Огонь-друг мой, огонь-враг мой!
ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
«Огонь-друг мой! Огонь-враг мой!»
Игра-викторина по правилам пожарной безопасности для 1-4 классов,
проводимая в рамках декады безопасности.
Подготовила и провела:
инструктор по физкультуре
Скрыль Ю.Н.
сентябрь 2014г
Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности в игровой форме.
Оборудование и материалы: скамейки , дуги(для подлезания), эмблемы для команд, грамота для награждения, памятки для групп, распечатки кроссвордов, составные карточки, загадки.
Ход игры:
1.Вступительное слово.
Ведущий: -Дорогие ребята, сегодня мы с вами собрались в зале, чтобы еще раз поговорить о правилах осторожного обращения с огнем.
Знают все человек без огня
Не проживет и дня!
При огне как при солнце тепло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите ребята вокруг,
Нам огонь повседневный друг,
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится страшным врагом!
- Мы все знаем: чтобы не случилось пожара – не играй с огнем!
2.Этапы игры.
Сегодня на нашем развлечении присутствуют две команды, которые будут соревноваться в смелости, знаниях и умениях. Командам слово для представления . (Команды представляются)
1 команда «Угольки» Девиз: Упал на пол уголек,
Деревянный пол прожег.
Не смотри, не жди не стой,
А залей его водой!
2 команда «Капельки» Девиз: Хоть мы капельки малы,
Но проворны и смелы,
Мы потушим угольки,
чтобы не было беды!
(Ведущий представляет жюри).
Ведущий: А теперь первое задание для команд «Отгадай загадку»
(смотри Приложение)
Ведущий: А теперь послушайте внимательно:
Что самое опасное при возникновении пожара? (огонь, дым)
Дым очень опасен для нашего дыхания, он ядовитый. Если случился пожар, нельзя прятаться под кровать, в шкаф и в другие места. Нужно выбираться из помещения пригнувшись к полу, потому что внизу дыма всегда меньше.
И сейчас второе задание «Спаси меня»
Команды делятся на две группы: одна- пожарные, другая- попавшие в зону пожара.
- На финише (предполагаемое место пожара) расположены пострадавшие , на старте- пожарные. Игроки-пожарные каждой команды поочередно должны проползти, «спасаясь от дыма», под дугами до «места пожара», бережно взять пострадавшего за руку и «вывести из огня», совершив обратный путь тем же способом. Выигрывает та команда, которая быстрее «спасет» пострадавших.
-Начали!
Ведущий: Молодцы! Теперь вы запомнили, что от дыма спасаться нужно передвигаясь пригнувшись.
Огонь одно из самых больших чудес природы с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил людям тепло, свет, защищал от диких животных, использовался для приготовления пищи, изготовлений орудий труда.
Люди научились добывать и сохранять огонь. Благодаря огню человечество проникло в космос.
Однако, выйдя из под контроля, огонь превращается в страшное бедствие.– В какое бедствие превращается огонь, вышедший из под контроля. (Пожар)
– Что такое пожар? (определение из толкового словаря)
Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни.
Огонь издавна был другом человека. Наши предки считали его живым существом. Ему поклонялись. Он помогал им бороться за существование.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и он утратил силу божества. Но другом и помощником быть не перестал. Сила у огня - друга большая- пребольшая. Но если с его силой обращаться неосторожно и неумно, то огонь может стать страшным, коварным врагом!
На нашей планете возникает приблизительно 5 млн пожаров в год. Каждые 5 секунд вспыхивает новый пожар. Их количество растет Огонь-враг – оставил свой след в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Погибли миллионы жизней. Чтобы этого не происходило, надо осторожно обращаться с огнем.
Третье задание «Причины пожаров».Вы должны по очереди назвать, из-за чего может возникнуть пожар. За каждый ответ присуждается очко.
Ответы детей.
(Неосторожное обращение со спичками. Брошенные не затушенные окурки.
Искры при огневых работах.
Неправильная эксплуатация печей.
Неправильная эксплуатация газовых приборов.
Неправильная эксплуатация электрических приборов.
Пиротехника. )Вывод: Главная причина пожаров – неосторожное обращение с огнем.
Четвёртое задание «Доскажи» Даются карточки- начало фразы и окончание: надо их составить правильно.
Пятое задание: «Кроссворд»
1. светит и обжигает
2. жидкое средство для тушения огня
3. твердое средство для тушения огня
4. бытовой прибор, который во включенном состоянии может вызвать пожар
5. чем подают воду при пожаре
6. сигнал, издаваемый пожарным автомобилем
7. откуда набирают воду для тушения пожара
8. основное средство борьбы с огнем
(ответы: 1-пламя; 2-пена; 3-песок; 4-утюг; 5-шланг; 6-сирена; 7-колодец; 8-вода; по вертикали- ЛЕСТНИЦА)
Ведущий:
А у нас шестое задание- веселая эстафета «Пожарные на ученьях». Все пожарные- люди очень смелые, ловкие, проворные, ведь от их умений зависит как быстро они сумеют потушить пожар. Существует много средств тушения пожара ,и вам сейчас предстоит выбрать подходящее .(В конце дистанции лежат карточки с изображением различных предметов- нужно взять одну карточку и вернуться обратно, затем – следующий.) Начали!
Он всегда бывает разным
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Да, огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в игру «Такой жгучий огонь».
(Дети встают в круг и под музыку передают «огонь»-шарик красного или оранж. цвета. Как только музыка останавливается, у кого в руках остался «огонь», тот выбывает.
3.Подведение итогов. Вручение грамоты победителям ,медалек и памяток всем участникам.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Загадки:
1. Кто с огнем не осторожен, 2.Что за тесный, темный дом,
У того пожар возможен. Сто сестричек жмутся в нем.
Дети помните о том, И любая из сестер
Что нельзя шутить с … (огнем) Может вспыхнуть как костер.
Не играй с сестричками
Тоненькими …. (спичками)
3.Я мохнатый , я кудлатый.
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, над заводом. 4. Голова огнем пылает,
Над костром и пароходом Тело тает и сгорает.
Но нигде-нигде меня Все могу я освещать,
Не бывает без огня. (дым) Но нельзя со мной играть! (свеча)
5.А ну, ребятки, не зевайте,
Дружно хором отвечайте.
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой)
6.Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички… (отобрать)
7.Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать детки?
Вынуть вилку из … (розетки)
8.Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
О пожаре… (сообщить)
Все вместе: Знает каждый гражданин- Пожарный номер… (01)
Памятка: Правильное поведение во время пожара.
кроссворд
1. светит и обжигает
2. жидкое средство для тушения огня
3. твердое средство для тушения огня
4. бытовой прибор, который во включенном состоянии может вызвать пожар
5. чем подают воду при пожаре
6. сигнал, издаваемый пожарным автомобилем
7. откуда набирают воду для тушения пожара
8. основное средство борьбы с огнем
Карточки к заданию №6