Конструкт урока по русскому языку (5 класс) по теме: Подготовка сочинению-описанию по картине В.Д.Поленова Московский дворик.
Конструкт урока
Учитель: Потанина Маргарита Михайловна
Образовательная система: филология
Предмет: русский язык
Автор учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн.- М.: Баласс,2010.
Класс: 5 «Г» Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»
Тип урока:
Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»
Основные цели: подготовить учащихся к сочинению-описанию картины
Задачи: 1. Познакомить с жизнью и творчеством В.Д. Поленова.
2. Научить учащихся передавать свое отношение к картине, понимать содержание картины и её художественные особенности.
3. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к живописи.
Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употребление в устной и письменной речи.
Развивать чувство прекрасного.
Планируемый результат: 1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного осмысления учения
2.Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем исследовательского характера, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
3.На практическом уровне показать значимость композиции картины, деталей для выявления замысла художника, понимания ее содержания.
Оборудование: 1. Репродукция картины В.Д.Поленова “Московский дворик” (у каждого ученика). Колокольцев Е.Н. «Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин 5 – 7 классы».
2.Справочные материалы (толкование слов: пейзаж, пленэр; отрывки из художественных текстов с описаниями неба, солнца травы, облаков)
3.Карточки для заполнения учащимися.
4.Оформление доски.
5.Презентация к уроку.
6. Мультимедийный проектор
План урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
(Планируемые результаты)
1.Приветствие.
Сообщение цели урока
Учитель приветствует детей и сообщает цель урока
Дети приветствуют гостей
Личностные:
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебе
2.Мотивация. Подготовительная работа
- На доске записаны строчки. Прочитайте их.
“Мне кажется, что искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит”.
– Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?
- Конечно, это мог сказать творческий человек.
- Эти слова принадлежат великому художнику В. Поленову. Он сумел доказать это своим творчеством.
– А что значит давать счастье и радость?
- Сегодня мы испытываем эти чувства, я надеюсь, от картины В. Поленова “Московский дворик”. Слайд № 2)
– К какому жанру живописи можно отнести эту картину?
- Обратимся к справочным материалам и объясним значение слова пейзаж.
- В.Д. Поленов – мастер пейзажа, он как бы вдохнул жизнь в этот жанр, привнес новые возможности в живописную передачу природы. Что новое внес В.Д.Поленов в русскую пейзажную живопись? Обратимся к сборникам репродукций (стр.58)
- Всмотритесь в полотно В.Д.Поленова «Московский дворик». Искусствоведы называют его и пейзажем, и жанровой картиной. Какие детали полотна позволяют говорить о том, что перед нами жанровая картина?
- Благодаря тому, что на полотне изображены люди, картина живет, наполняется простой и естественной жизнью, которая так привлекала живописца. Поэтому картину можно назвать жанровой.
Дети читают эпиграф к уроку
Дети высказывают предположения о том, кто мог сказать эти слова
Дети высказывают свои предположения
Дети определяют жанр картины (пейзаж)
Дети обращаются к справочным материалам
Дети читают искусствоведческий текст и отвечаю на поставленный вопрос
Дети рассматривают картину, называют детали, которые позволяют назвать картину жанровой (изображение людей)
Личностные:
развитие этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
Формирование этических потребностей, ценностей и чувств
Регулятивные:
Умение самостоятельно ставить цели и задачи
Предметные:
Извлечение информации, ориентировка в системе знаний.
3. Знакомство с художником В.Поленовым.
- Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в Петербурге. С детства проявились у него художественные наклонности, этому способствовало семейное воспитание. В семье, где рос мальчик, царила атмосфера любви и уважения к искусству. И не случайно, что в ней выросли два художника – сам Василий Дмитриевич и его сестра Елена Дмитриевна.
В 1878 году художник пишет картины “Московский дворик” и “Бабушкин сад”. Поленов назвал эти картины “пейзажным бытовым жанром”.
