Конспект занятия. Застёжка молния
Теория
Тема: Втачивание застёжки «молния» в шов изделия.
Цели:
Обучающая: знакомить обучающихся с историей застёжки «молния», с её видами и
способами обработки, применением, принципами работы;
научить алгоритму обработки застёжки «молния», терминологии ручных,
утюжильных работ;
Развивающая: развивать координацию движения рук, исполнительские движения;
Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус
Наглядный материал: образцы застёжек «молния», образцы готовых изделий с различными обработками застёжек «молния», иллюстрации применения застёжки в бытовых предметах, инструкционные карты, заготовки изделий и застёжек «молнии», коробка с швейными принадлежностями.
Лексическая работа с терминами: заметать, разутюжить, наметать, приутюжить,
Оборудование: утюг.
Структура занятия.
І. Организационный момент 3 мин
1. Проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Этап постановки цели.
ІІ. Повторение пройденного материала 7 мин
ІІІ. Изучение нового материала 12 мин
История возникновения застёжки «молния».
Роль молнии в одежде и быту (обращение к иллюстрации).
Виды молний (образцы застёжек).
Требования к втачиванию и эксплуатации зас-ки «молния».
Типы обработок застёжек (образцы готовых изделий).
IV. Проведение физминутки 3 мин
V. Практический показ 10 мин
Демонстрация трудовых приёмов по обработке застёжки «молния».
VI. Практическая часть занятия 20 мин
Самостоятельное выполнение по инструкционной карте.
VII Заключительная часть занятия 15 мин
Ход занятия.
I Организационный момент.
Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности к занятию.
Изучая раздел «Изготовление поясного изделия», переходим к теме: «Застёжка «молния»».
Цель занятия:
1. Ознакомить обучающихся с историей застёжки «молния», с её видами и
способами обработки, применением, принципами работы;
научить алгоритму обработки застёжки «молния», терминологии ручных,
утюжильных работ;
2. Научить последовательности обработки застёжки «молния».
3. Развивать моторику рук, знания и умения по втачиванию застёжки «молния» в шве
изделия.
4. Воспитывать эстетический вкус.
II Повторение пройденного материала:
Правила работы с ручными иглам?
Правила работы с ножницами?
Правила работы с электрическим утюгом?.
Последовательность проведения первой примерки?
По какой стороне производится примерка?
III Объяснение нового материала.
Слово педагога.
Скажите для чего служит застёжка «молния»?
А Вы знаете историю возникновения застёжки «молния»? Можете ли вы себе представить, какую уйму времени и сил отнимало у портных пришивание пуговиц, крючков и обметывание петель до того, как были изобретены «молнии»? Самый первый вариант этой застежки был предложен в 1891 году, как замена пуговиц на туфлях. Однако только в 30-х годах нашего столетия они получили действительно широкое распространение.
Застежка «молния» так же много значила в жизни наших ближайших предков. Изобретенная более 110 лет назад она дошла до Союза вместе с другими образчиками западной материальной культуры в начале 1940-х как уникальный аксессуар авиакуртки-«канадки». С середины 1940-х она украшала мечту крутых ребят той эпохи - куртку-«москвичку», скомбинированную из сукна или вельвета разных цветов. Потом стала жемчужиной дамских платьев из крепа. Вообще наличие молнии на том или ином предмете одежды на протяжении 15-20 последующих лет было признаком особого шика. «Я живу теперь в дому - чаша полная, даже брюки у меня и те на молнии…», - пел герой Александра Галича в начале 1960-х годов.
Сегодняшние «молнии» лишь отдаленно напоминают своих тяжелых металлических предшественниц. Из всего их разнообразия вы можете подобрать застежку любого цвета и размера, пластмассовую, металлическую, с зубцами-колечками, для толстых или тонких тканей.
Застежка «молния» или просто молния — вид застёжек, предназначенных для быстрого соединения или разъединения двух частей материала (обычно ткани). Соединение или разъединение половинок молнии застежки выполняется при помощи замка (слайдера), скользящего по лентам. Различают разъёмные и неразъёмные молнии застежки.Застежка «молния» играет в одежде такую же главную роль, что и застёжка на пуговицах.
«Молния» может быть вшита, скрыта, как и потайная застёжка, или быть на виду в качестве украшающей одежду. Она выполняет 2-е функции: утилитарную и эстетическую.
Скажите, применяется ли застёжка в быту?
Назовите примеры:
Сумочки, чехол для одежлы, рюкзак, чемодан, чехлы на мягкую мебель и т.д.
Существует 4 основных типа молний:
Стандартная со спиральной застежкой из синтетики, или с зубчиками из металла или синтетики (демонстрирование молний).
Брючная «молния» с зубчиками и крючком на нижней стороне замочка молнии, который не дает расходиться.
Разъемная «молния», встречается чаще всего с более крупными зубцами из металла, или синтетики (применение в верхней одежде).
Потайная «молния» со спиральной застежкой из синтетики.
Для брюк и юбок, застежку необходимо втачать, как можно незаметнее, рекомендуется молния со спиральной застежкой, потому что она мягче и гибче «молнии» с зубчиками.
Требования к втачиванию и эксплуатации застежки
«молния».
Проверить качество работы замка и звеньев вметывать и втачивать тесьму застежки с натяжением, иначе звенья цепи в носке могут разойтись.
