Технологическая карта открытого урокаЗнакомство с ломаной линией и её элементами. Построение ломаных линий по данным условиям.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Гармония» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
• Конышева, Н. М. Технология : учебник для 1 класса общеобразовательных школ [Текст] / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012.
• Конышева, Н. М. Технология. Рабочие тетради для 1 класса общеобразовательных школ [Текст] / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014.
• Конышева, Н. М. Технология : методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на ___2014_ / _2015____ учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № _253____ от __31.03__.20_14_ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к ис-пользованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014__ / 2015__ учебный год»;
• Учебный план образовательного учреждения на __2014___/__2015__ учебный год;
• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности*.
Задачи изучения дисциплины:
• формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях ис-пользования;
• формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
• развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
• развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
• развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
• развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
• формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
• формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
• духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы. В первом классе курс изучается в количестве 33 часов.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Структура курса. Содержание учебного предмета
Узнаём, как работают мастера
Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологии.
Учимся работать с разными материалами
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.
Работа с бумагой. Простые приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.
Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.
Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.
Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.
Поднимаемся по ступенькам мастерства
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приёмы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приёмы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приёмы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.
Новые приёмы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приёмы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.
Конструируем и решаем задачи
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объёмных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.
Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений .УчеБНо-тематическое планирование
1 Узнаём, как работают мастера 1 ч
2 Учимся работать с разными материалами 12 ч
3 Поднимаемся по ступенькам мастерства 12 ч
4 Конструируем и решаем задачи 8 ч
итого: 33ч
ТИПЫ УРОКОВ:
1Урок открытия новых знаний-УОНЗ2Урок рефлексии-УР3Урок построения системы знаний-УПСЗ4Урок развивающего контроля-УРК Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема, типурока Календарные сроки Планируемые результаты обучения Виды деятельности учащихся, форма работы Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся Формыконтроля
освоение предметных знаний(базовые понятия) универсальные учебные действия (УУД) 1 2 3 4 5 6 7 8
Узнаём, как работают мастера (1 ч)
1 Знакомство с учебным предметом и учебно-методическим комплектомпо технологии. Узнаём, как работают мастера УОНЗ
Учебник,
с. 4–11 Учебный курс «Технология», его содержание и организация работы. Основные правила поведения и работы на уроках технологии.Ориентирование в учебнике, ус-ловные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схе- Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносить соответствующие изменения в решение задания.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное; группировать предметы, объектына основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации, учителя; обсуждение индиви- Фронтальная – обсуждать информацию; содержание учебника и тетрадей; рас-сматривать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий; рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома.
Индивидуальная – выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке; рассматривать учебник и рабочие Наблюдение
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
мы, словарь дуальных результатов практико-речевой деятельности.
Личностные:в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясьна общие для всех простые правила поведения и поддержку других участников группыи педагога, выполнение выбора, как поступить тетради; выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку, в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании бумаги, как их передавать) Учимся работать с разными материалами (12 часов)
2 Лепимиз пластилина.«Чудо-дерево» УОНЗ
Учебник,
с. 12–19 Приёмы лепки. Изготовление изделий из пластилина простых форм. Способы уборки рабочего места. Работас учебником Регулятивные: самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать образцы изделий.
Личностные:понимание важности нового социального статуса «ученик»; становление Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; планировать работу, обсуждать её с товарищем; распределять общий объ-ём работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
Индивидуальная – готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место; упражняться в подготовке пластилина к работе; упражнятьсяв смешивании пластилина Самостоятельная работа по выполнению поделки из пластилина
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
внутренной позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика»; ориентацияв нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту) разных цветов и лепке простых форм; подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия 3 Лепимиз пластилина. «Мышиное семейство» УПСЗ
Учебник,
с. 12–14,
20–21 Способы уборки рабочего места. Работас учебником. Изготовление изделийиз пластилина простых форм. Приёмы лепки.
Декорирование изделия Регулятивные: организовывать рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителяи высказывания одноклассников с отзывамио выполненной работе.
