План анализа стихотворения (восприятие, истолкование, оценка поэтического текста).
Примерный план анализа стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)
Вступление.
Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том. что даст человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Основная часть.
Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, па звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
Истолкование. Ваша задача - выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть. выявить авторскую концепцию.
Примерный круг вопросов для анализа:
Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название?
Какое настроение создаст? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?
2.0пределите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
З.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили ее во вступлении..
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.
5.0пределите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика. архаичная лексика, тропы и т.д.);
фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс).
словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы. приемы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
морфологические (обилие глаголов придаст тексту динамичность, обилие прилагательных - живописность: частиц, междометий - эмоциональность и т.д.):
синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
б.Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).
7 Сформулируйте идею стихотворения, определите свое отношение к ней.
8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
Заключение.
Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
15