Доклад Развитие познавательных интересов с целью активизации речевой деятельности учащихся на уроках РСВ.
Развитие познавательных интересов с целью активизации речевой деятельности учащихся на уроках РСВ.
Нормальный школьник, обучающийся и воспитывающийся по принуждению или даже из чувства долга, не достигает того успеха, который обеспечивается при возникновении у него интереса к знанию, к труду и к общественной жизни. Еще более серьезно стоит этот вопрос в отношении детей с отклонениями в развитии, в частности, с нарушениями слуха. Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие.
Понятие «познавательный интерес»
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека;
проявление его умственной и эмоциональной активности;
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру ;
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
Познавательный интерес его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы.
Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта глухими детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.
В долголетних исследованиях Н.Г.Морозова и др. обнаружили на ранних стадиях развития нормальных детей предшествующую интересу и любознательности более элементарную реакцию – ''любопытство'' – внимание ко всему яркому, новому, неожиданному. Используя эту ориентировочную деятельность для развития аномальных детей, вызывая на ее основе сначала любопытство, воспитывается любознательность - еще малодифференцированное, но уже явно познавательное отношение к окружающей жизни. А на этой основе затем уже формируется интерес – более постоянное, проникающее глубже в существо вещей и явлений свойство. Исследователи убеждены в том, что всякий интерес является познавательным и, в то же время, он глубоко эмоционален. Ребенок стремится к деятельности, которая его интересует. Только сплав эмоционального и познавательного отношения ведет к интересу.
Развлекательность, занимательность – это еще далеко не интерес. Это лишь привлечение внимания, которое может пригодиться в самый первый момент, когда ребенок (особенно глухой) который, не проявляя интереса ни к занятиям, ни к другой какой-либо деятельности (в том числе игровой).
Исследователи (Н.Г.Морозова и др.) выявили вначале чисто временный ситуативный интерес, зависящий от конкретного материала, преподносимого в занимательной форме (эпизодический или ситуативный интерес). В результате систематической работы в этом направлении переживание обобщается и становится устойчивым эмоционально-познавательным, внутренне мотивированным отношением (устойчивый интерес). И, наконец, с возрастом в соответствующих жизненных и педагогических условиях у ребенка, складывается эмоционально-познавательная личностная направленность (личностный интерес).
Условием является правильная организация всего учебного и воспитательного процесса. Красочность пособий, игрушек, занимательность занятий выполняют необходимую функцию привлечения внимания. Занимательность на пути к интересу играет свою положительную, хотя и временную, роль. Благодаря такому оформлению первых пособий и занятий пробуждается положительное отношение к знаниям, к обучению, к овладению деятельностью. Однако это только отправной момент; подлинный интерес развивается лишь в процессе активной, особым образом организованной педагогом деятельности ребенка. Дальнейшее обогащение знаниями, умениями, развитие познавательного интереса происходит при положительном отношении к самой деятельности, в ходе специально организованных занятий.
Привлечение внимания и развитие интереса у детей начинается с желания узнать, что там ( в коробке и т.д.), какой (предмет) и т.п. Занятия, вызывающие познавательный интерес, строятся так, чтобы ученик проявил собственную активность, догадливость и постарался узнать, найти ответ на возникающий вопрос.
Развитие познавательной активности детей с нарушением слуха достигается посредством выбора и сочетания методов и форм обучения с учетом основных психолого – педагогических условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; проведение коррекционно-развивающих мероприятий в ведущем виде деятельности детей - дидактической игре; постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности;
Развивающий характер обучения рассматривается как развитие психических функций ребёнка, его мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирование способностей к саморазвитию и саморефлексии.
Развивающий характер упражнений в РСВ понимается как восприятие речи в связи с использованием упражнений направленных на развитие мышления, речи, сенсорной и моторной сфер, памяти , внимания, таких психических операций, как сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, синтез.
Использование развивающих упражнений и дидактических игр влияет, на повышение интереса учащихся к ним, на познавательную деятельность учащихся. Одной из психических функций, которая имеет отклонения в развитии глухих учащихся, является осязание. Роль осязания для глухих имеет важное значение, т.к. благодаря осязанию происходит знакомство с окружающими его предметами, а так же оказывает влияние на процесс овладения устной речи.
1. Предлагаются разнообразные дидактические игры: «Волшебный мешочек».
Дидактические игры на внимание.
«Что лишнее?» «Кто лишний?»
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 «Чего нет?»
2.Тренировочные упражнения на развитие слухового внимания.