В.Д. Поленов сыграл важную роль в русском искусстве как замечательный педагог.
Среди его учеников были И.И. Левитан, К.А. Коровин. Мысли о добре и красоте, стремление руководствоваться ими в жизни передавал он своим ученикам.
Его пейзажные работы “Московский дворик”, “Бабушкин сад”, “Золотая осень”, “Ранний снег” принесли ему широкую известность и всеобщее признание. (Слайд № 3)
В январе 1880 года Поленов послал картину “Московский дворик” на выставку в Петербург.
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». ( Слайд № 4)
П.М. Третьяков, купивший её в своё собрание, писал: “Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано”. (Слайд № 5)
Дети слушают рассказ учителя, рассматривают слайды презентации
Предметные:
Извлечение информации, ориентировка в системе знаний.
4. Рассматривание репродукции картины В.Поленова “Московский дворик”, беседа по содержанию картины.
У. Перед вами репродукция картины В.Поленова “Московский дворик”. Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, то есть внимательно, детально рассмотреть и обдумать. (Слайд № 6)
У. Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую вы рассматривали.
– На что вы обратили внимание на этой картине? Что вас привлекло?
- А ещё, ребята, что видите на этой картине?
- Что вы видите кроме этого?
- Да, видны купола. А что рядом с церковью, как вы думаете?
- Да, это колокольня, И Звон колокольный доносится до жителей этих домов.
– Что вас больше всего поразило в этой картине?
У. Именно не центр Москвы изобразил художник, а уголок Москвы с патриархальным бытом старых особняков: двор, часть сада, людей в этом дворе.
– Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
- Свет и воздух – вот главное, привнес В.Поленов в пейзажную живопись. Он был мастером пленэрной живописи.
– Обратимся к справочным материалам, объясним значение слова пленэр.
ПЛЕНЭР (“открытый воздух”) – передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях, под воздействием солнечного света и воздуха, Пленэрная живопись предполагает работу художника на открытом воздухе, а не в мастерской.
- Прочитайте ещё раз название картины. Что вы видите такого, что позволяет подтвердить правильность названия картины?
– Художник использовал в названии картины слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом – дворик, а не двор.
- Да, художник изобразил именно дворик, а не богатый дом с его постройками, слугами.
– Какие детали нам помогают понять, что здесь изображена не современная, а старая Москва?
У. Когда происходит действие на картине?
- Итак, художник В.Поленов изобразил на картине начало лета, московский дворик, освещённый ярким светом, трава кажется изумрудной. На солнце блестят купола.
– Какое настроение вызывает у вас эта картина?
У. Конечно, картина вызывает радостные чувства, кому-то захотелось попасть в летние каникулы, кто-то хочет полежать на зеленой лужайке, покормить или покататься в деревне на лошади. Там много желаний и чувств вызывает у нас эта картина.
– Как же удалось художнику этого добиться, при помощи чего он передает такое настроение?
У. А что могло заинтересовать художника в этом сюжете?
- Много вы назвали, что могло заинтересовать художника в этом сюжете.
– Давайте остановимся на деталях картины.
– Что больше всего занимает места на этой картине?
Дети рассматривают картину
Дети дают ответы:
- Большая полянка возле дома.
– Купола церквей.
– Запряженная лошадь, куры
- Сад за забором.
– Тропинку, ведущую к дому.
– Девушку с ведром, ей очень тяжело.
- Детей на поляне.
– А я вижу, как девочка сидит на земле и вроде бы она плачет, может, что– то произошло или её обидели.
– Вдали видны купола церкви.
- Колокольня.
-Художник изобразил обычный двор.
- Много света
– Запах травы, сена.
Дети обращаются к справочным материалам для объяснения значения слова пленэр.
Дети отвечают на вопрос:
- Небольшой двор.
– Небогатый московский дом. Он стоит на окраине, а не в центре.
- Дети одеты не современно.