Познавательные: формулировать проблему; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; осуществлять поиск необходимой информациив учебнике; моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнерапо коммуникации, учителя; обсуждение индивидуальных результатов практической деятельности.
Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных пот- Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; планировать работу, обсуждать её с товарищем; распределять общий объ-ём работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
Индивидуальная – готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место; упражняться в подготовке пластилина к работе; использовать освоенные приёмы лепки для получения соответствующих форм и изготовле-ния изделий; пользоваться Самостоятельная работа по выполнению поделки из пластилина
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
ребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и приобретение адекватного представления о ней стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия; приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место 4 Лепимиз пластилина. «Дары осени»
УОНЗ
.
Учебник,
с. 12–14,
22–25 Приёмы лепки. Изготовление изделий из простых форм. Способы уборки рабочего места. Работа с учебником. Подбор пластилина соответствующего цвета для изготовления изделия Регулятивные:организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий; сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; планировать работу, обсуждать её с товарищем; распределять общий объ-ём работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
Индивидуальная – готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место; упражняться в подготовке пластилина к работе; использовать ос-военные приёмы лепки для получения соответст-вующих форм и изготовле- Самостоятельная работа по выполнению поделки из пластилина
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
Личностные:понимание важности нового социального статуса «ученик»; становление внутренной позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступковкак собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту) ния изделий; пользоваться стеками для формовки деталей из пластилинаи декорирования изделия; приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место 5 Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. Складывание тюльпана. Коллективная композиция «Цветущий луг»
УОНЗ
Учебник,
с. 26–29, 30–35 Правила безопасной работы с ножницами. Способы сгибанияи складывания бумаги для получения новых форм. Работа с графической информацией, инструкциями. Техника оригами Регулятивные:осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и становление адекватного представления о ней Фронтальная – анализировать и сравниватьобразцы; осваивать технику оригами; планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат.
Индивидуальная – упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте; подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ; упражняться в выполнении сгибания бумаги; производить разметку бумаги способом сгибания Самостоятельная работа по выполнению поделки из бумаги
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
6 Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. «Колоски. Хлебный букет»
УОНЗ
Учебник,
с. 26–29,
36–39 Правила безопасной работы с ножницами. Способы сгибанияи складывания бумаги для получения новых форм, изготовление квадрата из прямо-угольной полосы. Работа с графической информацией, инструкциями Регулятивные:самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Познавательные: анализировать информацию,
предложенную в графической инструкции.
Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Личностные:в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясьна общие для всех простые правила поведения, на поддержку других участников группы и педагога, осуществление выбора, как поступить Фронтальная – осваивать технику работы с клеем, приёмы аккуратного наклеивания деталей из бумаги; анализировать и оценивать полученные результаты.
Индивидуальная – упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте; подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ; упражняться в выполнении различных приёмов обработки бумаги: разрезании, сгибании; производить разметку бумаги способом сгибания Самостоятельная работа по выполнению поделки из бумаги
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
7 Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. Композицияна плоскости «Собачка. Весёлые друзья»
УПСЗ
Учебник,
с. 26–29,40–43 Правила безопасной работы с ножницами. Способы сгибанияи складывания бумаги для получения новых форм. Работа с графической информацией, инструкциями. Техника работы с клеем. Оформление композиции Регулятивные:осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и ин-струменты; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; проектировать изделие.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.Личностные: проявление познавательного интереса, познавательных потребностейи учебных мотивов положительного отношения к школе и становление адекватного представления о ней Фронтальная – осваивать технику работы с клеем, приёмы аккуратного наклеивания деталей из бумаги; анализировать и оценивать полученные результаты; анализировать информацию, предложеннуюв графической инструкции.
Индивидуальная – упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте; подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ; упражняться в выполнении различных приёмов обработки бумаги: разрезании, сгибании; производить разметку бумаги способом сгибания Самостоятельная работа по выполнению поделки из бумаги
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
8 Аппликация из засушенных листьев «Золотая осень»
УОНЗ.
