ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ «Стихотворение А.С. Пушкина «Няне». Формирование компетентности анализа поэтического текста (ФГОС).
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ
«Стихотворение А.С. Пушкина «Няне». Формирование компетентности анализа поэтического текста (ФГОС).
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ №11 г Кимовска
Семёнова Г.С.
2014
Ход урока.
I. Организационный этап (мотивационный).
Приветствие учащихся.
Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач.
Технологии: индивидуально-личностного обучения технология здоровьесбережения, ознакомительная.
II. Этап целеполагания.
Цели: познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Няне».
Развивать внимание к поэтическому образу, рассматривать в тексте каждое слово, каждую запятую.
Воспитывать уважение к людям старшего поколения
Технологии: готовность к самообразованию, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.
III. Этап актуализации знаний, умений, навыков.
Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действии и реализации их.
Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворении А.С. Пушкина «Няне».
Оно было написано в 1826 году, когда поэту исполнилось 27 лет – как вы думаете, почему в столь взрослом возрасте поэт пишет стихотворение своей няне?
Какую роль сыграла няня в становлении Пушкина?
Так давайте прочитаем это стихотворение.
IV. Этап освоения нового (исследовательский этап).
Выразительное чтение стихотворения
Вопросы к классу.
Как вы думаете, почему стихотворение называется «Няне» а не «Няня»?
Кто знает, что за трудности возникли в жизни поэта?(Он находился в ссылке в своем имении Михайловское,
Давайте прочитаем первую строку.
Какие слова обращают на себя внимание (подруга, суровых).
Почему дни суровые мы выяснили (поэт находился в ссылке).
Обращаем внимание на вторую строку «голубка дряхлая моя»!
Рядом стоят два слова, совершенно разные по эмоциональной окраске. Слово «дряхлая», стоящая после слова голубка, как-то смягчается. В таком соединении слов и заключается особый талант поэта.
В следующей строчке обращает на себя внимание слово глушь. Что такое по вашему глушь? (Безлюдное глухое место, где человек чувствует себя одиноким).
В такие минуты хочется поддержки близкого человека, и поэт в трудный момент жизни обращается к няне.
В следующей строке обращает на себя внимание повторение слов давно-давно. Что дает повтор? (Смысл слов усиливается).
Следующая строка. Что такое светлица? (Каждый ли дом можно назвать светлицей?)
Почему Арина Родионовна горюет, будто на часах? (Она беспокоится, переживает, смотрит на часы, ждет своего питомца).
Почему спицы в ее руках медлят? (Он задумывается, и ее работа замедляется).
Почему руки няни наморщенные? (Няня много трудилась, ведь она была из крепостных крестьян).
Как вы понимаете последние 4 строки стихотворения? Какое настроение они создают? Какие слова вы хотели бы выделить?
V. Этап закрепления знаний (этап фиксации).
Каким образом удалось Пушкину в столь небольшом стихотворении передать свою любовь к этой удивительной женщине Арине Родионовне? (Помимо своей душевной теплоты поэт использовал множество приемов, например: обращение, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, олицетворение, эпитеты, ряды однородных членов. Таким образом, поэту удалось создать картину его душевных переживаний.
Технологии: анализ результатов формирования умственных действий, развивающего обучения, здоровьесбережения.
VI. Проектирование выполнения домашнего задания.
Формировать навык использования полученных на уроке знании.
Ответить на вопрос: что я узнал о мастерстве Пушкина и что еще хочу узнать.