– Лошадь сейчас редко увидишь, тем более в Москве, только в зоопарке, или в цирке.
– Церковь небольшая, старинная.
– Дома невысокие, деревянные, такие были в Москве очень давно.
– Мальчик одет в темные штанишки и рубашку из грубого сукна.
– Девушка несет воду в ведре, сейчас везде в Москве проведен водопровод.
- Начало лета, потому что дети легко одеты.
– На лужайке и в саду всё зелено, трава кажется изумрудной, значит это лето.
– Я думаю, что это знойный жаркий день.
– Небо чистое, мало облаков – значит это середина дня.
– Много блеска от куполов.
- Светлое. Радостное. Вспоминается теплое лето, деревня, каникулы.
– Восторженное, теплое.
– Покоя и тишины.
- С помощью красок.
– У него было хорошее настроение, поэтому он нарисовал эту картину.
- Сам дворик, дома, церковь.
– Ребятишки, лошаденка.
– Вся эта жизнь, жизнь простых людей старой Москвы.
- Земля. Небо.
Регулятивные:
Уметь устанавливать целевые приоритеты
Личностные:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Формирование мотивации к творческому труду
Коммуникативные:
Учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью
М\/П овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
Личностные
развитие этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
Формирование этических потребностей, ценностей и чувств
5. Выявление изобразительных средств.
У. Выберите из текстов, подходящие для этой картины определения к словам небо, солнце, облака, трава. (Справочные материалы)
Дети обращаются к справочным материалам, находят эпитеты.
Личностные
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Регулятивные:
Умение самостоятельно ставить цели и задачи
Предметные:
Извлечение информации, ориентировка в системе знаний.
6. Выявление замысла картины
У. Где, по вашему мнению, находился художник?
- Если бы вы стали писать сочинение по этой картине, то какой тип речи выбрали?
Дети отвечают на вопросы:
- Он, наверное, проходил мимо, и его заинтересовал этот домик.
– Его внимание привлекли звуки, доносившиеся из этого двора.
– Наверное, он смотрит на этот двор из окна соседнего дома.
– Он стоит на пригорке рядом с этим домом.
– Я думаю, он живет рядом с этим домом и, возвращаясь домой, увидел эту картину покоя.
- Описание.
Личностные:
Осознание ответственности за общее дело
Следование в поведении этическим нормам
Коммуникативные:
Учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью
Познавательные:
Подбор обоснований для выбора слов
7. Речевая подготовка.
- Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Надо быть внимательным к своей речи. Точно употреблять слова, избегать повторов.
Задание 1
Подберите синонимы к словам.
Художник (живописец, мастер кисти, автор картины).
Рисует (изображает, передаёт, показывает, пишет).
Картина (полотно, шедевр)
Задание 2. Собираем материалы. Заполним таблицу.
Церковка (Слайд № 7)
Подберите эпитеты к церковке
Белокаменная, пятиглавая, старинная, небольшая
Подберите эпитеты к куполам
Золочёные, блестящие на солнце купола
Колокольня (Слайд № 8)
С чем можно сравнить колокольню? На что она похожа?
Подберите эпитет (высокая, белая, величественная, кружевная)
Какое сказуемое можно подобрать к колокольне? (летит)
Особнячок (Слайд № 9)
Подберите эпитеты к особнячку
Какими синонимами его можно заменить? (дом, барский дом, усадьба, имение)
Как мы понимаем, что это лето?
Какие эмоции вызывает это здание?
Попробуйте описать особнячок?
Сарай с колодцем (Слайд № 10)
Подберите эпитеты к сараю
Длинный, тёмный, с провалившейся местами крышей, с деревцем, проросшем на крыше
Люди и животные (Слайд № 11-12)
Попробуйте описать в одном предложении лошадь
Посреди лужайки стоит бурая лошадка, запряжённая в сани
Опишите девочку
Невдалеке сидит маленькая девочка, повязанная белым платочком. Она о чем-то плачет навзрыд
Что делает мальчик, изображённый на переднем плане?