Учебник,
с. 44–47 Особенности засушенных растений как поделочного материала. Способы работы и декоративно-художественные качества материалов Регулятивные:осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественные условия: определять особенностей конструкции, подбирать соответствующие материалы и ин-струменты; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясьна общие для всех простые правила поведения и на поддержку других уастников группы и педагога, осуществлять выбор, как поступить Фронтальная – рассматривать листья, анализировать их форму и окраску; сравнивать листья; оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.
Индивидуальная – отбирать материал для работы; осваивать новые приёмы работы, наклеивать листья на картон; создаватьв воображении выразительный художественный образ Сбор природного материала Самостоятельная работа по выполнению аппликациииз засушенных листьев
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
9 Аппликация из засушенных листьев «Образы осени»
УОНЗ
Учебник,
с. 48–49 Особенности засушенных растений как поделочный материал. Способы работы и декоративно-художественные качества материала Регулятивные:осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: конструировать объектыс учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности кон-струкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнерапо коммуникации, учителя; обсуждение индивидуальных результатов практико-речевой деятельности.
Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительного отношения к школе и адекватного представления о ней Фронтальная – оценивать результаты выполненной работы; сравнивать листья.
Индивидуальная – отбирать материал для работы; осваивать новые приёмы работы, наклеивать листья на картон; определять наиболее выразительное расположение листьевв формате фона Сбор природного материала Самостоятельная работа по выполнению аппликациииз засушенных листьев
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
10 Игрушка из яичной скорлупы. Создание образапо ассоциации с исходной формой
УПСЗ
Учебник,
с. 50–53 Приёмы работы с пустой яичной скорлупой, обработки разных материалов. Создание образана основе готовой формы(по ассоциа-ции). Выставка работ Регулятивные: самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности кон-струкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и устанавливать их связь с выполняемыми утилитарными функциями; проектировать изделие.Коммуникативные: осуществление работы в группе; умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении.
Личностные:понимание важности нового социального статуса «ученик»; становление внутренной позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступковкак собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту) Фронтальная – рассматривать, анализировать форму; оценивать материалс точки зрения художественно-эстетической выразительности; создаватьв воображении выразительный художественный образ; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – осваивать новые приёмы работы; находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами; подбирать средства и способы создания художественного образа Сбор и заготовка яичной скорлупы Самостоятельная работа по выполнению поделки из яичной скорлупы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
11 Лепимиз фольги. Разные формы. Ёлочные украшения УОНЗ
Учебник,
с. 54–55 Фольга как поделочный материал, его конструктивные и декоративно-художественные возможности. Приёмы обработки фольги Регулятивные:осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процес-
са – одноклассников, учителя, партнера по об-щению.
Личностные: положительное отношение к предмету Фронтальная – оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги; рассматривать и анализировать образцы; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы; создавать в воображении выразительный образ изделия Самостоятельная работа по выполнению поделки из фольги
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
12 Лепим из фольги.
«Серебряный паучок» УПСЗ
Учебник,
с. 56–59 Фольга как поделочный материал, его конструктивные и декоративно-художественные возможности. Приёмы обработки фольги Регулятивные:осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел.
Коммуникативные:участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; умение отвечать на вопросы учителя, товарищей; классу; соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушатьи понимать речь других.
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать Фронтальная – оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги; рассматривать и анализировать образцы; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы; создавать в воображении выразительный образ изделия Самостоятельная работа по выполнению поделки из фольги
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)
13 Размечаем деталипо шаблону. Аппликация «Снеговик» УОНЗ
Учебник,
с. 60–65 Приспособление для разметки деталей – шаблон, его назначение. Приёмы разметки деталей с помощью шаблона, наклеивание деталейиз бумаги. Правила рациональной разметки; безопасной и аккуратной работыс бумагой. Техника работыс клеем Регулятивные:осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные: возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные:понимание важности нового социального статуса «ученик»; становление внутренной позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика»; Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; планировать работу, обсуждать её с товарищем; распределять общий объ-ём работы; анализировать и оценивать полученные результаты.