"Сигнальная карточка". Очень нравится ребятам работать с "сигнальными карточками". Дается предложение из текста или слова с изучаемым звуком (во 2б кл). В руках у ребёнка карточки с красным и жёлтым цветом. Если предложение или слово со звуком, соответствует тому, что есть в тексте и слове – ученик поднимает жёлтую карточку, а если предложение или слово, произнесённое, не соответствует содержанию текста, ученик поднимает красную карточку.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Известно, что наибольшую трудность в развитии речи учащихся представляет работа над текстом на индивидуальных занятиях. На таких занятиях в помощь восприятию материала, а также для поддержания интереса ученика к этой работе, использую картинки, фигурки для обыгрывания диалогов по ролям, материал для аппликаций и разнообразные упражнения. Это способствует более прочному усвоению словаря, а в некоторых случаях является той ситуативной основой, которая позволяет опознавать сложные задания.
3.Работа с «подстановочными таблицами».
Я написал(а) сумку
Девочка закрыл(а) письмо
Мальчик нарисовал(а) зайца
Задачу
4. Упражнения на развитие внимания, памяти, речи.
Деформированный текст.
Допиши пропущенные слова.
-Серёжа, ты __________сегодня в ______?
-Да, нас ждёт _______.
-Я возьму ________ с _______.
-Как в парке________, все деревья в ______.
-Вот и _______, где живёт _______.
-Я постучу по __________. Привет ________.
-Как ______?
-Насыпь ______ на ладонь.
-Смотри, _______взял ______ с моей руки.
- И прыгнула на _____.Пока_______.
Слова «Помощники» (Придешь, пойдешь, парк, лес , белочка, лисичка, пакет, мешочек, орехи, семечки, красиво, замечательно, снежном уборе, снег, Федя, Яшка, сосна , берёза, дерево, настроение, дела)
5. «Мнемосхемы». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника помогает в развитии:
связанной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания, воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 Мнемосхема звуки (с-ш)
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждый звук, слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
6. Использование мультимедийных презентаций.
Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность. А также, можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, привлекательность, мобильность и многофункциональность. Можно выделить следующие направления работы в презентациях:
ознакомление с новым речевым материалом по теме с использованием мультимедийных средств;
составление предложений с новыми словами;
дополнение предложений новыми словами;
работа с текстом;
составление словосочетаний и предложений с подбором нужной картинки;
составление предложений по указанной схеме с предъявлением движущейся сюжетной картинки;
называние действий словами;
восстановление деформированного текста;
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Презентационные материалы для автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах (2«б»кл). Благодаря последовательному появлению изображений на экране, учащиеся имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. В основу использования на занятиях по РСВ презентаций, положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами языка: познавательным, учебным, развивающим, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием. В созданных презентациях реализуется коммуникативный принцип, что предусматривает активное речевое развитие, возможность реализовать свои коммуникативные способности.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Фонетические рифмовки Найди звук и др.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Закончи или дополни предложения;
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод: использование развивающих технологий, дидактических игр на занятиях по РСВ позволяет:
достигнуть качественного обучающего эффекта;
повысить мотивацию учащихся к занятиям;
улучшить произносительные навыки учеников;
расширить их кругозор;
совершенствовать устную речь;
развивать мышление и память;
улучшать слуховое восприятие.
Можно сделать вывод, что познавательная активность детей с нарушениями слуха имеет специфические особенности, обусловленные влиянием сложной структуры слухового дефекта, которые могут быть компенсированы при включении в педагогический процесс дидактических игр и развивающих технологий.
1. Задание «Отыщи похожие звуки».
Цели работы: развивать слуховое восприятие, внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию.
2. Задание «Голоса перепутались»
Цели работы: развивать слуховое восприятие, внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию.
3. Задание «Кто как голос подает»
Цели работы: развивать слуховое внимание и память, развивать фонематический слух и восприятие, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, расширять и активизировать словарный запас глаголов, имен существительных, учить согласованию глаголов с существительными в простых предложениях.
4. Задание «Собери слова из слогов»
Цели работы: развивать слуховое внимание и память, развивать фонематический слух и восприятие, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, формировать звукобуквенный и звукослоговый анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов.
5. Задание «Отгадай загадки»
Цели работы: развивать слуховое внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи и отгадывать предмет по описанию, по видовым признакам, учить договаривать сложные предложения.
6. Задание «Угадай мелодию»
Цели работы: развивать слуховое внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, учить определять ритм и тембр мелодий, определять эмоциональную окраску и характер музыки, улавливать содержание музыкального отрывка и соотносить его с персонажем, развивая таким образом мышление и эмоционально-волевую сферу.
Рисунок 24Root Entry