меньше доработать проект
Учебный проект « Шкалы»
При изучении темы «Шкалы» учащимся было предложено создать (по желанию) свой мини проект по данной теме в качестве домашнего задания.
Цель проекта:
обучение школьников созданию учебного проекта;
создать модель шкалы.
Участники проекта: учащиеся 5 класса.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий.
Формы обучения: индивидуальная.
Продолжительность выполнения: один день.
Формы продуктов деятельности: модель шкалы.
Этапы работы над учебным проектом
«Шкалы»
1.Этап проблематизации: как подготовится к самостоятельной работе дома?
Перед учащимися была поставлена проблема: как эффективно и продуктивно подготовится к самостоятельной работе дома, что явилось первичным мотивом к дальнейшей деятельности.
2.Этап целепологания: используя шкалы в окружающей нас обстановке создать соответствующую модель.
В результате беседы с наводящими вопросами была сформулированы цель проекта, и задачи, с помощью которых она достигалась.
3.Этап планирования: составление плана действий. Разработка критериев оценивания.
Данный этап состоял:
1) в совместном обсуждении методов создания модели;
2) в создании экспертной комиссии по оцениванию проектов.
Учитель оказывал необходимую консультативную и методическую помощь в составлении плана. Результатом данного этапа стало оформление индивидуального плана действий по оформлению работы и листа оценки проекта.
4.Этап реализации имеющегося плана: выполнение домашнего проекта – сообщения. Этот этап учащиеся выполнили дома самостоятельно по намеченному плану.
5. Этап презентации: выставка работ.
Из работ учащихся была сделана выставка, на которой они смогли увидеть работы своих одноклассников и оценить их.
6. Этап оценки: Была создана экспертная комиссия, в которую вошли учитель и 3 ученика. После уроков комиссия начала свою работу по оцениванию проектов.
7.Этап рефлексии: обсуждение работ и их оценок в классе.
Коллективно были обсуждены спорные работы, и работы детей которые были не согласны с оценкой.
Лист оценки проекта «Шкалы»:
Фамилия и имя учащегося Критерии оценки проекта от 0 до 3 баллов: 1. полнота раскрытия темы; 2. источники информации; 3. оригинальность и творческий подход; 4. оформление работы.
Количество баллов:Отметка:
Критерии оценивания проекта «Шкалы»:
Критерий «Полнота раскрытия темы проекта»
(максимум 3 балла) Баллы
Тема проекта не раскрыта 0
Тема проекта раскрыта фрагментарно 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, цель проекта достигнута 3
Критерий «Источники информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла)
Использована неподходящая информация 0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий «Оригинальность и творческий подход» (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0
Автор проявил незначительный интерес, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на работу, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий «Оформление работы » (максимум 3 балла)
Работа полностью не соответствует требованиям качества 0
Работа частично не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Работа соответствует требованиям качества 2
Работа полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 3
Критерии отметки проекта: «Математика в нашей жизни»
Количество баллов Отметка
12- 11 5
10 - 8 4
7 - 3 3
3 и меньше доработать проект
Учебный проект «Сам себе задачник».
Как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Эту проблему можно решить в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала. Придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Эта идея была использована для проектной деятельности учащихся 5 класса. На уроках и дома школьники сталкивались с составлением задач, поэтому в конце учебного года им было предложено сделать проект под названием «Сам себе задачник».
Цель проекта:
повторение и обобщение знаний учащихся по математике за 5 класс;
обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
составление задач по темам, изученным в 5 классе;
демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
Участники проекта: учащиеся 5 класса.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Формы обучения: парная.
Продолжительность выполнения: 1 неделя.
Формы продуктов деятельности: задачник.
Этапы работы над учебным проектом «Сам себе задачник»
1. Этап проблематизации: как составить задачу самому?
Перед учащимися была поставлена проблема: как составить задачу самому, и могут ли они помочь учителю в составлении интересных задач для будущих пятиклассников, которые они будут решать на уроке.
2. Этап целепологания: создание своего сборника задач для пятиклассника.
Учащимися была сформулирована цель работы: создание своего сборника задач для пятиклассника. Ребята разбились на пары и выбрали ответственного в каждой паре.
3. Этап планирования: выбор темы, составление плана действий. Разработка критериев оценивания.
На данном этапе каждая пара самостоятельно выбрала тему, по которой будет составлять задачи и способ представления конечного результата деятельности.
Совместная деятельность заключалась
4. в обсуждении и разработки критериев оценивания результатов работы и способа ее презентации и защиты,
5. в создании экспертной комиссии по оцениванию проектов.
Учитель знакомит учащихся с памяткой «Как составить задачу».
6. Этап реализации имеющегося плана: выполнение проекта.
Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, анализируют ее и составляют задачи по выбранной теме. Оформляют условия и решения задач. Учитель при этом ненавязчиво контролирует, оказывает консультативную и методическую помощь.
7. Этап презентации: урок конференция.
Каждый пара представляет и защищает свой проект, а также указывает о своем вкладе в реализацию проекта.
8. Этап оценки и рефлексии: работа экспертной комиссии, коллективное обсуждение.
Во время презентации экспертная комиссия заполняет лист оценивания, а после выступления коллективное обсуждение и анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.
Лист оценки проекта «Сам себе задачник»:
Фамилия и имя учащихся: Критерии оценки проекта от 0 до 3 баллов: 1. глубина раскрытия темы; 2. источники информации; 3. корректность формулировки задачи
(четкость и грамотность); 4. наличие подробного решения; 5. оригинальность и творческий подход; 
6. презентация проекта;
7. оформление работы.
Количество баллов:Отметка:
Критерии оценивания проекта: «Сам себе задачник»
Критерий «Глубина раскрытия темы проекта»
(максимум 3 балла) Баллы
Тема проекта не раскрыта 0
Тема проекта раскрыта фрагментарно 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, цель проекта достигнута 3
Критерий «Источники информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла)
Использована неподходящая информация 0
Большая часть представленной информации не относится к теме работы 1
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
Критерий «Оригинальность и творческий подход» (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0
Автор проявил незначительный интерес, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на работу, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
Критерий «Корректность формулировки задачи»(максимум 3 балла)
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и структура, допущены серьезные ошибки 0
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 1
В работе присутствуют незначительные недочеты в формулировках задач или в их четом и грамотном оформлением  2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Критерий «Наличие подробного решения»(максимум 3 балла)
Решение отсутствует 0
Указан правильный ответ 1
В решении допущена незначительная ошибка 2
В работе присутствует четкое и грамотное решение 3
Критерий «Презентация проекта» (максимум 3 балла)
Презентация не проведена 0
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию 1
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3
Критерий «Оформление работы » (максимум 3 балла)
Работа полностью не соответствует требованиям качества 0
Работа частично не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Работа соответствует требованиям качества 2
Работа полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
Критерии отметки проекта: «Сам себе задачник»
Количество баллов Отметка
21 - 19 5
18 - 15 4
14 - 10 3
9 и меньше доработать проект