Индивидуальная – упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона; упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром; продолжать освоение техники работы с клеем, приёмов аккуратного наклеивания деталей из бумаги; воспринимать объяснения и инструкции учителя Самостоятельная работа по выполнению разметки по шаблону
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
ориентация в нравственном содержании и смысле поступковкак собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту) 14 Размечаем по линейке и сгибанием. Цепьиз полос бумаги УОНЗ
Учебник,
с. 66–69 Использование линейки как разметочного (направляющего) приспособления. Приём разметки бумаги способом сгибания Регулятивные: самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способ достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные: высказывание под руководством педагога самых простых (общих для всех людей) правил поведения при сотрудничестве (этические нормы) Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; анализировать и оценивать полученные результаты.
Индивидуальная – рассматривать образцы изделий; упражняться в выполнении разметки с помощью линейки; упражнятьсяв выполнении разметки сгибанием бумаги.; мысленно трансформировать объёмные изделия в двумерные заготовки; воспринимать объяснения и инструкции учителя Самостоятельная работа по выполнению разметки по линейке
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
15 Образы зимней сказки. «Новогодняя ёлка»
УОНЗ
Учебник,
с. 70–73 Приёмы лепки.
Подбор и смешивание пластилина для получения соответствующих цветов Регулятивные:организовывать рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителяи высказывания одноклассников с отзывамио выполненной работе.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные:социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничествосо сверстниками и взрослыми.
Личностные:понимание важности нового социального статуса «ученик»; становление внутренной позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступковкак собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту) Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; создавать в воображении выразительный образ изделия; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
Индивидуальная – упражняться в использовании освоенных приёмов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий; осваивать новые приёмы лепки; подбирать и смешивать пластилин для получения соответствующих цветов Образы зимней сказки Самостоятельная работа по выполнению аппликации
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
16 Образы зимней сказки. «Сказочный заяц»
УОНЗ
Учебник,
с. 74–77 Приёмы лепки.
Подбор и смешивание пластилина для получения соответствующих цветов Регулятивные:организовывать рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные:участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Личностные: высказывание под руководством педагога самых простых (общих для всех людей) правил поведения при сотрудничестве (этические нормы)
Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; создавать в воображении выразительный образ изделия; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
Индивидуальная – упражняться в использовании освоенных приёмов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий; осваивать новые приёмы лепки; подбирать и смешивать пластилин для получения соответствующих цветов Образы зимней сказки Самостоятельная работа по выполнению аппликации
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
17 Работаем с крепированнойбумагой. «Вьюнок»
УОНЗ
Учебник,
с. 78–80,
81–85 Поделочный материал крепированная бумага, его декоративно-художественные свойства. Приёмы обработки материала Регулятивные: осуществлятьконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и ин-струменты; анализировать конструктивно-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий; выполнять инструкции, несложные алгоритмыпри решении учебных задач; проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) Фронтальная – анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги; рассматривать и анализировать образцы; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты; создавать в воображении выразительный образ изделия; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы Самостоятельная работа по выполнению объемной аппликации
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
18 Работаем с крепированной бумагой. «Цветок кактуса»
УПСЗ
Учебник,
с. 78–80,
86–87 Поделочный материал крепированная бумага, его декоративно-художественные свойства. Приёмы обработки материала Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение задания.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел.Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении.
Личностные:установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется Фронтальная – анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги; рассматривать и анализировать образцы; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты; создавать в воображении выразительный образ изделия; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы Самостоятельная работа по выполнению объемной аппликации
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
19 Учимся сгибать картон и плотную бумагу. От-крыткак Дню защитника Отечества УПСЗ
Учебник,
с. 88–89,
90–94 Свойства плотной бумаги и картона, особенности их обработки. Приём предварительной проработки сгибов и сгибания бумаги и картона. Мысленная трансформация формы Регулятивные: оценивать результат работы на уроке.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; проектировать изделия: создавать образы в соответствии с замыслом, реализовывать замысел.