А за ним что это за две фигурки? Что они делают?
Что делает женщина?
Какое предложение можно вставить перед описанием людей и животных?
Маленький дворик живёт своей уютной повседневной жизнью.
Природа, погода (Слайд № 13)
Как показать, что день солнечный? Как это отражено на полотне?
Чистое голубое небо с лёгкими облачками, белоголовые макушки, похожие на головки одуванчиков, тени, ложащиеся на траву, на домик
Советы (Слайд № 14)
Избегайте повторов слов, заменяйте их синонимами и местоимениями
Делите текст на абзацы
Связывайте предложения мостиками
В каждом предложении обязательно должно быть сказуемое
В каждом предложении должен описываться один предмет
Дети подбирают синонимы к словам.
-Дети заполняют таблицу, подбирают эпитеты.
Дети читают советы по оформлению сочинения.
Познавательные:
Подбор обоснований для выбора слов
М\/П овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
8.Составление плана
План (Слайд № 15)
I. Поленов - замечательный художник-пейзажист.
II. «Московский дворик» - лучшее полотно мастера.
1) Белокаменная церковь с колокольней
2) Белый особнячок
3) Длинный сарай и колодец, женщина с ведром
4) Понурая лошадка
5) Белоголовая ребятня
6) За забором - купеческая Москва
III. Прекрасное настроение, покой и умиротворение. Волшебная кисть художника
Дети совместно с учителем составляют план.
Личностные:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Формирование мотивации к творческому труду
Регулятивные:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу действия и в результат
9.Итог урока.
У. Итак, мы с вами рассмотрели репродукцию картины “Московский дворик”. Напишите сочинение. (Слайд № 16)
Личностные:
Формирование мотивации к творческому труду
Регулятивные:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу действия в результат
Источники: 1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Колокольцев Е.Н. «Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин 5 – 7 классы».
Приложение 1
Пейзаж – 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы, ландшафт.
(Лесной пейзаж.)
2. Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение природы. (Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи.)
ПЛЕНЭР (“открытый воздух”) – передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях, под воздействием солнечного света и воздуха, Пленэрная живопись предполагает работу художника на открытом воздухе, а не в мастерской.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пейзаж – 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы, ландшафт.
(Лесной пейзаж.)
2. Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение природы. (Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи.)
ПЛЕНЭР (“открытый воздух”) – передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях, под воздействием солнечного света и воздуха, Пленэрная живопись предполагает работу художника на открытом воздухе, а не в мастерской.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пейзаж – 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы, ландшафт.
(Лесной пейзаж.)
2. Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение природы. (Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи.)
ПЛЕНЭР (“открытый воздух”) – передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях, под воздействием солнечного света и воздуха, Пленэрная живопись предполагает работу художника на открытом воздухе, а не в мастерской.
Приложение 2
Солнце в небе горит, как огненный цветок, и сеет золотую пыль своих лучей на серые груды скал. (М.Горький)
Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время засухи, не тускло-багровое, как пред бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно выплывает из-под узкой и длинной тучки. (И.Тургенев)
По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачному, местами подернутому, словно белоснежным кружево, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. (К.Станюкович)
Над головой раскрывается необычайно синий, бездонный купол небес. (Б.Тимофеев)
Небесный свод казался голубой хрустальной чашей, которой как будто нарочно прикрыли землю (В.Арсеньев)
Высокое, почти безоблачное летнее небо, наполненное солнечным блеском, сквозило голубизной. (П.Проскурин)
На бледно-голубом небе повисли мохнатые пушистые облака. (Н.Гарин-Михайловский)
Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. (В.Короленко)
На припеке горячо и сладко пахли травы, цветы, крапива. (И.Бунин)
Молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.Тургенев)
Приложение 3
Предмет изображения
Материалы
Церковка
Колокольня
Особнячок
Сарай
Люди и животные
Природа
15