КВН Мой верный друг, язык мой русский (5-6 классы)
Внеклассное мероприятие по русскому языку
в 5 – 6 классах.
КВН «Мой верный друг, язык мой русский»
Огуречникова Ольга Анатольевна, учитель русского языка
МОБУ Большекуразовская ООШ
Цель: 1. Развивать интеллектуальные способности обучающихся по русскому языку;
2. Прививать интерес к русскому языку;
3. Развивать речь детей;
4. Знакомить с фразеологическими оборотами, образными выражениями,
пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.
Зал украшен плакатами с высказываниями о русском языке.
Вход детей в зал. Дети входят в зал с песней «Чему учат в школе?»
Чтение стихов обучающимися.
Щедрое народное наследство-Я люблю красивый наш язык,Ведь на русском говорю я с детства,Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая.(Сколько новых дел, событий, чувств!)Мысль свою на русском выражая,Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без переводаРусские хорошие словаВ речь и душу каждого народаНа правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,Я со всей Вселенною знаком-Это потому, что я владеюРусским всеохватным языком.
Наш язык - язык труда и света,Он широк, и ясен, и велик.Слушает с волнением планетаПушкина бессмертного язык!
Ведущий.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат, могуч и прекрасен. Сколько хороших слов сказано о русском языке!
«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».
А. Н. Толстой
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
А. Н. Толстой
«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».
М. Горький
Ведущий
Чему мы учимся на уроках русского языка, исходя из слов песни «Чему учат в школе?» (Ответы детей)
Конечно же рассказать обо всем чему учимся на уроках русского языка в песне не получится. И сегодня в нашей игре мы также постараемся рассказать о том, чему можно научиться в школе.
Представление команд.
- название
- девиз
- капитан
Разминка.
Я говорю вам существительные в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном.(презентация)
Нога -(ноги)
Рука -(руки)
Дуга -(дуги)
Мука - (сущ.мука не имеет множественного числа)
Ведро - (ведра)
Бедро -(бедра)
Метро -(сущ.метро не имеет множественного числа)
День -(дни)
Пень -(пни)
Лень -(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок - (цыплята)
Козленок -(козлята)
Бочонок - (бочонки)
Задание командам. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы:(презентация)
1.Кого, согласно русской поговорке, ноги корят? (волка)
2.Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
3.Какие берега обычно бывают у молочной реки? (кисельные)
4.Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? (щука)
5. Кого в сказках называют Топтыгиным? (медведя)
6.На чем приносит новости сорока? (на хвосте)
7.Два каких гуся жили у бабуси? (веселых)
8.От чего яблоко падает недалеко? (от яблони)
9.С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (с малиной)
Задание командам. (на карточках)
Ведущий. Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащают нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
Закончи пословицу по ее началу.
1.Не сиди сложа руки (не будет и скуки)
2. В гостях хорошо, (а дома лучше)
1.Один – за всех(все – за одного)
2. Не имей сто рублей(а имей сто друзей)
1. Без труда не вынешь (рыбку из пруда)
2.Скучен день до вечера(коли делать нечего)
1. Терпение и труд (все перетрут)
2.Семь раз отмерь(один отрежь)
1.Поспешишь -(людей насмешишь)
2. Любишь кататься -(люби и саночки возить)
Ведущий.
Пословицы недаром молвятся,Без них прожить никак нельзя!Они великие помощницыИ в жизни верные друзья.Порой они нас наставляют,Советы мудрые дают,Порой чему- то поучают И от беды нас берегут.
Задание командам. (презентация)
Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
Посадила мама в печь пироги печь.
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ведро дало течь и вода стала течь.
5. Задание командам. (презентация)
Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Грамматическая арифметика
Задание 6. В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Например, во весь дух (быстро)
Орать во все горло (громко)
Спать мертвым сном (крепко)
Работать, не покладая рук (усердно)
В час по чайной ложке (медленно)
Сделать на скорую руку (наспех)
Вылететь из головы (забыть)
В двух шагах (близко, рядом)
Без году неделя (недавно)
Втирать очки (обманывать)
Хоть пруд пруди (много)
Прикусить язык (замолчать)
Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)
Задание 7. Конкурс капитанов. У каждого капитана по 3 карточки со знаками
«!», «?», «.»
Ведущий читает предложение, а капитаны выставляют соответствующий знак в конце предложения.
- Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 Мая? - Это День Победы. - Какое счастье быть свободным! - Ты любишь раннее весеннее утро? - Выйди в сад и открой глаза. - Чувствуешь радость наступающего дня? - Как прекрасно все вокруг! - Что ты еж такой колючий? - Это я на всякий случай. - Знаешь, кто мои соседи? - Лисы, волки и медведи!
Задание 8. Разгадай кроссворд «Спрятанные слова»
(даны 9 букв, расположенные горизонтально, надо вписать слова в клетки вертикально, слева направо)
- подземная железная дорога - метро
- мера времени - минута
- шкаф, стол, стул - мебель
- помещение для продажи товаров - магазин
- овощ - морковь
- сильный ветер со снегом - метель
- напиток из ягод - морс
- погода зимой - мороз
- переход через реку - мост
- знак вычитания - минус
- дикий зверь - медведь
- куклы одна за другой - матрешка
Подведение итогов.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Ведущий. С какой любовью к русскому языку написано стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.
На столе моем – книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель-
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний-
Ключ волшебный в руке
Говорю с целым миром
Я на том языке.
15