Коммуникативные: участвовать в диалогена уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Личностные:в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясьна общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить Фронтальная – рассматривать и анализировать образцы; анализировать информацию в учебнике; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты; создавать в воображении выразительный образ изделия; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – решать задачи на мысленную трансформацию формы; упражняться в обработке картона, осваивать новые приёмы работы Самостоятельная работа по изготовлению поздравительной открытки
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
20 Учимся сгибать картон и плотную бумагу. Открытка для мамы
УПСЗ
Учебник,
с. 88–89,
95–99 Свойства плотной бумаги и картона, особенности их обработки. Обработка картона. Новые приёмы работы: сгибание Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные:социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог.
Личностные:проявлениевнимательногои уважительного отношения к матери Фронтальная – рассматривать и анализировать образцы; анализировать информацию в учебнике; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты; создавать в воображении выразительный образ изделия; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – решать задачи на мысленную трансформацию формы; упражняться в обработке картона, осваивать новые приёмы работы Самостоятельная работа по изготовлению поздравительной открытки
21 Учимся работать с ниткамии иглой.
«Кисточки-веснянки»
Приёмы вырезания фигур со сложным контуром. Нитки как поделочный материал,
их разновид- Регулятивные:осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня); создавать в во- Самостоятельная работа с нитками и иглой
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
УОНЗ
Учебник,
с. 100–103 ности. Приёмы использования нитейв различных видах декоративно-прикладных изделий отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объектына основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Личностные: проявление интереса к предмету, ответственного отношения при выполнении учебного задания ображении выразительный образ изделия; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – осваивать новые материалы, инструменты и приёмы работы; вырезать детали сложной формы, используя специальные приёмы работы; создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ; декорировать изделие нитками 22 Учимся работать с ниткамии иглой.
Пришивание пуговиц УОНЗ
Учебник, Правила и приёмы безопасной и аккуратной работы с нитками и иглой. Приёмы отмеривания нити нужной длины для работы. Регулятивные:вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); подбирать соответствующие материалы и инструменты; анализировать конст- Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня); анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты; создавать в во- Самостоятельная работа с нитками и иглой
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
с. 104–111 Пришивание пуговиц руктивно-технологических и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий; выполнять инструкций, несложные алгоритмы при решении учебных задач; проектировать изделия: создавать образы в соответствии с замыслом, реализацией замысла.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: высказывание под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), эстетическое восприятие и оценка изделия ображении выразительный образ изделия; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – осваивать новые материалы, инструменты и приёмы работы; вырезать детали сложной формы, используя специальные приёмы работы; создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ 23 Учимся работать с ниткамии иглой.
«Лучистая рамка»
УОНЗ
Учебник,
с. 112–115 Графическая информация. Приёмы вырезания фигурсо сложным контуром. Нитки как поделочный материал, их разновидности. Приёмы использования нитей Регулятивные:организовывать рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителяи высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделий с разными конструктивными особенностями; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные: обмен мнениями, умение Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня); анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты; создавать в воображении выразительный образ изделия; оценивать Самостоятельная работа с нитками и иглой
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
в различных видах декоративно-прикладных изделий. Тематическая композиция на плоскости: сюжет, цвет, образ слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждение индивидуальных результатов практико-речевой деятельности.
Личностные:обеспечение ценностно-смысловой ориентации обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях результаты выполненной работы.
Индивидуальная – осваивать новые материалы, инструменты и приёмы работы; вырезать детали сложной формы, используя специальные приёмы работы; создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ; декорировать изделие нитками 24 Новая жизнь капсул «киндер-сюрприз». Губка для обуви
УОНЗ
.
