Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме Кто такие птицы?


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛа №24
Г.ЙОШКАР-ОЛЫ»
Конспект урока окружающего мира
в 1 классе
по программе «Школа России»
по теме «Кто такие птицы?»
Учитель начальной школы
МБОУ «СОШ №24»
Барановская Лариса Васильевна
Йошкар-Ола
2015 г.
Предмет: окружающий мир, класс 1В
Тема: Кто такие птицы?
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки
Задачи:
создать условия для формирования понятия « птицы»;
создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;
создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;
выражать свою точку зрения по данной теме;
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий .Личностные УУД:
- самоопределение;
- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;
Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
Познавательные УУД:
1. общеучебные:
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
- умение ставить, формулировать и решать проблемы
2. информационные:
- обучение работе с разными видами информации;
- поиск и выделение необходимой информации
3. логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:
В области познавательных (общеучебных) УУД научатся: ориентироваться в учебной книге – находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) научатся понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.
В области коммуникативных УУД научатся планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать с соседом по парте.
Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированный подход, частично-поисковый метод, формирующее оценивание, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Голоса леса», презентация, учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, чучело вороны, цветные карандаши.Структура (план) урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Применение новых знаний.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа.
6. Закрепление нового материала.
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Создание благоприятной психологической обстановки)
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Эмоциональный настрой на урок (слайд 2).
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
2. Актуализация знаний
- С какими группами животных мы уже знакомы?
- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)
- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)
- Давайте проверим, знаете ли вы насекомых и рыб (слайд 3)
- Слева или справа находятся насекомые?
- А рыбы?
3.Применения новых знаний (слайд 4)
- Наш помощник Муравьишка побывал в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у него остались еще и другие друзья – животные. Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались в лесу. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).
- Как одним словом можно назвать друзей Муравьишки? (птицы)
-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? ( о птицах)
-Вспомните, каких птиц вы знаете.
- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)
Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“. А вы как думаете, ребята?» (слайд 5)
Работа по учебнику.
- Давайте откроем учебник на странице 36. Рассмотрите на рисунке животных, которых назвал Муравьишка. (слайд 6-9)
-Что общего у всех этих животных? (они умеют летать) Действительно ли все они — птицы? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое.)
- Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?
- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)
-Значит, наличие крыльев и умение летать- не самый главный признак птиц?
- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.
Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.
- Посмотрите внимательно. (Показать чучело птицы)
Посмотрим на строение птиц (слайд 10)
- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят(слайд11-13)
У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри – длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. .У большинства птиц клюв такого вида.
- В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца, 3 из которых направлены вперёд, а 4 повёрнут назад. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.
(слайд 14-17).
- Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
(слайд 18-21).
- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. Чем покрыто тело птиц? (перьями) (слайд 22)
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
-Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.) Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи. (читают в учебнике на стр. 37)
- Не случайно птиц часто называют „пернатые“ (слайд 23)
4. Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапкиПриготовился к зарядкеПовернулся влево вправоПриседанье сделал справноКлювиком почистил пухИ скорей за парту плюх.
5.Практическая работа.
(Работа в парах. На столах лежат перья) -Чем различаются эти перья? (цвет, форма, размер)
- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?
(Учитель показывает стержень и бородки перьев, очин и опахало).
-Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите.
-Еще у пера есть бородки. Найдите.
- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)
- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)
-Разрежьте перо. Что видите внутри? (внутри пусто) Перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
- Обмакните перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? Намокло ли перо? (оно осталось сухим, вода скатилась капельками).
-Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)
- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду) (слайд 24)
-Для чего птицам нужны большие перья? (чтоб летать)
-Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла)
Вывод: Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло (слайд 25-27)
-Раньше не было ручек, и люди писали гусиными перьями (слайд 28)
6. Закрепление нового материала.
- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех.
Страус – самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов (слайд 29-30)
Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (слайд 31-33)
Колибри – самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар (слайд 34)
1) Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на странице 37.
Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаете о них.
2) Выступление учащихся (загадки о птицах)
- Отгадайте, что за птицы прилетели к нам на урок?
1) На дереве сижу,
«Кар-кар» кричу.
Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Так кто же я? (ворона) (слайд 35)
- Ворона – крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело – серое. Зимой ворона перекочевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.
2) Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найду приют:
Не боюсь никак простуды
С первым снегом – тут как тут!
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко- красный галстук мой.
-Кто это? (снегирь) (слайд 36)
- Снегирь – красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками.Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.
3) Красный берет,
Чёрный жилет.
Все время стучу,
Деревья долблю,
Но их не калечу,
А только лечу. ( дятел) (слайд 37)
- Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из – под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.
4) Я непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока) (слайд 38)
- Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.
Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.
5) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
По дворам шныряю,
Крохи подбираю,
По полям ночую,
Зёрнышки ворую. (воробей) (слайд 39)
- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах. Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.
6) Спиной зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица) (слайд 40)
- Синичка – красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и летают.
Инсценирование
- Послушайте, как птицы разговаривают.
- Встретились однажды сорока и снегирь.
Сценка «Сорока и снегирь»
Сорока:
- Эй, увалень, как звать-то тебя?
- Откуда, красногрудый, к нам прилетел?
- Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?
Снегирь:
- Нет, не воды, а…
Сорока:
- Дети, что набрал в рот снегирь?
О т в е т: рябину.
3)Работа в тетрадях.
- Откройте тетради на странице 25. Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.
- Чем различаются эти птицы? (размером)
- Чем они похожи? (имеют черное оперение)
- Раскрасьте птиц на рисунках.
7.Итог урока.
Цель: контроль за результатами деятельности.
- С какой новой группой животных мы познакомились?
- Что мы узнали о птицах?
- Кто же такие птицы?
- Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, мы говорим: птицы – наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
- Спасибо за хорошую работу на уроке (слайд 41)
8. Рефлексия
– Выполнение какого задания вызвало затруднение?
– Ребята, какое задание выполнили без труда?
– Какое задание было самым интересным на уроке?
- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?
-Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
- Урок окончен.