Чисто обработать изделие с лицевой стороны и изнаночной стороны, чтобы нитки от срезов ткани, кромка тесьмы застежки или запас шва изделия не попали между звеньями.
Следить за тем, чтобы во время утюжильных работ подошва утюга не касалась рабочей части застежки.
Исключить возможность появления ржавчины на металлических деталях застежки.
Предусмотреть в изделии над замком выступ переднего конца пояса, ограничивающий растяжение застежки в поперечном направлении.
Существует много способов обработок застежек:
Я познакомлю с самыми распространёнными:
Подкройной обтачкой.
Зас-ка гульфик.
«Молния» закрытая с двух сторон.
«Молния» закрытая одним краем разреза.
«Молния» в припусках шва (потайная ), (образцы готовых застежек).
Теперь обращаемся к застёжке, с которой мы будем работать, ознакомимся с этим способом:
«Молния» закрытая одним краем разреза.
Прежде чем приступить к обработке застежки надо познакомиться с приспособлением – одноражковая лапка, для выполнения качественной и красивой отстрочки.
IV. Проведение физминутки
V и VI Практическая работа.
Принцип вмётывания:
«Молния» должна быть, подобрана по цвету изделия, нитки также подбираются в цвет. У Вас на столах лежат заготовленные образцы с «молнией», возьмите и начнём практическую работу. Рассмотрим последовательность и приемы вмётывания. Возьмем инструкционную карту и последовательно разберем.Перед тем, как Вы приступите к практической работ, выделим основные этапы втачивания застёжки «молния». Сегодня выполняем смёточные и влажно-тепловые работы, работу на швейной машине продолжим на следующем занятии:
1 этап: 3
Сложить две детали лицевой стороной внутрь и по меловой линии производим замётывание среза образца по всей длине.
Знакомство с технологической картой.
Последовательность выполнения работы, пооперационный разбор.
Требования предъявляемые к качеству выполнения операций.
11 этап: 5
Приутюжить шов на участке замётывания. Затем припуски разутюжить на шов по всей длине. Удалить нитки смётывания.
Проговаривать терминологию утюжильных работ.
Обход педагога с целью проверки.
Соблюдение правил техники безопасности, помощь выполнения работы.
Отдых во время перемены.
111 этап: 5
IV этап
V этап
Требования предъявляемые к качеству выполнения операций.
Проверить работы учащихся.
Отметить учащихся, выполняемых наиболее удачных работ.
Первое, что мы сегодня должны это обработать боковой срез.
Термины.
Всем всё понятно? Не забывайте про самоконтроль, а я тоже буду за Вами наблюдать, старайтесь выполнять качественно, так как в конце занятия лучшая работа будет отмечена поощрительным призом.
Приступаем к работе.
VII Заключительная часть занятия.
А теперь давайте проверим Ваши знания терминологии и разгадаем ребусы и анограммы.
Подведение итогов занятия.
Что нового Вы узнали на занятии? (втачиванию застёжки «молния», новые термины).
Молодцы! Все очень хорошо поработали!
А сейчас мне хотелось узнать понравилось ли Вам занятие, и чья работа выполнена наиболее правильно и аккуратно. Для этого предлагаю Вам самим определить лучшую работу. Дети отдают свои голоса, педагог делает запись на доске имена. Затем дети высказывают своё отношение к занятию (блюдца со смайликами).
Вручение поощрительного приза за лучшую работу.
Основную работу выполнили все обучающиеся ….. остались незначительные недоработки.
На следующем занятии мы продолжим работу по втачивании застёжки «молнии».
Технологическая карта.
Последовательность обработки застёжки «молнии» в боковом шве юбки.
№
п\п Последовательность выполнения работы Графическое изображение
1. Сложить две детали лицевой стороной внутрь.
2. Замётывание боковых срезов деталей по всей длине.
-6540550800
3. Приутюжить шов на участке стачивания. Затем разутюжить припуски на шов по всей длине. Удалить нитки смётывания на участке застёжки.
-65405center
4. Направить раскрытую застёжку «молнию» под сгиб припуска на застёжку заднего полотнища так, чтобы начало звеньев было на расстоянии 10 мм. От верхнего среза юбки, располагая сгиб ткани по краю звеньев. Приметать, начиная от верхнего среза юбки вниз до конца застёжки, на расстоянии 1-2 мм от сгиба прямыми стежками длиной 5 мм.
5. Закрыть застёжку молнию. Приметать её вторую сторону на расстоянии 7-9 мм от сгиба, направляя сгиб переднего полотнища так, чтобы они совпали.
6. Настрачивание застёжки «молнии». Проложить машинную строчку с лицевой стороны от верхнего среза переднего полотнища к нижнему углу застёжки на расстоянии 1мм от намётки. Внизу иглу оставить в ткани в крайнем нижнем положении, лапку поднять, юбку развернуть, лапку опустить, выполнить строчку перпендикулярно боковому шву. На заднем полотнище этот приём повторить, строчку выполнить на расстоянии 1мм от намётки и закончить притачивание застёжки «молнии» на уровне верхнего среза заднего полотнища. Удалить нитки временного назначения.
Самоконтроль: аккуратность выполняемой работы, ширину шва и ровность строчек,
качество приутюживания.