Учебник,
с. 116–119 Материалы и возможности их использования в изготовлении полезных вещей. Приёмы обработки поролона Регулятивные:организовывать рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий; проектирование изделий: создание обра- Фронтальная – размышлять о бережном отношении к вещам; анализировать информацию в учебнике; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – осваивать новые материалы, инструменты и приёмы работы; упражняться в обработке поролона Новая жизнь капсул «киндер-сюрприз» Самостоятельная работа по изготовлению поделок из бросового материала
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
за в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:проявление креативности, привычки ухаживать за своими вещами Конструируем и решаем задачи (8 часов)
25 Аппликация из геометрических фигур «Парусник»
УПСЗ
Учебник,
с. 120–123 Работа с бумагой. Приёмы работы с клеем. Культура труда. Приём резания бумаги по прямолинейной разметке. Мысленное
комбинирование и составление форм из геометрических фигур Регулятивные:осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий; проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные:понимание важности нового социального статуса «ученик»; ориентация Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке; производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур; решать задачи на плоскостное конструирование; составлять композиции на плоскости в заданном формате; наклеивать детали на основу Самостоятельная работа по изготовлению аппликации из геометрических фигур
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту) 26 Узор из симметричных деталей
УОНЗ
Учебник,
с. 124–127 Приёмы разметки симметричных деталей по шаблонуи от руки. Правила и приёмы вырезания деталей с криволинейным контуром. Приёмы анализа, сравнения, классификации. Культура труда Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); выполнять инструкции, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
Коммуникативные: возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,и ориентирование на позицию партнёра в об-щении и взаимодействии.
Личностные:понимание важности нового социального статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту) Фронтальная – анализировать и сравнивать образцы по форме, цвету, расположению деталей; анализировать информацию в учебнике; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке; решать задачи на поиск закономерности в расположении деталей, плоскостное конструирование; упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталейна основу Составление узораиз симметричных деталей (по собственному замыслу) Самостоятельная работа по изготовлению узора
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
27 Аппликация-задача «Птица»
УПСЗ
Учебник,
с. 128–131 Правила и приёмы разметки и вырезания деталей с криволинейным контуром. Приёмы анализа, сравнения, классификации. Культура труда. Создание художественной композиции Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение задания.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); участие в коллективном обсуждении учебной проблемы; продуктивное взаимодействие и сотрудничествосо сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Личностные:ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту) Фронтальная – анализировать информацию в учебнике; оценивать результаты выполненной работы; решать логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей.
Индивидуальная – упражняться в разметке по шаблону, выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу; выполнять творческую работу по созданию художественной композиции Самостоятельная работа по изготовлению аппликации
28 Домик хитрого гнома
УПСЗ Правила и приёмы разметки и вырезания деталей из бумаги. Приёмы Регулятивные:осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: ориентироваться в учебни- Фронтальная – решать логические задачи: анализ образца, поиск закономерности в трансформации плоского листа в объём- Самостоятельная работа по изготов-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
Учебник,
с. 132–135 обработки бумаги (надрезание от сгиба, бумажная пластика). Создание художественной композиции ке; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процес-
са – одноклассников, учителя, партнерапо общению.
Личностные: демонстрация основ самоорганизации ную форму; анализировать информацию в учебнике; оценивать результаты выполненной работы.
Индивидуальная – выполнять обработку заготовки из бумаги в соответствии с разметкой; выполнять упражнения по пластической трансформации листа; вырезать и наклеивать дополнительные детали оформления на основу; выполнять творческую работу по созданию художественной композиции лению аппликации из геометрических фигур
29 Разные образы – разные способы работы. Аппликация «Салют» УПСЗ Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталейиз бумаги. Приёмы работыс клеем. Представления о вы- Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); подбирать соответствующие мате- Фронтальная – рассматривать и анализировать образцы-аналоги, репродукции, художественные фотографии, предметы окружающего мира; анализировать информацию в учебнике; оценивать результаты выполненной Разные образы – разные способы работы Самостоятельная работа по изготовлению аппликации
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
Учебник,
с. 136–145 разительном художественном образе и возможных путях его создания из разных материалов риалы и инструменты; анализировать конструктивно-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; проектировать изделия: создавать образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном об-суждении.
Личностные: высказывания под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы) работы.
