Конспект урока по математике на тему «Знакомство с ломаной линией и её элементами. Построение ломаных линий по данным условиям»
МОУ «Каменская ОСШГ №2»
Открытый урок по математике
в 1 – Б классе
Тема: «Знакомство с ломаной линией и её элементами. Построение ломаных линий по данным условиям»
Подготовила
учитель начальных классов
Червинная Татьяна Сергеевна
Каменка 2016г.
Тема урока: «Знакомство с ломаной линией и её элементами. Построение ломаных линий по данным условиям»
Цель урока: развитие основных видов универсальных учебных действий через знакомство с понятиями: ломаная линия, звенья ломаной линии, вершины ломаной линии.Формируемые в рамках урока универсальные учебные действияличностные:развитие логического мышления, пространственного воображения, внимания, памятирегулятивные: составление плана и последовательности действийпознавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной целисовершенствование математической речиповторение понятий: отрезок, прямая линия, луч.коммуникативные:развивать умение слушать и вступать в диалогучаствовать в коллективном обсуждении проблем
ХОД УРОКА
I . Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:Поработать час настал.Так что время не теряем,И работать начинаем.
– Руки? – На месте!– Ноги? – На месте!– Локти? – У края!– Спина? – Прямая!
II. Актуализация знаний учащихся.
- Сегодня мы с вами вновь отправляемся в удивительную страну, название этой страны узнаете, выполнив задания:
1. Разминка.
1. Счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке( хором, цепочкой)
2. Математический диктант
- Какое число следует за числом 8? ( 9 )
- Число 4 увеличить на 1.( 5 )
- Сколько хвостов у четырех щенят? ( 4 )
- Какое число стоит между числами 5 и 7? ( 6 )
- Какое число меньше 4 на 1? ( 3 )
- Какое число следует перед числом 2? ( 1 )
- Эта цифра похожа на кочергу. ( 7 )
- Число 3 уменьшить на 1. ( 2 )
- Это число соответствует количеству моих хлопков в ладоши. ( 8 )
3. Расставление чисел в порядке возрастания, расшифровка названия страны :
9 5 4 6 3 1 7 2 8 я е м т о Г р е и
Геометрия
- Сегодня мы отправляемся в страну Геометрию. Что Вы знаете об этой стране?
Геометрия – наука очень интересная,Треугольник, круг, квадрат уже известны вам.Много нового она в себе таит,Языком углов и линий говорит.Что нам встретится в пути - вовсе неизвестноИ поэтому идти очень интересно.
2. Повторение
- Чтобы запомнить все, что мы увидим в стране Геометрии, надо быть очень внимательным и наблюдательным. Поэтому сначала потренируем внимание и зрительную память. Запомните, что увидите.
( геометрические фигуры)
- Что объединяет все рисунки? (Это геометрические фигуры)
- Какая фигура отличается от других? (шестиугольник)
- Каким по счету был 5-угольник? (второй )
- Назовите первую фигуру, третью фигуру (Треугольник, круг)
- Назовите весь ряд
– Какая фигура лишняя?(Луч) .
- Что вы знаете о луче?( луч – это прямая линия, у которой есть начало, но нет конца).
- Что вы знаете о прямой? ( прямая – это линия у которой нет ни начала, ни конца).
- Что вы знаете об отрезке? ( Отрезок – это прямая линия, у которой есть и начало и конец).
III. Постановка цели урока.
Работа в парах
На столе лежат листы с заданием, на каждом листочке линии (ломаная, кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая ).
- Какое задание можно предложить всем для работы ? (Разделить на группы: красные, синие; прямые, кривые).
- Какие варианты получились?
Проверка
- Назовите известные вам линии. ( Кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая.)
- Все линии назвали? ( Нет.)
- Почему? ( Не известно название одной линии.)
- А что бы вы хотели узнать про эту линию?
- Как называется?
- Как начертить?
- Из чего состоит?
- Как сконструировать?
- Где можно увидеть?
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие “открытия” и ответим на многие ваши вопросы.
IV. Открытие новых знаний
1. Знакомство с ломаной линией
- Посмотрите, что у меня в руках? (Вермишель спагетти)
- Какую геометрическую фигуру она вам напоминает? (Прямую линию)
- Возьмите в руки спагетти, которые раздал вам дежурный. Переломите в середине, а затем каждую часть ещё раз переломите пополам.
- Какие геометрические фигуры вам напоминают? (Отрезки, их получилось 4)
- Соедините их кусочками пластилина между собой. Можно ли теперь назвать полученную фигуру прямой линией? (Нет)
- Как бы вы назвали такую геометрическую фигуру? (Поломанная линия)
- Где можно узнать точное название линии и ее частей? ( в учебнике)
2. Работа с учебником ( с. 66).
Прочитайте правило, найдите ответы на вопросы:
- Как называется новая линия?
- Как называются части новой линии?
- Какое новое слово вы встретили?
Физминутка
3. Первичное закрепление.
- Посмотрите, из чего состоит ломаная линия?
- Каждая ломаная линия состоит из нескольких отрезков - звеньев. Сколько звеньев в этой ломаной? (Четыре)
- Звенья ломаной не лежат на одной прямой. Конец одного звена является началом другого.
- Что напоминает вам место, где соединяются два звена? (вершину горы)
Место, где соединяются два звена, называется вершиной.
Сколько вершин у данной ломаной линии? (Три)
Кроме того, у ломаной линии есть 2 конца.
4. Исследование ломаной линии
Работа с учебником с. 66 - 67
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
(Рывки руками перед грудью.)
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Голова устала тоже.
(Наклоны вперед и назад.)
Распрямились, потянулись,
Так давайте ей поможем!
А теперь назад прогнулись.
Вправо-влево, раз и два.
(Наклоны вправо и влево.)
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
5. Вывод:
На какие вопросы дали ответ?
Как называется линия?
Как сконструировать?
Из чего состоит?
V. Упражнение в применении знаний. Работа в ТПО с. 55 №128 - 129
- Хотелось бы вам самим начертить ломаную ?
Я тетрадочку открою,
И наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот держу.
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Соедините данные точки так, чтобы получилась ломаная линия . Какой инструмент нам поможет?
(Отрезки можно начертить только по линейке. Ломаную линию так же).
- Как будем соединять точки? (Последовательно. Друг за другом. Работаем аккуратно и точно.)
Взаимопроверка.
- Из чего состоит ломаная? (Ломаная линия состоит из отрезков.)
- Сколько звеньев в нашей ломаной?
- Предположите, какое наименьшее количество звеньев может быть?
Вывод: наименьшее количество звеньев ломаной – 2.
- А 1 звено? (Это отрезок.)
- Обозначьте синим карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. ...
- На что похожи места соединений? (Вершины гор...)
Вывод :Данные точки называются вершинами ломаной.
VI. Итог урока
Формирование умений соотносить цель и результат.
- На какие вопросы сегодня на уроке мы пытались ответить?
- Как называется новая линия?
- Как начертить ломаную линию?
- Как сконструировать ломаную линию?
- Где можно увидеть ломаную линию?
- Ответили на вопросы? Справились с работой?
- Выберите начало предложения и постарайтесь закончить его:
– Я узнал...
- Было интересно ...
- Было трудно ...
- Мне захотелось ...
- Порадовался тому, что ...
VII. Рефлексия
Дети выбирают звездочки, соответствующие настроению:
Красная – хорошо усвоили тему,
Зеленая - не очень хорошо,
Синяя – плохо.
Прозвенел и смолк звонок, Вот и кончился урок!