Индивидуальная – создавать мысленные образыв соответствии с поставленной целью; анализировать и подбирать необходимые материалы; использовать разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа; выполнять творческую работу по созданию художественной композиции 30 Разные об-разы – разные способы работы. Аппликация «Букет» УПСЗ
Учебник,
с. 146–151 Приёмы выкраивания деталей из бумаги, работы с клеем. Предметы и явления окружающего мира. Выразительный художественный образ, возможные пути его созда- Регулятивные:организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера Фронтальная – рассматривать и анализировать образцы-аналоги, репродукции, художественные фотографии, предметы окружающего мира; анализировать и подбирать необходимые материалы; анализировать информацию в учебнике; оценивать результаты выполненной работы. Разные образы – разные способы работы Самостоятельная работа по изготовлению аппликации
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
ния из разных материалов по коммуникации и учителя; обсуждение индивидуальных результатов практико-речевой деятельности.
Личностные:обеспечение ценностно-смысловой ориентации обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами) Индивидуальная – создавать мысленные образы в соответствии с поставленной целью; использовать разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа; выполнять творческую работу по созданию художественной композиции 31 Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. Правила работы. Приёмы сборки простых узлов УОНЗ
Учебник,
с. 152–155 Ознакомление с различными видами наборов «Конструктор», их конструктивными возможностями, видами деталей, способами сборки. Культура труда Регулятивные: организовывать рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий; проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Фронтальная – рассматривать, анализировать и сравнивать детали наборов «Конструктор»; воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей; обсуждать правила работы с наборами «Конструктор»; производить оценку выполненной работы.
Индивидуальная – упражняться в приёмах сборки изделий; рассматривать и анализировать образцы; решать задачи на воссозда- Конструирование букв Самостоятельная работа по конструированию букв
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
Личностные:ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности ние образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям
32 Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв.
Решение конструкторских задач УПСЗ
Учебник,
с. 156–158 Правила работы с набором «Конструктор».
Приёмы сборки изделий. Конструкторская задача Регулятивные:осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: читать графические изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительного отношения к школе и адекватного представления о ней
Фронтальная – рассматривать, анализировать и сравнивать детали наборов «Конструктор»; воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей; обсуждать правила работы с набором.
Индивидуальная – упражняться в приёмах сборки изделий; рассматривать и анализировать образцы; решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций Конструирование букв. Решение конструкторских задач Самостоятельная работа по конструированию букв
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
33 Подведение итогов года. Выставка творческих работ
УР Выставка творческих работ. Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний Регулятивные:вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процес-
са – одноклассников, учителя, партнерапо общению.
Личностные:в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясьна общие для всех простые правила поведения, осуществление выбора, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить Фронтальная – рассматривать и анализировать эк-спонаты выставки; производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями.
Индивидуальная – делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах Самостоятельная работа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»ВЫПУСКНИКОМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их из-лагать;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
Основные результаты освоенияпредметного содержания курса «Технология» в 1 классе
Учащиеся будут знать:
• основные требования культуры и безопасности труда:
• о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;
• правила безопасной работы с ножницами и иглой;
• приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);
• правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
• правила аккуратной работы с клеем;
• названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
• наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
• наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
• названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
• назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.
Учащиеся могут знать:
• свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
• происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;
• разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.
Учащиеся будут уметь:
• подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока;
• соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
• выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
• использовать правила и приемы рациональной разметки;
• аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
• аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
• аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
• аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги; аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
• изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
• пришивать пуговицы;
• выполнять комбинированные работы из разных материалов;
• воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
• внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
• выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.
Учащиеся могут уметь:
• самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
• устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;
• на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;
• мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
• создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
• пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
• устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
• осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).
учебно-методическое обеспечение
Интернет-ресурсы.
1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php
2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
4. Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html
5. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/
6. Технология. Начальная школа. – Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm
Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Магнитная доска.
Список литературы для учителя:
• Конышева, Н. М. Технология : учебник для 1 класса общеобразовательных школ [Текст] / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012.
• Конышева, Н. М. Технология. Рабочие тетради для 1 класса общеобразовательных школ [Текст] / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014.
• Конышева, Н. М. Технология : методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012.
Список литературы для обучающихся:
• Конышева, Н. М. Технология : учебник для 1 класса общеобразовательных школ [Текст] / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012.
• Конышева, Н. М. Технология. Рабочие тетради для 1 класса общеобразовательных школ [Текст] / Н. М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014.